Фильм «первые»: романтика севера, подвиг и любовь, льды и верная смерть

Память

Могила Прончищевых сохранилась до наших дней. В 1875 году её нашел геолог А. Л. Чекановский. В 1893 году Э. В. Толль, а в 1921 году гидрограф Н. И. Евгенов восстанавливали крест.

В наши дни могила Прончищевых, рядом с которой находятся полярная станция и поселок Усть-Оленёк, бережно охраняется как исторический памятник.

В 1999 году экспедиция Института археологии РАН и Клуба «Приключение» Дмитрия Шпаро произвела эксгумацию и перезахоронение останков супругов Прончищевых; в ходе этой работы была выполнена реконструкция их лиц, были написаны портреты, а также установлены причины смерти Прончищева.

  • Бухта Марии Прончищевой в море Лаптевых.
  • Гора Прончищевой (112 м) на полуострове Таймыр.
  • Полуостров Марии Прончищевой.
  • Полярная станция Бухта Марии Прончищевой.
  • В Якутске установлен памятник супругам Прончищевым.
  • Мемориальная табличка на Аллее Славы в посёлке Дубна Тульской области.
  • Фильм «Созвездие Марии» (2017) о жизни и подвиге супругов Прончищевых.
  • Могила Прончищевых (фотография 1921 года)

  • Памятная табличка М. Ф. Прончищевой на Аллее Славы в Дубне

Любовь и женщина в составе морской экспедиции

Многие исторические фильмы о путешествиях вынуждены следовать избитой фабуле, — он уезжает, уходит в море, улетает в космос, она — остается. Ждет или не ждет, страдает или не очень, но все это — вдалеке.

История преподнесла создателям фильма потрясающий подарок, впору сказать: «Так не бывает». Представьте — XVIII век, первая половина. Гений Ломоносова еще не признан, Россия уже провозглашена империей, а Петр I — императором. Петр I приучил свою знать выводить жен и дочерей на «ассамблеи», заставил носить западные наряды, но о большем речи не шло еще лет 70, а то и сто. Женщина XVIII века могла быть только женой и хранительницей очага, но никак не равноправной участницей морской полярной экспедиции.

Кадр из фильма «Первые»

О судьбе Татьяны Прончищевой так никто бы и не узнал, если бы 12 сентября 1736 года рукою штурмана Семена Челюскина не была сделана запись в судовом журнале: «В начале сего 4 часа с полуночи бывшего командира дубель-шлюпки «Якутска» Прончищева волею Божией жена его умре». Это все, что было известно до недавнего времени.

То, что женщина оказалась в составе морской экспедиции («Баба на корабле — жди беду!»), на борту военного судна, исследующего северные границы в широтах, где «лето» бывает от силы месяца два — само по себе похоже на мистификацию. Но это — доказанный факт, который позволил установить не только настоящее имя жены командира — Татьяны Федоровны Прончищевой, но и трогательную историю их любви.

Кадр из фильма «Первые»

Соперничество молодых гардемаринов — питомцев «гнезда Петрова», любовный треугольник, романтический побег практически из-под венца, немыслимые, почти криминально-детективные трудности экспедиции, которые жена командира переносила с твердостью, достойной воспитанницы самого Витуса Беринга…

А результат дела, участниками которого они стали и за которое отдали свои жизни, намного значимее, чем это показано в фильме. Было семь отрядов в составе Великой Северной экспедиции, одним из которых руководил непосредственно Витус Беринг. Ленско-Енисейский отряд — один из немногих, страшной ценой, потеряв почти половину участников, добившийся реальных результатов.

Кадр из фильма «Первые»

Не сказать об этом, не дать Берингу в исполнении замечательного Валерия Баринова хотя бы пять слов сказать о масштабе общего дела, за которое все эти люди погибли — это промах, серьезно просаживающий кино. Сложно поверить, что люди идут во льды, почти на верную смерть, из ностальгической верности заветам императора Петра Алексеевича…

С его смертью многое изменилось, — на сороковые годы приходится череда дворцовых переворотов, Россия постоянно оказывается втянута в большие и малые войны. До географических открытий и северных границ императорскому двору нет никакого дела. После трагической зимовки только вмешательство военного ведомства позволяет продолжить работу отряда…

В конце XIX века при геологических изысканиях в районе Усть-Оленек была обнаружена могила супругов Прончищевых, над которой установили деревянный крест. Через десять лет тела перезахоронили, установили памятник, отслужили панихиду. Из Калужской области, откуда родом Василий и Татьяна Прончищевы, была прислана земля, которую высыпали на могилу.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Недоросль из Навигацкой школы

Биографы Семена Челюскина по сей день спорят о том, в каком году он появился на свет. Наиболее вероятными считаются две даты – 1704 и 1707 годы. Получается, что в Москву на смотр дворянских недорослей в 1714 году — это первая точная дата в биографии Челюскина — он явился в возрасте семи или десяти лет, и почти сразу же был зачислен в Школу математических и навигацких наук.

Зачисление в это учебное заведение, считающееся первым в российской истории специализированным инженерно-техническим и военно-морским заведением, стало поворотным моментом в судьбе будущего первооткрывателя. Однако его могло и не быть… по политическим причинам. Семья Челюскиных, или, как они писались до конца XVII века, Челюсткиных, была хорошо известна в Московском царстве, из нее вышло немало высокопоставленных придворных — воевод, «письменных голов», стольников и стряпчих. Должности головы, то есть фактически чина полковника, достиг дед будущего штурмана, Родион Матвеевич, который активно участвовал в карьере своего сына, Ивана Родионовича. Но именно с него и начались неприятности рода Челюскиных. После знаменитого стрелецкого бунта 1698 года фамилия оказалась в списке неблагонадежных. И если бы не потребность царя Петра I в новых морских кадрах и не способности недоросля Семена, неизвестно, сохранилась бы память о семействе Челюскиных в истории нашей страны.

А способности у мальчика оказались недюжинными. Поначалу, как удалось установить историку и биографу Валерию Богданову, он был определен в класс русской грамоты, основной задачей которого было выявление наиболее способных учеников и подготовка их к более серьезному обучению. Семен Челюскин сумел отлично зарекомендовать себя, и уже через три года его перевели в навигацкий класс — готовить к будущей морской службе. Обучение было серьезным: ученики осваивали алгебру и геометрию, географию и астрономию, учились ориентироваться по Солнцу, звездам и планетам. Позднее эта наука пригодится Семену Челюскину, когда он будет определять координаты мыса, сегодня носящего его имя.

Школу математических и навигацких наук Семен Челюскин окончил через семь лет, в 1721 году, когда ему было от четырнадцати до семнадцати лет от роду. Окончил и получил назначение на корабли единственного тогда российского флота, Балтийского, на должность навигатора.

Надо сказать, что в петровские времена навигаторы и штурманы были на флоте сословием не слишком уважаемым, и останься Челюскин простым штурманом, вряд ли ему удалось добиться славы. Но судьба благоволила умному юноше. Хорошо проявивший себя на Балтике, особенно в таком непростом деле, как описание и составление карт Финского залива, подштурман Челюскин был отряжен обучать молодых учеников Навигацкой школы, прибывавших на практику.

А вскоре выпал ему счастливый случай: среди офицеров, участвовавших в подготовке Великой Северной экспедиции, затеянной императрицей Анной Иоанновной как продолжение предприятия Петра I, оказался бывший однокашник по Навигацкой школе лейтенант флота Василий Прончищев. По его протекции в списке офицеров и моряков, которые требовались для этого непростого путешествия, оказался и Семен Челюскин, причем имя его стояло в первых рядах — как опытного и старательного офицера-картографа. А когда все было уже утверждено, лейтенант Прончищев добился, чтобы его товарища зачислили к нему в команду. Ей предстояла непростая задача: исследовать северные берега России от Лены до Енисея. В те времена на картах эти места изображали как прямую линию, признавая, что никаких сведений о них попросту нет…

Личная жизнь

На карте Крайнего Севера, у восточного побережья Таймыра, есть бухта Марии Прончищевой, названная в честь верной жены и участницы экспедиции Василия Васильевича. О том, что супругу исследователя звали Татьяна, выяснилось только в 1983 году, когда в Центральном государственном архиве древних актов был обнаружен соответствующий документ.

Бухта Марии Прончищевой

Татьяна Федоровна, урожденная Кондырева, считается первой женщиной-полярным путешественником, задолго до жен декабристов решившей разделить с мужем все тяготы и невзгоды длительных морских странствий.

По мнению отдельных исследователей, семейства Прончищевых и Кондыревых жили неподалеку друг от друга, а потому дети были знакомы с детства. К тому же дядя Василия женился на тёте Татьяны. У обоих рано умерли отцы, что, возможно, стало причиной для сближения. Все те же архивы подтверждают, что молодые люди поженились по большой любви.

Василий Прончищев и Татьяна Прончищева

Участие единственной женщины в полярном походе изначально ставилось под сомнение, так как морской закон запрещал дамам входить в состав экипажей. Но именно экипаж вступился за Татьяну перед капитаном, заверив, что вышестоящее начальство ничего не узнает.

По другим источникам, официальное разрешение на участие Татьяны в экспедиции выдал командор Витус Беринг и только потому, что Прончищева была образованной дворянкой и знала язык северных народов, а значит, ее присутствие на борту оказалось бы полезным.

Ледокол «Василий Прончищев»

Женщина проявила талант переговорщика с местным населением, когда в 1735 году экипажу пришлось остаться на зимовку в селении Усть-Оленёк. Жители не обрадовались вновь прибывшим и объяснили, что боятся заразиться от них какой-нибудь неведомой болезнью. На деле же, как считал Прончищев, якуты и эвенки опасались, что пришлые люди ограбят и разорят поселок.

Присутствие Татьяны убедило местных в мирных намерениях гостей. Кроме этого, она помогала мужу вести записи рассказов аборигенов.

Знать и помнить

— Проблемы северных территорий быстро не решить. Может, нам стоит больше внимания уделять просвещению, чтобы люди брали в свои руки защиту родной земли?

— Это одно из направлений деятельности экологической организации «Природа Сибири»

Мы ведём проект «100 удивительных объектов природы Красноярского края», обращаем внимание людей на уникальные памятники природы. В крае есть такие объекты, как пик Грандиозный — самая высокая вершина Красноярского края, мыс Челюскина — самая крайняя северная точка всего материка Евразия, озеро Лама — это самое северное и одно из самых глубоких озёр плато Путорана

Озеро Таймыр — второе пресноводное после Байкала озеро по объёму воды. Осиновский порог знаменит тем, что его глубина между скалами в Осиновских щеках достигает 64 метра.

Сейчас в Арктике остались всего две метеостанции: на мысе Челюскина и на Диксоне. Фото: АиФ/ Фото: Марина Черкашина

Кроме этого, он очень живописный, с красивыми скалами. Тунгусская стена выглядит настолько потрясающе, что можно сравнить её с Ленскими столбами, это памятник природы, внесённый в ЮНЕСКО, а один из похожих объектов — Тунгусская стена. Этот скальный массив длиной около километра находится на Нижней Тунгуске

Цель проекта — зафиксировать все такие места и сделать альбом, который стал бы визитной карточкой Красноярского края со стороны как туризма, так и культурного наследия, обратить внимание всех заинтересованных сторон общества, раздать его в библиотеки, в школы нашего края

— Вы уже дважды совершали длительные путешествия по Енисею. Осталось ещё что-то неизведанное на севере края? Какие цели ставите?

— В 2016 году я на самодельном катамаране прошёл 4178 км за 90 дней по акваториям Енисея и других рек, которые впадают в него. Сейчас готовим российско-шведскую экспедицию 2017 года, которая будет называться «По родному краю». Пойдём по Енисею вниз на маломерных судах. 5 июня выйдем из Красноярска. Посетим Дудинку, Диксон, и 15 сентября должны быть в Хатанге. Будем пробираться вдоль берега между льдинами. Обратно полетим самолётом.

Северное сияние завораживает своей красотой. Фото: АиФ/ Фото: Марина Черкашина

Открытия

Первооткрыватели отправились в путь на одном-единственном судне «Якутск», команда состояла из 57 человек. В июне 1735-го экспедиция вышла вниз по Лене к океану, по пути изучая течения и ветры, замеряя глубину и производя картографическую съемку. Василию Васильевичу географическая наука обязана подробной картой дельты и русла этой реки.

Зимняя непогода остановила дальнейшие исследования, поход продолжился на следующий год. Первым открытием стал остров Преображения в устье реки Хатанги. Потомки через триста лет установят, что этот остров – лежбище моржей и одно из крупнейших мест гнездования птиц в акватории моря Лаптевых.

Далее моряки только успевали фиксировать события. Отряд Прончищева нанес на карту 400-километровую линию восточного побережья Таймыра и часть берега моря Лаптевых от залива Фаддея до Ленской дельты, сам залив с одноименной группой островов у северо-восточного берега полуострова и крайнюю северную горную систему России — Бырранга. В 1993-м часть залива Фаддея включена в Большой Арктический заповедник.

Маршрут экспедиции Василия Прончищева

Благодаря исследованиям команды Прончищева стали известны архипелаги Петра и Самуила, последний ныне именуется Островами Комсомольской Правды. Как позднее было установлено, «Якутск» немного не дошел до островов, которые были открыты через двести лет и получили название архипелага Северная Земля.

Прончищев мог бы стать первооткрывателем северной оконечности Евразии, но увидеть мыс помешала плохая видимость. Эта честь выпала на долю продолжателя дела Василия, штурмана его корабля Семена Челюскина, который достиг оконечности Таймыра в 1742 году и назвал мыс Восточно-Северным.

Несломленный Севером

Дорога к мысу, обессмертившему его имя, у Семена Челюскина оказалась куда как непростой и куда как печальной. На этом пути его ожидали серьезные потери, и одной из них стал его друг и покровитель, лейтенант Василий Прончищев. В 1736 году корабль «Якутск» с 45 членами экипажа, они же участники Великой Северной экспедиции, возвращался к месту зимовки в устье реки Оленек, где годом ранее зимовал перед броском на север. Многие участники плавания страдали от неизбежной в то время северной болезни — цинги. Не обошла она стороной и лейтенанта Прончищева, и его супругу Татьяну — первую в российской истории женщину-исследовательницу Арктики. И вскоре команде под руководством Семена Челюскина пришлось выдалбливать в вечной мерзлоте могилу для четы Прончищевых, не разлучавшихся ни в жизни, ни в смерти.

Но ни это печальное событие, ни тяжелейший дрейф «Якутска» в 1740 году, который закончился гибелью корабля и почти восьмисоткилометровым пешим возвращением уцелевшей команды к месту зимовья, не остановили штурмана Челюскина. Столетием позже знаменитый русский исследователь XIX века академик Александр Миддендорф отметит, что Семен Челюскин, в отличие от многих других моряков, осваивавших северные моря, не пал духом и не прекратил своих усилий, а «ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно делались все попытки».

Эти слова относятся к важнейшему достижению штурмана Челюскина — открытию самой северной точки Евразии. Чтобы добраться до нее, он после возвращения с погибшего «Якутска» потратил еще два года. Это время ушло на то, чтобы подготовить последний бросок на север, к еще неисследованным оконечностям Таймырского полуострова.

В путь партия штурмана Семена Челюскина, состоявшая из него самого и троих солдат, на пяти нартах тронулась 5 декабря 1741 года. Через два с лишним месяца, 15 февраля 1742 года они добрались до Попигайского зимовья в устье реки Хатанги и остались там переждать самые суровые морозы, рассчитывая с началом весны тронуться дальше на северо-запад.

К концу марта температура поднялась настолько, что можно было тронуться в путь, уже не рискуя замерзнуть на первых же километрах пути. Тогда Семен Челюскин и отправился дальше в сопровождении двух солдат — Антона Фофанова и Андрея Прахова. На то, чтобы добраться до крайней северной точки Таймыра (о том, что она же будет и крайней северной точкой Евразии, тогда еще никто не подозревал), у этой маленькой экспедиции ушло полтора месяца. Шли трудно: записки Челюскина пестрят упоминаниями о том, как устают собаки, как теряют присутствие духа его спутники. Нехватку провианта возмещали за счет охоты на белых медведей. В последний раз подстрелить хищника удалось за три дня до того, как отряд добрался до мыса, названного самим Челюскиным Восточным Северным.

Эта точка, на которой Челюскин оказался 20 мая 1742 года и широту которой он определил как 77°27’ северной широты, не произвела на измотанного моряка большого впечатления. В его записках встреча с нею описана так: «Приехали к мысу. Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды глаткие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк — одно бревно, которое вез с собою». И все. Так прозаически совершилось одно из самых крупных географических открытий XVIII века…

Детство и юность

Как выяснили исследователи, дворянский род Прончищева происходит из Польши, а первые упоминания о нем появились еще в XV веке. Василий родился в 1702 году в родовом поместье Тарбеево под Тарусой, в Калужской губернии, и стал пятым из шести сыновей.

В 13 лет мальчик поступил в Московскую школу математических и навигационных наук, откуда через год перешел в Санкт-Петербургскую морскую академию. Будущий гардемарин учился вместе с Семеном Челюскиным и братьями Лаптевыми, которые впоследствии также прославят русскую исследовательскую науку.

Портреты Василия Прончищева и Семена Челюскина

По окончании учебы Прончищев попал на Балтийский флот, ходил на кораблях, участвовал в Персидской кампании Петра Первого на Каспийском море.

В 1733 году Василия включили в состав Второй Камчатской экспедиции под руководством капитан-командора Беринга. В задачу путешественников входили, говоря современным языком, составление карт, поиск полезных ископаемых, а также мест для стоянок судов. Прончищеву поручили командовать Ленско-Енисейским отрядом и изучить побережье западнее устья Лены.

Литература

  • Голубев Г. Н. Колумбы росские: Историческая хроника; Свадебное путешествие без возврата. — М.: Советский писатель, 1989. — С. 148—175. — ISBN 5-265-00534-X.
  •  (недоступная ссылка)
  • Кандидов А. В. Исследователь Крайнего Севера, мореплаватель Василий Прончищев. — Калуга: Золотая аллея, 2008. — 160 с. — ISBN 978-5-7111-0407-0.
  • Крутогоров Ю. А. Куда ведёт Нептун: историческая повесть. — М.: Детская литература, 1990. — 272 с.
  • Пасецкий В. М. Арктические путешествия россиян. — М.: Мысль, 1974. — 230 с.
  • Пасецкий В. М. Русские открытия в Арктике. — СПб.: Адмиралтейство, 2000. — Ч. 1. — 606 с. — (Золотое наследие России).
  • Русские мореплаватели / Под ред. В. С. Лупача. — М.: Воениздат, 1953. — 672 с.
  • Чайковский, Юрий Викторович. Очерк 4. Мыс Челюскин, или Конец надеждам // Мысы Ледовитого напоминают: исторические очерки и повесть. — М.: КМК, 2015. — С. 88—126. — 399 с. — ISBN 978-5-9906181-1-4.
  • Шпаро Д. Герой российского флота // Московская правда. — 2003. — 1 февраля.

НАШИ ЛЮДИ

Алена Полынь
Другое

парапсихолог, Председатель Союза ИСВ, Председатель ассоциации АСМ

Ylvis
Другое

комедийный норвежский дуэт из Бергена, состоящий из братьев Борда и Вегарда Илвисокера

XP Voodoo
Другое

один из родоначальников российского клубного, техно- и рейв движения

Wretch 32
Другое

английский репер и бывший грайм-мс из Тоттенэма, где он вырос сыном местного рэгги диджея

Wisin & Yandel
Другое

Хуан Луис Морера Луна и Льяндель Вегильa Малаве Саласар , взявшие себе творческие псевдонимы Wisin и Yandel

Timbuktu
Другое

«https://ru

TheHill88
Другое

YouTube-знаменитость, известная под ником TheHill88

The Doodler
Другое

Первые исследователи Севера

Нильс Норденшёльд — почётный член Русского географического общества, известен тем, что первым в мире прошёл на своём судне Северным морским путём из Европы, от Швеции до Берингова пролива. В 1878-1879 годах Норденшёльд на судне «Вега» впервые осуществил сквозное, с зимовкой в пути, путешествие из Атлантического океана в Тихий и через Суэцкий канал вернулся в Швецию, впервые обойдя всю Евразию. Именем Норденшёльда названы архипелаг к северу от острова Таймыр, заливы у берегов Новой Земли и Северо-Восточные Земли Шпицбергена, полуостров Западного Шпицбергена (Земля Норденшёльда).

Василий Прончищев — первый исследователь Арктики. 280 лет назад под его началом участники 4-го картографического отряда Второй Камчатской экспедиции Беринга по указу Петра I исследовали и нанесли на карту Российской империи часть побережья Арктики: северную часть и восточную часть со стороны Охотского моря — Сахалин, Берингов пролив, Чукотка, Якутия, Таймыр.

Экспедиция длилась около 25 лет. Они нанесли на карту всю дельту Лены и начали описывать побережье. Продолжил работу Харитон Лаптев — он пошёл санным путём. Экспедиция продолжалась около 6 лет. Берег Харитона Лаптева — его имени, а в честь братьев Лаптевых названо море. Василий Прончищев с женой погибли в 1736 году. Его именем назван и весь берег, и мыс, а супруга Татьяна Прон­чищева была первой женщиной — исследователем Арктики.

Досье

Игорь Чапалов родился в 1974 году в посёлке Новосёлово Красноярского края. Окончил Сибирский юридический институт МВД. Председатель правления красноярской региональной общественной экологической организации «Природа Сибири», член Русского географического общества, путешественник, автор книги «Немыслимый рай» о центральной части Восточных Саян, соавтор фильма «Мёрт­вая дорога» о трансполярной магистрали. Разведён, имеет сына и дочь.

Итоги и историческое значение

В результате деятельности Великой Северной экспедиции впервые произведена опись отдельных участков побережья Северного Ледовитого океана, открыт американский берег и подтверждено наличие пролива между Азией и Америкой, открыты и нанесены на карту Южные Курильские острова, доказано отсутствие каких-либо земель между Камчаткой и Северной Америкой, обследованы побережье Камчатки, Охотского моря и отдельные участки побережья Японии.

Карта Российской империи 1745 года на основе результатов Великой Северной экспедиции

Вторая Камчатская экспедиция была предприятием, грандиозным даже на современный масштаб. Работы ее охватили всю Сибирь, вплоть до Камчатки, Курильские острова, Японию, Америку. Результатом экспедиции явились: открытия северо-западной Америки, описание Камчатки С.П. Крашенинниковым и Г. Стеллером, работы И.Г. Гмелина по изучению Сибири, чрезвычайно важные материалы по исторической географии Сибири, собранные Г.Ф. Миллером, и, наконец, совершенно исключительный в истории географических открытий подвиг- описание северных берегов Сибири.

К XVIII веку ни одно государство не организовывало подобной экспедиции: масштабной по задачам, обширной по территории охвата, представительной по составу ученых, затратной в материальном плане, и значимой для развития мировой науки.

Основные результаты экспедиции, определенные академиком Карлом Бэром как «памятник мужества русских», заключались в открытии морских путей и описании северо-западных берегов Америки, Алеутской гряды, Командорских, Курильских, Японских островов. Положенные на карту, русские открытия поставили точку в истории географических мифов, созданных многими поколениями западно-европейских картографов – о землях Иезо, Кампании, Штатов, Хуана да Гама, о таинственной и сказочной Северной Тартарии.

По некоторым данным, картографическое наследство Второй Камчатской экспедиции составляет порядка 100 общих и региональных карт, составленных мореходами, геодезистами, студентами академического отряда. По результатам экспедиции в 1745 был издан «Атлас Российский», опубликованный под именем известного французского картографии и астронома Ж.Н. Делиля, работавшего над ним по заданию Петербургской Академии наук. Это был первый атлас, охватывавший всю территорию России и вошедший в золотой фонд мировой географии. Он состоял из общей карты России и девятнадцать карт более мелких частей страны, покрывающих совместно всю ее территорию. Современники были очень высокого мнения об этом атласе. В него вошли не все данные беринговой экспедиции, поэтому он не претендовал на совершенство, но, тем не менее, был достаточно точным для своего времени…

Так закончилась Вторая камчатская экспедиция, деятельность которой увенчалась великими открытиями и выдающимися научными достижениями. Русские моряки первыми открыли неведомые ранее северо-западные берега Америки, Алеутскую гряду, Командорские острова и перечеркнули мифы о Земле Хуана де

Гама, которую западноевропейские картографы изображали на севере Тихого океана.

Русские корабли первыми проложили морской путь из России в Японию. Географическая наука получила точные сведения о Курильских островах, о Японии. Результаты открытий и исследований в северной части Тихого океана нашли отражение в целой серии карт. В их создании принимали участие многие из оставшихся в живых участников экспедиции. Особо выдающаяся роль в обобщении добытых русскими моряками материалов принадлежит Алексею Чирикову — одному из блестящих и искусных мореходов того времени, преданному помощнику и преемнику Беринга.

На долю Чирикова выпало завершение дел Второй камчатской экспедиции. Он составил карту северной части Тихого океана, на которой с поразительной точностью показаны путь корабля «Св. Павел», открытые моряками северо-западные берега Америки, острова Алеутской гряды и восточные берега Камчатки, служившие исходной базой для русских экспедиций.

Научное наследство Второй камчатской экспедиции Витуса Беринга столь велико, что не освоено полностью до сих пор. Его использовали и сейчас широко используют ученые многих стран.

Беринг Витус Ионассен (Иван Иванович) (1681—1741), российский мореплаватель, капитан-командор (1730 г.).

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий