Снаряжение на арктической кромке. часть 2: личные вещи

Какие материалы традиционны

Выбор материала зависел от преобладающего вида деятельности. Охотники использовали шкуры и мех, рыболовы – кожу рыб. Но с течением времени связи между племенами усиливались. Развитие коммуникаций позволило представителям различных народностей Севера чаще контактировать. Сегодня выбор материала уже не навязан способом жизнеобеспечения. Племена, практикующие рыбную ловлю, без проблем обменивают продукты своего промысла на мех, если считают его более практичным в носке.

В условиях сурового климата добыча ресурсов отнимает много сил. Поэтому важная черта хозяйства утилитарность: в ход идет всё от рогов до копыт, от жира до костей. Для скрепления деталей одежды используют высушенные сухожилия животных. Пуговицы делают из отшлифованных костей или крупных клыков. Для изготовления одежды чаще всего применяют шкуры:

  • оленей;
  • лосей;
  • собак;
  • птиц;
  • коров;
  • лошадей;
  • крупных рыб;
  • нерп.

Чтобы обеспечить дополнительное тепло, кожаное изделие утепляется мехом. Используют мех:

  • белок;
  • лис;
  • зайцев;
  • бобров;
  • рысей и более крупных животных.

Народы, практикующие оленеводство, и их соседи предпочитают мех оленей всем остальным материалам. Широкую популярность имеет ровдуга – оленья замша. Она прекрасно сохраняет тепло и имеет высокую прочность. На нее не прилипает грязь и растительный мусор. Она легче многих видов меха, но не уступает по практичности. Народы, ведущие оседлое хозяйство, владеют искусством изготовления тканых материалов. Так девушки Удмуртии с давних времен считаются искусными мастерицами ткацкого ремесла.

Оружие и техника арктических войск России

С начала мая 2015 года действующим инструментом мониторинга Чукотского автономного округа стал отряд беспилотных летающих аппаратов под названием «Орлан-10». Помимо военных нужд они используются для слежения за экологической обстановкой и формированием ледниковых масс в прибрежной морской зоне.

В 2017 году на очередном параде в Москве были показаны современные образцы военной техники, предназначенной для защиты районов с суровым арктическим климатом. Среди них такие как ЗРК «Панцирь-СА» — зенитно-ракетный комплекс ближнего действия; гусеничный ЗРК «ТОР». Основной их особенностью является способность работать в морозы при температуре -40 оС градусов и ураганных ветрах, достигающих 40 м/с. Задачей комплексов является защита и прикрытие баз в основных северных регионах.

Радиолокационный комплекс «СОПКА» сконструирован специально для суровых условий Заполярья, и активно используется арктическими войсками России. Мощная антенна комплекса способна различить отдельные объекты, летящие одной группой

Усиленная конструкция РЛС позволяет работать при морозах до -40 оС градусов и ветре более 35 м/с, что очень важно в суровых погодных условиях работы

Комплексом противовоздушных средств обороны арктической части страны являются зенитные ракетные системы на базе ракет С-400 и С-300.

Для эффективного передвижения по снегу и льду армейские подразделения оснащены вездеходами «Трекол» и ДТ-30ПМ.

Патрулирование акваторий обеспечивают боевые катера. В настоящее время активно внедряются технологии «Стелс». Специальное покрытие боевого корабля гарантирует полную невидимость для радаров противника, а универсальность конструкции делает возможным использование его в качестве буксира и ледокола. Установленные артиллерийские орудия на борту превратят любое судно в могучую боевую машину, способную атаковать как морские, так и сухопутные цели, повышая эффективность группировки арктических войск России.

Подобные боевые единицы отлично работают и в условиях жарких тропиков, и во льдах, толщиной до 1,5 м.

Проверка показала

Вторая зимняя экспедиция состоялась с 4 по 24 февраля 2016 года. В ней участвовали представители органов военного управления и промпредприятий, 18 единиц техники. В частности, «Урал-53099» «Тайфун-У», КамАЗ-43502 «Патруль», «Трэкол-39295» с грузовой платформой, КамАЗ-53501 ХЛ, «Урал-4320-31» ХЛ, «Урал-63706» «Торнадо-У» с бронированной кабиной, «Урал-Некст» колесной формулы 6×6, «Урал-Мотовоз-М» с каркасно-панельной кабиной, армейские снегоходы А1 с санями и оборудованные кабиной ТТМ 1901-40, КамАЗ-5350 с бронированным кузовом, машины обеспечения. Экспедиционные испытания стартовали из подмосковных Бронниц. Маршрут пролег до города Нарьян-Мара и обратно. В общей сложности техника прошла более шести тысяч километров.

Эти испытания позволили уточнить показатели самых перспективных образцов при эксплуатации на Крайнем Севере. По существу получили путевку в жизнь автомобили в исполнении «ХЛ», были сформулированы требования к военным автомобилям на шинах сверхнизкого давления и сделано много чего еще.

В первых экспедициях проверяли в основном колесную технику, затем пришел черед гусеничных образцов. На координационном научно-техническом совете замминистра обороны было принято окончательное решение о проведении в 2017 году сложнейшего перехода по маршруту Тикси – остров Котельный. Достаточно сказать, что двигаться предстояло в буран, при ограниченной видимости, по льду.

В экспедицию ушли восемь перспективных образцов: автомобили на шинах сверхнизкого давления «Трэкол-39294» и «Трэкол-39295», тягачи ДТ-10ПМ с двумя снегоходами во втором звене, ДТ-30ПМ с прицепом, ДТ-10ПМ с кузовом-контейнером, ГАЗ-3344-20. Более 50 исследователей из ГАБТУ, НИИЦ АТ 3-го ЦНИИ, инженерных войск, 25-го ГНИИ МО РФ, главного военно-медицинского управления, сил специальных операций, береговых войск ВМФ, представители промышленности участвовали в этом переходе.

Пробег оказался сложнейшим. Совершен автономный марш колонной снегоболотоходной техники по маршруту поселок Тикси – мыс Буор-Хая – Святой Нос – остров Большой Ляховский – остров Малый Ляховский – остров Котельный и обратно. Общая протяженность маршрута составила более двух тысяч километров. Кроме того, проведены четыре контрольных пробега общей протяженностью около 800 километров.

Температура падала до минус 45 градусов, максимальная скорость ветра при порывах достигала 35 метров в секунду

Поскольку в таком объеме и в подобных условиях исследования проводились впервые, важно назвать их. Это позволит составить полное представление о положении дел

Итак, были проверены и оценены:

  • пусковые качества и микроклимат в обитаемых отделениях при низких температурах;
  • достаточность энергозапаса на борту для автономного (до трех суток) нахождения в дежурном режиме с размещением штатного экипажа при поддержании минутной готовности техники к началу движения;
  • возможность длительного автономного проживания экипажа в обитаемых отделениях;
  • эксплуатационные расходы ГСМ и спецжидкостей при движении по чистому, торосному и смешанному ледовым покрытиям, по снежной целине с различной плотностью и глубиной;
  • средние скорости единичных образцов и снегоболотоходной колонны (смешанной и гусеничной) при движении в различных ситуациях (с полностью исправной техникой, при буксировке поврежденной машины, при движении с установленным ограничением скорости);
  • возможности контрольного осмотра, ежедневного технического обслуживания, номерного техобслуживания и регламентных работ, приспособленность к войсковому ремонту при низких температурах и сильном порывистом ветре до 35 метров в секунду;
  • надежность образцов и комплектность запасных частей при совершении автономных маршей;
  • эффективность освещения местности при движении ночью в пургу с видимостью один-два метра и возможность движения с использованием прибора ночного видения в нормальных условиях;
  • надежность установленного дополнительного оборудования (кран-стрелы с электролебедкой, съемных аппарелей для заезда снегохода во второе звено, электрических панелей обогрева кабины и обитаемых отсеков, грузовых платформ на крыше первого звена).

Попутно тестировалось оборудование для определения толщины льда, средства связи, электрокабельные сети (на влаго- и снегозащищенность, резкое изменение температур). Проверялась эвакоспособность. Оценивались достаточность комплекта арктического обмундирования и его удобство для проведения работ механиком-водителем при низких температурах и порывах ветра до 35 метров в секунду, обзорность.

Программа испытаний ВАТ и средств обеспечения в сложных природно-климатических условиях Арктики выполнена в полном объеме.

«КАМАЗ Арктика»: вездеход и арктический дом

Не обошел своим участием программу освоения северных широт и грузовой гигант КАМАЗ. Компания в 2017 году представила уникальную разработку – арктический вездеход «КАМАЗ Арктика», созданный совместно с СКБ МАМИ и рядом вузов России. Машина кардинально отличается от всего, что ранее выходило с конвейеров завода.

Новый «КАМАЗ» сертифицируется как снегоболотоход и будет выпускаться в двух колесных вариациях: 6х6 и 8х8. Автомобиль работает на классическом камазовском двигателе V8, оснащен механической коробкой передач. Максимальная скорость уже выпущенной версии 6х6 – 50 км/ч, грузоподъемность − 13 тонн. На больших колесах установлены широкие шины низкого давления, каждая весом четверть тонны. Поворот «КАМАЗа» выполняется за счет шарнирно-сочлененной рамы. Клиренс автомобиля − 677 мм. 

Конструкторы позаботились об экипаже и оснастили новый вездеход полноценным жилым модулем, который позволяет команде существовать в автономном режиме не менее трех суток. В модуле есть три спальных места, кухня, душ, туалет, системы обеспечения и даже телевизор. Для защиты от насекомых предусмотрены кондиционеры.
 

Зенитный «Панцирь» на краю земли

Зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь» является одним из лучших в мире и сегодня, спустя 20 с лишним лет после его создания, продолжает применяться в войсках и совершенствоваться. Арктическая версия комплекса впервые была представлена на параде Победы в 2017 году, а первый «Панцирь-СА» должен поступить в войска уже в 2019 году.

ЗРПК разрабатывается тульским Конструкторским бюро приборостроения (входит в холдинг Ростеха «Высокоточные комплексы»). Комплекс предназначен для ближнего огневого прикрытия гражданских и военных объектов от воздушной, наземной и надводной угроз. Модульная система позволяет выбирать для «Панциря» различные базы – колесные или гусеничные, а также устанавливать его на военных морских судах.

И хотя базовая модель «Панциря» успешно выполняла задания даже в самых сложных условиях, для Арктики по результатам многочисленных испытаний было решено создать отдельную модификацию. Новый ЗРПК поставили на двухзвенный гусеничный вездеход ДТ-30 «Витязь», который справится с самыми непролазными грунтами. Кроме того, конструкторы отказались от пушки, так как ее работа при экстремально низких температурах осложняется, зато увеличили боекомплект с 12 до 18 ракет. «Панцирь-СА» может работать статично или прикрывать движущиеся по Арктике колонны техники, при этом поражая цели на расстоянии до 20 км и высоте до 15 км.
 

Характеристики зимней одежды для Севера

Для обеспечения персонала качественной спецодеждой необходимо знать, какие характеристики зимней одежды необходимы для районов Севера. Учитывать следует и тот фактор, что для разных специальностей спецодежда для Севера будет отличаться. В межотраслевых нормах указаны отличия в комплектации робы для строителя, нефтяника или метеоролога.

Для Северного района и Заполярья спецодежда подвергается обязательной водоотталкивающей пропитке, дополнительно может применяться жидкость, препятствующая прониканию масел. Современная одежда, несмотря на свою объемность и многослойность, имеет довольно малый вес.

Одежда для Севера должна обладать следующими характеристиками:

  • с помощью плотных тканей и качественных утеплителей достигается высокий уровень защиты от холода и ветра;
  • быть комфортной и практичной, обладать съемными дополнительными деталями, такими как капюшон, жилет и другие;
  • обеспечивать естественную циркуляцию воздуха;
  • обязательно с влагостойкой пропиткой.

По нормам спецодежда должна поддерживать тепло и обеспечивать комфортное пребывание на воздухе с пониженными температурами не менее двух часов.

Ткань

Сейчас редко используются натуральные ткани для пошива спецодежды, особенно для северных регионов, в качестве основного материала. Они неудобны в носке, садятся после стирки, сильно сминаются. Чаще используются смесовые – в разных пропорциях сочетаются хлопок с полиэстром и мембранные, синтетические, такие как Оксфорд, Таслан, Нортси и другие.

Особенности кроя

Одежда для Севера должна обладать возможностью регулировки теплового состояния организма человека. Для этого в конструкции предусматривается регулирование прилегания на талии. Могут использоваться накладки, нагрудники, спинки и иные элементы для усиления защиты.

Обязательными элементами являются утепленные воротник и капюшон, обладающий регулировкой по овалу лица. На рукавах должны быть манжеты из трикотажа, утепляется поясница, и куртка оснащается ветрозащитной планкой.

Утеплитель

В качестве утеплителя используют синтепон, холлофайбер и тинсулейт, они обладают высокими теплозащитными свойствами и соответствуют требованиям ГОСТ. От промозглого ветра защитят специальные мембраны, кулиски и качественный материал. Для большей надежности и прочности костюмов применяются двойные строчки при пошиве и защитные вставки.

Дополнительный подогрев

При наиболее низких температурах, а также во время длительного пребывания на морозе возникает необходимость улучшения защитных свойств утепленных костюмов. Для этого используются инфракрасные обогреватели. Питание их осуществляется от карманного аккумулятора, при этом время обогрева при полном заряде достигает 30 часов непрерывной работы. Активно используются стельки с подогревом.

Класс защиты

Спецодежда делится на 4 класса защиты. Для районов крайнего севера используются 3 и 4 классы защиты от пониженных температур. При этом 3 класс пошива отшивается для регионов со средней температурой -41 С и ветре 1,3 м/с, а 4 класс – при -25 С и ветре 6,8 м/с.

АСУ «Андромеда-Д»: протестировано в Арктике

Модернизированная автоматизированная система управления «Андромеда-Д», разработанная НИИ систем связи и управления (входит в холдинг «Росэлектроника»), прекрасно зарекомендовала себя на учениях в зоне Арктики и успешно эксплуатируется в войсках связи ВДВ.

 

Система построена для ведения сетецентрических войн и предполагает управление из единого центра всеми видами и родами войск в режиме реального времени. В состав автоматизированной системы управления входят аппаратные связи, командно-штабные машины, мобильные командные пункты и другая техника. «Андромеда-Д» обеспечивает управление частями и подразделениями ВДВ, а также взаимодействие с другими войсковыми формированиями в боевых условиях.
 

Военное присутствие

До конца 2018 года вблизи Мурманска должно завершиться строительство радиолокационной станции «Воронеж», которая заменит советскую РЛС «Днепр». Новая станция станет северным форпостом национальной системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН).

Также по теме


Холодный расчёт: как Россия обходит Запад в военном освоении Арктики

Два года назад, 1 декабря 2014-го, к выполнению боевых задач приступило Объединённое стратегическое командование (ОСК) «Север». Эта…

Одним из вызовов для «Севера» является грядущее усиление в регионе боевой авиации стран— членов НАТО. До 2024 года норвежские ВВС полностью завершат перевооружение на истребители пятого поколения F-35. В общей сложности Осло получит 52 самолёта, которые по ударным возможностям будут превосходить F-16.

Канада способна развернуть в Арктике более 70 истребителей F-18 и планирует пополнить эскадрильи беспилотными аппаратами. США намерены после 2020 года обновить авиапарк 11-й воздушной армии, дислоцированной на Аляске. Все F-16 на базе Эйельсон будут заменены на F-35.

В планах России — восстановить к 2020 году 13 военных аэродромов, которые использовались в советский период. В ближайшее время должны завершиться работы по реконструкции и последующей модернизации 10 объектов. Все аэродромы расположены за полярным кругом.

На аэродромах разместятся бомбардировщики Су-24, истребители-бомбардировщики Су-34, штурмовики Су-25, истребители-перехватчики МиГ-31, вертолёты различного типа. Ожидается, что восстановленными взлётно-посадочными полосами будут пользоваться для дозаправки стратегические бомбардировщики Ту-22, Ту-95 и Ту-160.

Также по теме

Зачем России арктические войска: чем отличается новая военная доктрина страны от предыдущей

Военный эксперт, полковник запаса Виктор Мураховский считает, что военная доктрина Российской Федерации, опубликованная сегодня на…

Прикрытием авиации и защитой неба над просторами Арктики займётся новая дивизия ПВО, которая будет развёрнута в 2018 году на архипелаге Новая Земля, в посёлках Тикси и Диксон. К 2019 году Минобороны РФ рассчитывает завершить формирование щита противовоздушной обороны от Новой Земли до Чукотки.

Активное освоение Заполярья начали с уборки мусора, накопившегося ещё в советское время. Основную часть отходов в Арктике составляют 200-литровые бочки из-под нефтепродуктов. Экологические взводы Северного флота прессуют цистерны, погружают их в транспортные контейнеры и отправляют на материк для утилизации. За три года из Арктики вывезли свыше 10 тыс. тонн металлолома.

В течение 2017 года запланировано вывезти с бывших советских баз и передать на утилизацию около 600 тонн металлолома. На данный момент уборка мусора осуществляется на островах Кильдин и Котельный, где в скором времени должна разместиться 99-я тактическая бригада Северного флота.

Главные особенности

Отличительные черты одежды народов Севера определяются функциями, которые она должна выполнять:

  • Защищать от агрессивных климатических условий;
  • Оберегать от механических повреждений. Жизнь на севере часто сопряжена с опасностями. Толстая и плотная северная одежда защищает человека от бытовых случайностей, когтей хищника, ссадин при падении;
  • Обеспечивать свободу движения. Человек должен легко и быстро передвигаться, а также выполнять мелкие манипуляции;
  • Поддерживать тело в чистоте. В суровом климате сушить одежду и принимать водные процедуры не всегда удобно. Особенно это касается кочевых северных народов;
  • Давать информацию о своем обладателе. По костюму можно понять, к какой народности принадлежит человек, какую роль играет в обществе, уважаем ли он соплеменниками, женат или холост, какими богатствами обладает. Оценив внешний вид, можно определить манеру общения с незнакомцем;
  • Удовлетворять эстетические потребности. Национальная одежда является лицом своей народности. В ее художественное убранство вкладывают дух и традиции предков. Трудоемкие изящные узоры выражают уважение к истории родного края.

Особенности одежды Северных народов диктует суровый климат. Люди в самых жестких условиях не забывают о внешнем виде. Достаточно вспомнить облик брутальных кавказских горцев. Национальная одежда народов Северного Кавказа является примером того, как высокая функциональность сочетается с красотой убранства. Одежда народов Северного Кавказа и некоторых других северных территорий имеет следующие особенности:

  1. Она защищает все части тела от ветра и стужи. Часто имеется капюшон, характерны длинные рукава. Верхняя одежда обычно просторная и имеет свободный крой;
  2. Многослойность. Костюм предполагает несколько слоев одежды. Каждый из них отличается по фактуре. Прослойки воздуха помогают удержать тепло;
  3. Для изготовления верхней одежды применяют материалы с плотной износостойкой структурой;
  4. Части выкраивают из различных видов кожи и меха. Встречаются сочетания рыбьей кожи со шкурами животных;
  5. Натуральные материалы обеспечивают хорошую терморегуляцию. Это предотвращает излишнее потоотделение;
  6. Еще одна особенность – это обилие мелких деталей. Одежду северян украшают лапки и хвосты животных, яркие лоскуты, меховые помпоны, металлические подвески. Страсть к такому декору отражает религиозные взгляды. Северные удмурты используют в убранстве множество монет. За счет них каждое движение сопровождается серебряным звоном. Считается, что он отпугивает злых духов;
  7. Изысканное художественное оформление наряда. Анализ фотографий народностей Севера позволяет выделить 2 основных способа украшения одежды:
    1. вышивка бисером;
    2. меховая мозаика (комбинирование деталей из разных видов меха).

Оба вида отделки требуют стараний. Девочки с 6 лет обучаются непростому ремеслу. До свадьбы надо подготовить праздничный наряд для себя, будущего супруга и подарки новым родственникам.

Для изготовления одежды народов крайнего Севера требуются серьезные затраты ресурсов. Уходит много времени, сырья и труда. Немалых физических усилий стоит выделка шкур. Скорняк (мастер по выделке кожи и меха) всегда пользовался уважением в обществе. Высоко ценился и труд мастериц, передающих из поколения в поколение значение различных узоров, технику их нанесения.

Дом на льду по технологии «Швабе»

Холдинг «Швабе» Госкорпорации Ростех разработал и запатентовал технологию, которая позволяет возводить здания и сооружения на неустойчивых основаниях, в том числе на льду. Новинка существенно повышает эксплуатационную надежность таких строений и ориентирована на применение прежде всего в Арктическом регионе.

В основе технологии лежит механизм, позволяющий выравнивать и менять положение здания в зависимости от изменений поверхности грунта. В ходе строительства он крепится к сваям и помогает перемещать сооружение относительно основания по вертикали и горизонтали. Такой подход дает возможность избежать деформации конструкций и их дальнейшего разрушения при сдвигах ледяного или снежного покрова.

Технология может применяться в строительстве зданий практически на любом неустойчивом основании – не только на льду и снегу, но и на песчаном грунте. Авторами идеи являются специалисты Научно-исследовательского института «Полюс» (входит в холдинг «Швабе»).
 

Задачи и цели

Освоение и милитаризация Арктики со стороны Российской Федерации не случайны. По оценкам экспертов здесь содержится по самым скромным подсчётам пятая часть мирового запаса нефти и газа. По мере истощения ресурсов из основных источников рано или поздно возникнет интерес к добыче полезных ископаемых и в арктическом регионе.

Спор за эти территории может возникнуть ещё у трёх стран, претендующих на часть Арктики.

Месторасположение Арктики довольно выгодно: путь в Европу и Азию отсюда самый короткий, а значит самый экономически выгодный. В будущем его начнут эксплуатировать для перевозки добытой нефти и газа в страны Европы и Азии. Кроме добычи нефти и газа успешно развивается рыбный промысел.

Российская Федерация владеет половиной всей территории Арктики, остальную половину между собой разделили Соединённые Штаты, Канада, Норвегия, Дания, Исландия.

Современный образ

Сегодня в жизнь народов Севера прочно вошли синтепон и холлофайбер. Штаны и куртки из технологичных синтетических материалов постепенно вытесняют северную меховую одежду. Знания о том, как создать традиционный костюм, постепенно стираются из памяти. С особенной легкостью отказываются от ношения национальной одежды женщины. Мужчины чаще сохраняют верность традициям и продолжают носить прежние костюмы. В первую очередь это касается тех, кто продолжает заниматься традиционными промыслами. Люди научились делать дышащие, но непромокаемые ткани. Но в условиях крайнего Севера, порой мудрость предков лучший союзник, чем высокие технологии.

Сознательные жители Севера прилагают усилия, чтобы национальные костюмы не стали исключительно музейными экспонатами. Регулярно проводят выставки, где представлены элементы одежды и предметы быта. На ярмарках можно приобрести этнический наряд или одну из его деталей. Фотографы стараются передать красоту национальной одежды и особенности жизни в суровых краях. Гастролируют по стране вокальные коллективы, выступающие в этнической одежде. Все это помогает привить подрастающему поколению уважение к традициям.

Спорные территории

Согласно постановлению ООН от 1982 года разграничение территории происходит по закону о морском праве. Кроме Соединённых Штатов все страны признали этот документ. Он говорит о том, что если у страны есть граница с Арктикой, то она может претендовать на 370-километровую зону с возможностью расширения ещё на 270 км, если сумеет доказать принадлежность своей территории.

В настоящее время спорной территорией является хребет Ломоносова. За него ведут спор сразу три страны (Россия, Канада и Дания), каждая из которых считает его продолжением своего материка. Спор за территорию, имеющую в своих недрах нефть и газ, может со временем перерасти в вооружённый конфликт.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий