Кость

Абрамцево-кудринская резьба

Кудринская резьба относится к плоскорельефным видам резьбы. В ее названии удивительным образом сочетаются наименование подмосковной деревни Кудрино, где зародился этот вид резьбы, и характер ее внешнего вида. Непрерывность движения растительных побегов, текучесть гирлянд из листьев, цветов, ветвей вызывают ощущение «кудрявости» узоров. Основную декоративную роль в этом виде резьбы играют традиционные гирлянды лепестков, с одной стороны заостренных, с другой — закругленных. Они сливаются в непрерывный, упругий поток, который определяет весь ритм и строй композиции. Между гирляндами включены иные изобразительные элементы — всадники, птицы, звери, рыбы, ягоды, цветы. Изображения птиц, зверей, рыб в окружении цветов и листьев — наиболее частые мотивы у мастеров прошлого. Они встречаются на подносах, круглых шкатулочках, стаканах для кистей, чернильных приборах, ларцах.

В дальнейшем традиции и мотивы кудринской резьбы стали богаче, разнообразнее. Появились сюжетные композиции, связанные с тематикой защиты Отечества, памятными датами в жизни нашей страны, показывающие мирный труд нашей Родины. Но какие бы мотивы ни рождались под резцами Кудринских мастеров, они всегда бывают окружены текучим потоком растительного узора, как бы обволакивающим основное изображение, окаймляющим его драгоценной оправой. Мягкость контуров, округлость форм рельефа, богатство светотени, живость узоров составляют декоративный строй этой резьбы. Он дополняется эффектным сочетанием сверкающего полировкой выпуклого орнамента с матовыми промежутками углубленных участков.

Зарождение кудринской резьбы связано с именем Василия Ворноскова, сына плотника из деревни Кудрино, который был одним из учеников созданной в конце XIX века в Абрамцеве столярной мастерской. Эта художественно-столярная школа-мастерская была основана передовыми русскими художниками. Заведовала мастерской Елена Дмитриевна Поленова. По деревням и селам она собирала все лучшее, что было создано народными мастерами. На этих образцах обучались дети окрестных кустарей. Вокруг мастерской объединились кустари из сел Кудрино, Ахтырка, Мутовки, Левково и других близлежащих мест. Впоследствии из выпускников мастерской и местных кустарей были организованы артели. В 1960 году артели были преобразованы в Хотьковскую фабрику резных художественных изделий. Следуя лучшим традициям прошлого и развивая их, фабрика выпускает деревянные изделия (долбленые, строганные, выточенные на станке), покрытые кудринской резьбой и отполированные. Это ковши, блюда, декоративные тарелки, сухарницы, коробочки для рукоделия, шкатулки. В настоящее время при фабрике действует художественно — промышленное училище, где приемы и традиции кудринской резьбы преподаются в учебных мастерских и аудиториях.

Взаимодействие с западной традицией

Многие художники, приезжавшие в Магаданскую область и знакомившиеся с местной художественной традицией, использовали характерные черты чукотской и эскимосской национальной резьбы по кости в своих работах в декоративно-прикладном искусстве: А. В. Вашковец, Ю. И. Гусев, А. С. Дикарев, Ю. П. Исаев, Е. П. Крамаренко, А. И. Макаров.

В изобразительном искусстве характерные приёмы: построение из отдельных фрагментов общей повествовательной композиции, перспектива по принципу «что дальше, то выше», круговая композиция, замедленный, но внутренне напряженный ритм рисунка — одним из первых применил Дмитрий Брюханов в жанре книжной иллюстрации и станковой гравюры. Впервые художник использовал мотивы национального чукотского искусства во втором варианте иллюстраций к автобиографическому роману Юрия Рытхэу «Время таяния снегов» (1960). Также построение композиции по образцу изображений, вырезанных на бивнях моржа, использовал Виктор Кошелев в сериях офортов «Спортивные игры Чукотки», «Белый день в Уэлене», «Земля и Море», «Билибино», «Уэленские игры». Отдельные элементы чукотского национального искусства применил и Владимир Истомин в циклах автолитографий «Чукотские и эскимосские национальные праздники», «Праздник Кита» и в триптихе офортов «Северная поэма». В шелкографии и живописи на холсте, выполненных в абстрактном стиле, орнаментику традиционного искусства народов Чукотки использовал Константин Кузьминых.

История чукотской косторезной школы.

Каждая косторезная школа прошла определенный путь становления. Самая древняя из них возникла на Чукотке более двух тысяч лет назад. Издревле исконным занятием чукчей и эскимосов, живущих на побережье Берингова залива, была охота на морского зверя. Самым лучшим трофеем считался морж, а клыки этого животного служили основным материалом не только для создания предметов охотничьего снаряжения, но и для небольшой по размерам анималистической скульптуры. Кроме скульптурной резьбы у народов Чукотки существовала гравировка по кости, получившая развитие в конце ХIХ — начале XX века. На отполированной поверхности моржового клыка с двух сторон изображались сцены из жизни чукотского народа, сюжеты легенд и сказаний, драматические моменты охоты и рыбалки. Несомненный интерес представляет группа произведений чукотского косторезного искусства 1930-х — 1940-х годов. В отличие от русской и восточной резьбы, для нее характерна малорасчлененность объемов, графичность изображения. В знаменитой уэленской косторезной мастерской, объединившей в 1931 году старых мастеров, работал охотник и оленевод Айе (1877—1945 г.). Произведений Айе сохранилось мало. Одно из них находится в собрании якутского музея и представляет собой объемную многофигурную композицию из двух оленьих упряжек, построенную на спокойном чередующемся ритме. Цветная гравировка подставки логично дополняет сюжетный мотив скульптурной группы, сообщая ей своеобразное изящество. Традиционное понимание материала позволяет резчику вписать форму ножен в естественный изгиб моржового клыка и украсить гравированным рисунком. Первые дошедшие до нас памятники чукотской резной кости относятся к I тысячелетию н.э. Это гребни, ручки ножей и наконечники гарпунов. Многие из них украшены тонкой гравировкой. Основные виды современной чукотской резьбы по кости — мелкая пластика и сюжетная гравировка на моржовых клыках. С 1930-х годов известны имена лучших мастеров уэленской мастерской — Вуквола, Хухутана, Туккая. В 1931 г. в поселке Уэлен, расположенном на берегу Берингова пролива, организуется косторезная мастерская. С этого времени она становится центром чукотско-эскимосского искусства художественной обработки кости. Кстати, только в Уэлене знают секрет уникальной цветной гравировки по клыку моржа. Работы чукотских граверов, как и резчиков, известны не только в нашей стране, но и за рубежом и пользуются заслуженным успехом. Классическое наследие чукотской резной кости дополняет великолепная цветная гравировка по моржовому клыку с общей тематической направленностью охота на морского зверя, медведя, оленя

Среди них привлекает внимание документальное повествование об освоении Северного морского пути Папанинской экспедицией. Кость — материал, известный людям с глубокой древности

Ученые-археологи, проводя раскопки на побережье Чукотского моря, обнаружили разнообразные изделия из клыка моржа, которые датируются первыми веками нашей эры. Это были бытовые предметы, необходимые в жизни эскимосов — охотников на морского зверя — наконечники гарпунов, ножи, скребки. На обском Севере археологи нашли изделия, выполненные из оленьего рога и костей крупных водоплавающих птиц изящные ложки, ручки ножей, завершающиеся изображением птиц, хищных зверей. Эти вещи также были выполнены в первых веках нашей эры, почти 2000 лет тому назад. Моржовая кость, рог оленя, скелетная кость морских животных, зуб кашалота — эти материалы любимы чукотскими резчиками, дают им прекрасную возможность воссоздать образы близкой природы и родных людей, поведать большому миру о неповторимой красоте края, который так трудно увидеть воочию.

Скульптура Рыбак. В. Теютин.Моржовая кость,резьба.1987 г.

Сказка про девушек и ворона Курклыля.

Пеликен.

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  VА  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

История

Древние века

Резьба по кости на Чукотке имеет многовековую историю. Древнеберингоморская культура характеризуется анималистической скульптурой и бытовыми предметами, выполненными из кости и украшенными рельефной резьбой и криволинейным орнаментом. В следующий, пунукский период, длившийся примерно до начала второго тысячелетия, скульптура приобретает геометризованный характер, криволинейный орнамент сменяется строгим прямолинейным.

XIX век

В XIX веке появляется сюжетная гравировка на кости, берущая истоки в Пегтымельских петроглифах и ритуальных рисунках на дереве.

Пеликен. Чукотка. 20-е годы XX века.

В конце XIX — начале XX века в результате развития торговли с американскими и европейскими купцами и китобоями появляются украшенные резьбой сувенирные предметы, предназначавшиеся для сбыта.

XX век

Чукотская резьба по моржовой кости. 20-е годы XX века

Для начала XX века характерно появление моржовых клыков с гравированными на них изображениями.

В 1930-е годы промысел постепенно сосредотачивается в Уэлене, Наукане и Дежнёве. В 1931 году в Уэлене создается стационарная косторезная мастерская. Первым её руководителем стал Вуквутагин (1898—1968), один из ведущих мастеров промысла. В 1932 году Чукотским Интегралсоюзом создано пять косторезных артелей в селениях Чаплино, Сиреники, Наукане, Дежнёве и Уэлене.

Созданные в 1920—1930 годах фигуры моржей, нерп, белых медведей статичны по форме, но выразительны. Но уже в 1930-е годы появляются скульптуры, в которых резчики стремятся к передаче характерных поз, отступая от символичного, статичного образа. Эта тенденция расширяется в последующие годы. В 1960—1980-е годы в чукотской резьбе доминируют скульптурные группы.

Какие правильные ответы на вопросы этнографического диктанта в 2018 году?

Вопрос №3 Что из перечисленного ниже соответствует целям государственной национальной политики России?

Все народы России сохраняют свою самобытность и образуют российскую гражданскую нацию

Вопрос №4 Россия является федеративным государством и состоит из равноправных субъектов — республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Какое количество республик в составе Российской Федерации?

22

Вопрос №5 Согласно действующему закону, коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока России признаются этнические общности небольшой численности. Какая это численность?

Пятьдесят тысяч человек

Вопрос №6 Кто из всемирно известных исследователей внес особый вклад в этнографическое изучение народов Восточной Сибири?

Федор Иванович Миллер (1705-1783), автор многих трудов, в том числе «О народах, издревле в России обитавших»

Вопрос №7 Старейшая мечеть в России, построенная в 733-734 гг., и внесенная в реестр мирового наследия ЮНЕСКО находится в городе:

Дербент

Вопрос №8 Какой из тюркских народов России называет себя в честь одного из золотоордынских ханов XIII века?

Ногайцы

Вопрос №9 На какой территории русский язык является государственным языком?

На всей территории Российской Федерации без исключения

Вопрос №10 Ограничены ли законом права гражданина Российской Федерации, если гражданин не знает или недостаточно знает государственный язык?

Основные политические, экономические, социальные и культурные права гражданина РФ не зависят от знания какого-либо языка

Вопрос №11 Точно подсчитать число используемых в России языков затруднительно. Знание какого количества языков назвали граждане России по время переписи населения?

Свыше 200 языков

Вопрос №12 Что означает название русской куклы «Матрешка»?

Многодетная мать-крестьянка с дородной фигурой

Вопрос №13 Как называется старинная ювелирная техника народных мастеров Костромской области, представляющая собой ажурный или проволочный узор в виде морозных рисунков?

Скань, филигрань

Вопрос №14 Почему для марийцев рощи имеют особое значение?

Это места народных молений

Вопрос №15 Какой традиционный народный промысел Урала получил всеобщее признание и сохраняется до настоящего времени?

Камнерезно-гранильное производство

Вопрос №16 В традиционной срубной избе ставят крышу «на самцах». Что это такое?

Крыша без стропил

Вопрос №17 Назовите населенный пункт, где находится известный центр чукотско-эскимосского косторезного промысла

Уэлен

Вопрос №18 Существует русская поговорка «Первый блин комом». А на самом деле она звучала как «первый блин комам». Кто же были «комы», для которых весной пекли блины, чтобы задобрить?

Медведи

Вопрос №19 Что такое «пель-нянь» или по-удмуртски хлебное ушко?

Пельмень

Вопрос №20 Чем угощают (встречают) новобрачных у башкир и татар, чтобы жизнь молодой семьи была богатой и счастливой?

Масло и мед

Вопрос №21 Финифть – это русский народный промысел, существующий с XVIII века в Ярославской и Вологодской областях. Как выглядит финифть?

Художественное произведение, изготовленное с помощью стекловидного порошка, эмали

Вопрос №22 В старину на Руси женские головные уборы различались на замужние и девичьи. В чем же было различие?

У замужних головной убор полностью закрывал волосы

Вопрос №23 Что на Урале означает традиционное наименование «сыро́к»?

Рыба пелядь ценного промыслового рода сиговых

Вопрос №24 Где и когда зародилось художественное Касли́нское литье, чугунные элементы которого покрывались черной краской «голландская сажа»?

На Урале в конце XVIII века

Вопрос №25 Цаган Сар – один из любимых праздников у калмыков России. Название праздника переводится как «белый месяц», потому что белый цвет означает чистоту, свет и добро. Люди надевают лучшую одежду, готовят лучшие блюда для гостей. Что же празднуют во время Цаган

Начало весны

Вопрос №26 Какой из предметов одежды кубанские казаки позаимствовали у соседних кавказских народов:

Бурка, черкеска

Вопрос №27 У какого народа борьба на полотенцах – традиционный вид спорта?

Башкиры

Вопрос №28 Какое блюдо в виде круглого открытого пирога появилось в Западной Сибири вместе с русскими переселенцами?

Шаньга

Вопрос №29 Что используется в качестве традиционных часов у кочевых народов Сибири?

Лучи солнца, проникающие сквозь дымовое отверстие жилища

Вопрос №30 Чтобы защитить мясо от мошкары в традиционном жилище народов Сибири, продукт подвешивают. Почему мясо не портится?

Подвергается воздействию дыма от очага

Русская резная икона

Появление резных икон на Руси датируется XI веком. Традиция «икон на рези» была позаимствована у Византийцев, собственно как и религия. Богатые леса и наличие умельцев на все руки, значительно поспособствовало распространению данного вида искусства. Кроме того, набирающая обороты новая вера требовала все больше культовых предметов, а расписные темперой иконы были удовольствием не из дешевых. Да и сами живописцы встречались гораздо реже резчиков по дереву. Берясь за любую работу, народные умельцы вырезали иконы и для храмов и для домов простого люда. Из дерева делали всё: и кресты, и складни, и образки, используя при этом ту древесину, что росла в лесах. Однако более дорогие изделия, все же изготавливались из импортного материала.

При украшении резных икон, не мудрствуя лукаво, использовали те же методы, что и при украшении живописных. Готовые работы обрабатывали сусальным золотом, серебром, темперой, украшали драгоценными и полудрагоценными камнями. Оберегаясь от воздействия влаги, дерево обрабатывалось маслом, лаками и воском. XVI – XVII являлся веком расцвета и оставил потомкам большое количество прекрасных работ. Лучшие резные иконы хранятся, в различных музеях страны и по сей день. Однако в середине XVII века искусство было предано огню. Современная церковь тех времен усматривала языческие мотивы в резных иконах. В связи с этим большое количество прекрасных изделий пропало на кострах. Хотя, само собой разумеется, что были уничтожены не все произведения искусства. Стоит отметить, что лучшие резные иконы остались в тайных схронах старообрядцев, а некоторых так и вовсе не были задеты репрессиями. Так, например, до самых глубоких уголков Севера России, к примеру, до Сибири, бедствия подобного масштаба приходили не сразу. Дойдя же, всегда воспринимались по-своему. Установившийся в той части патриархальный уклад общества и большое уважение к изобразительному искусству заставляли обитателей тех краев хранить резное искусство еще больше.

Холмогорская резная кость

Холмогорское традиционное искусство резьбы по кости — эпохальное явление в историко-культурном пространстве России XVII-XXI вв., в недрах которого сложилась уникальная северорусская косторезная школа, представляющая произведения — шедевры народного искусства.

Более 400 лет живет уникальное искусство холмогорской резьбы по кости. С давних времен северяне добывали в полярных морях тюленей, «рыбий зуб», моржовую кость, собирали по берегам Ледовитого океана ископаемую мамонтовую. Для нужд косторезов привозили из-за границы дорогую слоновую. В руках искусных мастеров становилась похожей на благородную простая трубчатая коровья кость (цевка). Кость обрабатывали (резали) по всему Северу: от Архангельска до Сольвычегодска и Великого Устюга. Однако центром косторезного промысла стали Холмогоры — родина великого Ломоносова.

Первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII веку, когда местный «гребенный мастер» Евдоким Шешенин и его брат Семен были вызваны в Москву для работы в Оружейной палате. Братья Шешенины стали лучшими косторезами Оружейной палаты. XVIII век — период расцвета холмогорского промысла. Уже к началу века холмогорские мастера не знали себе равных. Искусно выполненные предметы из моржовой, слоновой и мамонтовой кости — браслеты, декоративные кубки, шкатулки, табакерки и коробочки, гребни, миниатюрные секретеры, пластины с портретами пользовались большим спросом, были широко распространены по всему Северу и дальше — по всей России. Изысканные по форме, сочетающие орнамент с сюжетными рельефными изображениями, цветной гравировкой, изящные по технике исполнения изделия пользовались огромным спросом.

Русские цари почитали это старинное искусство. Согласно протоколам Верховного Тайного Совета императрица Екатерина I хранила свои личные вещи в двух холмогорских ларцах. Достоверно известно, что у холмогорского резчика Осипа Дудина неоднократно покупались шахматы для наследника царского престола великого князя Павла Петровича. В 1798 году царствующая чета Павел I и Мария Фёдоровна приняли от резчика Н. С. Верещагина, который подолгу проживал и в Архангельске, и в Санкт-Петербурге, парные вазы конусообразной формы, хранящиеся сегодня в Государственном Эрмитаже. Пышная красочность, как одна из черт оформления резной кости XVIII века, постепенно сменяется холодной и строгой красотой искусства следующего столетия. Завитки в виде раковины, типичные для стиля рококо, уступают место строгому по рисунку орнаменту, а сложные формы изделий холмогорских резчиков прошлого столетия сменяются более простыми. Складывается определенный рисунок узора характерный для северной резной кости первой половины XIX века. На мелкой ромбовидной сетке размещаются цветочные гирлянды.

Новым в резной кости этого периода является обращение к скульптуре. Памятники часто воспроизводятся в резной кости, особенно созданные Мартосом памятник М. В. Ломоносову для Архангельска и московский памятник Минину и Пожарскому.
Если в косторезном искусстве 1820-х гг. отчетливо видны изысканное мастерство и логическая стройность рисунка, которые соединяются с простой конструктивной формой предмета, то в 1830-х гг. возникает интерес к изящным резным изделиям, подчас лишенным практического смысла. Это миниатюрные предметы мебели, швейные шкатулки, в виде паровоза с колесами, плакетки, коробочки и т.п., декорированные плоской прорезью тонкого ветвистого растительного узора типа морских водорослей или трав. Со второй половины XIX века происходит резкий спад косторезного дела, не выдержавшего конкуренции с быстро растущим фабричным производством, выбросившим на рынок массу, красивых и значительно более дешевых, чем из кости, изделий. Искусством резьбы по кости владеют лишь несколько мастеров. Пытаясь возродить угасающий промысел, местные власти в 1885 году открывают класс резьбы по кости при Ломоносовском сельском училище

Этот класс просуществовал 15 лет, не дав значительных результатов, и был закрыт в 1900 году из-за отсутствия учеников.
В XX веке художественная резьба вновь привлекла к себе внимание, и началось ее планомерное возрождение. 1 октября 1934 года Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного комитета принял специальное постановление о мероприятиях и путях развития холмогорской резьбы

Целый комплекс мер позволил восстановить былую славу этого искусства, «Диплом золотой медали» всемирной выставки в Париже 1937 г. привлек к ней дополнительное внимание, а постоянный госзаказ сделал холмогорскую резьбу одной из визитных карточек Советской России.

Уральские горки.

   Камней, которые используются в ювелирном деле, существует огромное множество. Ознакомиться с их разнообразием и неповторимой красотой самоцветов можно на примере Уральской горки. Горка из самоцветов – это не просто набор минералов. Если взять эти же самые камни и сложить в кучу, получится хаос, красивый, но хаос, а здесь — гармония и игра света и цвета. Человек, создающий ее, должен хорошо чувствовать камень, уметь творить из него красоту, которая привлекает и радует глаз, вызывает истинное наслаждение.

   Горки из самоцветов — истинно российский, точнее уральский продукт. Как искусство, они появились в XVIII веке на Урале и пользовались тогда хорошим спросом у вельмож и состоятельных купцов. Сегодня эти традиции продолжены современными мастерами, а их работы пользуются огромной популярностью. На конусовидной основе с помощью цемента крепятся образцы цветных поделочных и драгоценных камней, встречающиеся в природе. Камни монтируются в виде отдельных кристаллов, сростков кристаллов или друз, спилов. В какой-то мере этим способом имитируются природные условия залегания камня. Горки предназначаются для музеев, выставок, минералогических кабинетов.

Тобольская резьба

Резьба по кости появилась в Тобольске в XVII веке, с появлением русских переселенцев, а также шведов, пленённых в годы Северной войны. Пленные шведские офицеры использовались в качестве учителей для детей, которых они обучали не только грамоте, но и известным им ремёслах, в числе которых было и косторезное. В те годы в центральной части империи были в моде костяные чётки и кости, а тобольская аристократия всячески пыталась подражать аристократии московской и петербургской. Тобольские губернаторы всячески покровительствовали развитию ремёсел, но больше всего — косторезному ремеслу. Так что даже купец Мыльников, занимавшийся этим промыслом, был освобождён от обязанности принимать на постой солдат. Но в то время у тобольского промысла ещё не было своих характерных черт, и мастера-косторезы всего лишь подражали мастерам других регионов.

В 1874 г. появилась косторезная мастерская Овешковой, в которой и оформился особенный, самобытный стиль тобольской резной кости. Это детально проработанная круглая скульптура, часто с элементами инкрустации натуральной костью других оттенков.

Знаменитая русская «Матрёшка».

   Появление русской матрёшки было обосновано широким интересом общества к развитию национального искусства. И первая русская матрёшка появилась в конце XIX века в магазине-мастерской Анатолия Ивановича Мамонтова «Детское воспитание» в подмосковном Абрамцево в рамках проекта «Русский стиль». Выточил ее мастер-игрушечник Василий Петрович Звёздочкин, а расписал С.В. Малютин, иллюстратор детских книг.

   Название «Матрёшка» для деревянной разъемной расписной куклы выбрано неслучайно. Для русской провинции имя Матрёна было одним из самых распространенных и любимых женских имен. Имя Матрёна ассоциируется с образом настоящей русской женщины, матери многочисленных детей, с настоящим крестьянским здоровьем и типичной дородной фигурой.

Берестяные промыслы России.

      В России, с ее необъятными лесами, не могли не возникнуть народные художественные промыслы с использованием берёсты. Берёста применялась людьми с незапамятных времен на Руси и индейцами Северной Америки для изготовления посуды и другой кухонной утвари – туесков, черпаков, корзин и коробов. Берёсту использовали в качестве кровельного материала, для изготовления лодок — берестянок и пирог. Из берёсты делали чехлы для луков, колчаны (тулы) для стрел, наборные рукояти ножей. На Руси из нее плели лапти, гнали деготь, который использовался и для смазки тележных осей и кожаной обуви, и в качестве лекарственной мази. Берёстой пользовались в качестве бумаги еще в древности (известны берестяные грамоты из раскопов древнего Новгорода).

   Этот уникальный материал славится долговечностью и упругостью, водонепроницаемостью и антисептическими свойствами. Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса использовались для хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. Крестьяне хорошо знают, что соль, хранимая в туеске, никогда не волгнет (не набирает влаги), а соленья не только долго хранятся, но и приобретают такой аромат, что непосвященному трудно поверить, что они приготовлены без добавления пряностей.

   А главное достоинство туеска — вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не остывает. Оттого и были туеса испокон веку постоянными спутниками крестьянина, охотника, рыбака.

   В наше время изделия из берёсты используются, по большей части, в декоративных целях, в качестве украшений, и, нередко, довольно дорогих. Как правило, это те же туеса, посуда, хлебницы, шкатулки, карандашницы, пеналы, оформленные холодным и горячим тиснением, гравировкой выжиганием, украшенные прорезной берёстой. Применяется и роспись по берёсте, изготавливаются художественные панно с применением всех указанных выше способов.

   Изделия с прорезной берёстой шли на экспорт во Францию, Германию как в царской России, так и во времена СССР

Изделия из берёсты привлекают внимание своей мягкой, бархатной фактурой, эстетичной формой

Центры берестяных промыслов России:

  • Шемогодская прорезная береста, получившая название от речки Шемоксы, что впадает в        Северную Двину ниже Великого Устюга, пожалуй, самый известный берестяной промысел и в России, и за рубежом.
  • г. Семенов (Нижегородская область)
  • Архангельская область
  • Томская область
  • Республика Саха (Якутия)
  • И многие другие…

Янтарный промысел.

   Традиционный янтарный промысел в России складывался с древних времен, однако масштабный характер он приобрел после окончания Великой Отечественной войны, когда по решению Потсдамской конференции СССР отошла часть Восточной Пруссии на побережье Балтийского моря, где располагался городок Пальмникен. Теперь это город Янтарный (в честь крупнейших залежей янтаря) Калининградской области.

   Здесь расположено крупнейшее месторождения янтаря в мире. Кроме этого, в России залежи янтаря есть и в Приморском крае, и на Урале. Янтарь вдохновил многих талантливых художников, и они, увлеченные «солнечным камнем», создают прекрасные произведения.

   Но почти 90% добываемого янтаря не пригодны для использования в ювелирных изделиях, да и при обработке янтаря остаются отходы, и из таких отходов также создаются картины, как и из крошки самоцветной.

   Картины и иконы из янтаря даже на фото смотрятся необычно, роскошно и красиво, пользуются популярностью и спросом.  При изготовлении таких картин используют янтарную крошку и мелкие кусочки янтаря.

   Несмотря на то, что специалисты различают почти 280 цветов и оттенков янтаря, самым распространенным цветом является желтый, желто-красный и красный. Поэтому картины из янтаря получаются в красках золотой осени. Приятно смотреть на эти теплые и немного солнечные картины. Картина из янтаря будет прекрасным подарком и элементом декора.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий