Андрей Звягинцев: Лучше не заниматься искусством, чем заниматься им в оскопленном виде

Андрей Звягинцев: Лучше не заниматься искусством, чем заниматься им в оскопленном виде

Российский кинорежиссер, обладатель венецианского «Золотого льва», номинант «Оскара», созидатель лучших российских фильмов последних десятилетий, представляющих страну на ведущих кинофорумах мира представил на довлатовском фестивале «Заповедник», проходящем во Пскове, собственный фильм «Нелюбовь».

На проблема «Фонтанки» о взаимоотношениях художника и власти, о том, существуют ли лично для него проблемы самоцензуры и что бы он посоветовал в этом плане молодым начинающим художникам, ответил следующее:

— Рекомендация один напрашивается: отважно шагать вперед, иначе когда придется подводить итоги, тебе самому будет весьма совестно смотреть на свои «прошлые заслуги». Уж лучше не заниматься искусством, чем заниматься им в оскопленном виде. Для себя я это собственно так и решаю – делаю то, что считаю нужным, необходимым, вообще не считаясь с «погодой за окном». И собственно поэтому для меня не является вопросом, мастерить ли фильмы с ненормативной лексикой, хотя она под запретом: для меня это стиль, на котором ныне говорят мои соотечественники, это подобный же портрет времени, будто и все остальное.

Серебренников, «Матильда», «Эхо Москвы», «Фонтанка.ру»… Что тут скажешь. Я буквально вчера был в Швейцарии – там люд не знают имени главы своего государства. Еще великий китайский мудрей Лао Цзы говорил, что благополучное страна – то, где народ не знает имени своего правителя. А у нас сейчас политику сделали каким-то домашним животным, которое сидит в углу в виде телевизора, и ему нужно пора о времени подбрасывать корм – наши мысли, нервы, внимание. Я, уместно, избавился от телевизора и немало лет его не смотрю. Однако все равно, политика вошла в нашу существование до такой степени, что ты попросту не в состоянии о ней не размышлять. Поэтому мысли о самоцензуре – они, разумеется, возникают. Да, думаешь, произнести об этом или не произнести, как это было с «Левиафаном». Хотя «Левиафан» все-таки был необыкновенный случай. Там надобно было просто решиться – постигнуть, до конца ли ты ответственен за то, что ты заявляешь, свериться со своим камертоном правды: уверен ли ты в каждом слове. А уже дальше все остальные страхи преодолеваются легче.

Важно!  Каннский фестиваль: опоздавшего Оливера Стоуна определили к Уме Турман

Я сейчас весьма пафосно это вывожу, однако, похоже, по-другому не получается. Не знаю, будто прокомментировать ситуацию с Серебренниковым. Я абсолютно убежден, что это политический заказ. Сомнений у меня дудки никаких. И с «Матильдой» то же самое. Я вчера ехал сюда «Сапсаном» – там лежала газета, на обложке была Матильда – и я прочел, что кушать некий человек, какой берет на себя ответственность за все, что происходит вкруг фильма Учителя. Точнее даже, не берет на себя ответственность, а заявляет, что кушать вот такие силы и их итого четыре тысячи человек – причем, вначале их было 350 человек, а с появлением темы «Матильды» стало 4 тысячи. И вот эти 4 тысячи будут диктовать стране с населением 140 миллионов, которая считается светским государством, что ей глядеть, а что не глядеть?! Это же угроза – террористическая, экстремистская угроза. То, что молчит страна – невероятно и очень странно. Во всяком случае, дело открыто не в этих экстремистах. Кто стоит у истоков всех этих вещей – я не знаю. Однако все это сильно мешает существовать, думать, заниматься творчеством.

Похожие новости  WSJ: США не хотят выходить из Парижского соглашения по климату

Сошлюсь лишь на одну цитату. Она тоже прозвучит весьма пафосно, но она меня вдохновляет. Она не вечно делает меня свободным и отважным, однако я стараюсь ее вспоминать будто можно чаще в последнее пора. Это Савонарола, и его слова такие: «Когда я вижу перед собой ужас, я надеваю очки вечности – и ужас отступает». Потому что сколько, собственно, осталось-то? Немножко. И что теперь – вестись за всеми этими чудиками? Ты отвечаешь своим произведением за то, какой лепта ты делаешь в наше общее конструкция. Всё. У тебя больше дудки никаких цензоров, никаких менторов – никого, кроме тебя самого, твоего замысла и того, что тебя вдохновляет и побуждает непременно об этом высказаться. 


Важно!  Тактаров отказался сразиться в Голливуде «русского сепаратиста», убивающего мирных украинцев

Ключ: calendar.fontanka.ru

Читайте также:

Загрузка…

Новостной портал

Добавить комментарий