Комбинированное ружье ссср иж-15

Разборки и сборка ружья

Для обеспечения необходимого ухода за ружьем (чистка, смазка, осмотр) ружье разбирается на три части: стволы, цевье с шарниром и колодка с ложей.

Более детальную разборку нужно производить только в случае особой необходимости, когда надо произвести чистку деталей от нагара, проникающего в механизмы через отверстия для бойков, а также для ремонта.

Необходимо помнить, что частая разборка механизмов, производимая без особой надобности, может вызвать преждевременный выход ружья из строя или испортить его товарный вид. При разборке и сборке ружья нужно строго придерживаться настоящей инструкции.

Для разборки ружья нужно отделить цевье и стволы. Затем надо снять затыльник с приклада ложи. Если затыльник резиновый, для отвертывания шурупов нужно пользоваться отверткой со скругленным стержнем. Для этого надо найти на затыльнике прорези для шурупов, отвернуть шурупы и снять затыльник вместе с прокладкой. Шурупы из затыльника желательно не вынимать.

Отвернуть шуруп, крепящий спусковую скобу к ложе, повернуть скобу в любую сторону на 90° и снять её.

Отделить ложу от колодки, для чего нужно вывернуть стяжной винт, проходящий через приклад к затыльнику, легкими ударами колодкой о деревянный предмет слегка расшатать соединение ложи с колодкой и затем аккуратно снять ложу. После отделения ложи механизмы становятся доступными для осмотра, чистки и смазки.

Дальнейшую разборку нужно начинать обязательно с отделения боевых пружин. Для этого надо взвести курки, вставить в отверстие на каждом стержне боевой пружины кусочки проволоки или гвозди диаметром 1-1,5 мм (отверстие на стержне при взведенных курках совмещается с выемкой на перемычке, соединяющей хвостовики колодки и личинки), спустить курки и снять стержни боевых пружин с пружинами.

Выбив с помощью выколотки соответствующие оси, снять курки и шептала. Снять детали предохранителя, для чего нужно выбить штифт, поддерживающий шайбу и пружину.

Отделить личинку со спусками, пружиной и стопором

запорной планки, отвернув предварительно нижний винт личинки и задний хвостовой винт. Отделять личинку нужно легкими ударами молотка по латунному или медному стержню, вставленному в отверстие для спусковой скобы, при этом личинку нужно смещать назад.

Для разборки запирающего механизма нужно предварительно вынуть бойки, затем отвернуть винт, соединяющий упор пружины запирания (20) с осью рычага и снять пружину и упор. Далее надо отвернуть винт, соединяющий рычаг запирания с осью, ударами молотка с помощью медного или латунного стержня выбить вниз ось рычага запирания и вынуть запорную планку.

Дальнейшая разборка механизмов ружья несложна и не требует особого пояснения. Нужно лишь иметь в виду, что при разборке нельзя перепутывать детали правой и левой стороны.

При разборке спускового механизма в спортивных вариантах ружей с двумя универсальными спусками и с одним спуском, после отделения личинки нужно предварительно снять пластинчатую двуперую пружину, отвернув два крепящих ее винта, а затем, выбив ось спусков, вынуть спуски.

В односпусковом ружье переводчик (селектор) вынимается после отделения спуска.

Сборка ружья производится в обратном порядке. Ложа с колодкой должна быть соединена прочно, для чего надо туго затягивать стяжной винт.

С целью получения надлежащих результатов по кучности и резкости боя рекомендуется производить подбор (по весу) зарядов пороха и дроби, не завышая установленных норм.

ИЖ-54. Почему его до сих пор называют «ружьё-мечта»?

С этим ружьём можно ходить на любую, «жившую» в тогдашнем Советском Союзе дичь, в том числе и на «хозяина тайги», медведя. Создаваемое как специализированное спортивное ружье для траншейного стенда на базе охотничьего ружья ИЖ-49 (полной копии немецкого «Зауэра-8», конструкторская документация которого была вывезена из послевоенной Германии на условиях репарации), ружьё действительно получилось очень удачным. Именно с этого ружья Советский Союз вышел на мировой рынок охотничьего и спортивного гладкоствольного оружия.

Все 15 лет качество выпуска этого ружья было стабильно высоким. Каждая деталь проходила проверку после каждой технологической операции. Завод гарантировал сохранение полной работоспособности даже после десяти тысяч выстрелов.

Экспериментировать с ним не решались, экспортная модель всё-таки. В конструкцию, конечно, вносились дополнения и усовершенствования, которые тщательно отрабатывались на других моделях. Каждое, даже рядовое ружьё, украшалось специальной гравировкой. «Штучность» тоже… калибровалась. «Ш1» — просто штучное. «Ш2» — штучное из штучных, ну вааще! Свыше 70 000 этих прекрасных ружей из полумиллиона выпущенных заводом вообще ушли на экспорт.

ИЖ-54 Фото: guns.allzip.org

Если смотреть на ИЖ-54 с современной точки зрения, ружьё это — классическая двустволка-горизонталка. А ведь ИЖ-54 — первая в отечественной истории оружия модель бескурковой двустволки.

  • Стволы сначала делали 750 мм, после укоротили до 730 мм.
  • Калибр: 12 гладкоствольный.
  • Длина патронников: 70 мм.
  • Дульные сужения стволов: правого — получок (0,5 мм), левого — чок (1,0 мм).
  • Масса ружья: от 3,3 кг (ствол 730 мм) до 3,5 кг (ствол 750 мм).
  • Материал ложи: бук (рядовое) или орех (штучное исполнение).
  • Форма приклада: «пистолетная» или «винтовочная» с прямой шейкой.

Из конструктивных особенностей ИЖ-54 можно отметить следующее. Тройное запирание стволов; снизу на два специальных крюка, сверху на болт Гринера, позаимствованный из «Зауэра-8». Коробка из прочной стали, надёжное запирание в трёх точках, калёные, прошедшие несколько степеней проверки детали механизма и утолщённые стволы дают возможность стрельбы самыми мощными (для 12-го калибра) зарядами.

Общий экстрактор для обоих стволов. Мягкий, «спортивный», очень комфортный спуск курка. Бойки, разбивающие капсюль, движутся в специальных, закалённых и покрытых хромом трубках. Рычаг открывания расположен сверху. Ружьё переламывается резким сдвигом рычага вправо до отказа. Курки взводятся при «переламывании» ружья.

И. Б. Лысюк, «Охота» Фото: Источник

Автоматический предохранитель, запирающий одновременно спусковые крючки и шептала, обеспечивал высокую безопасность обращения с заряженным ружьем. Ружьё легко разбирается на три части. Тогда это тоже было в новинку.

Хромированные каналы стволов и патронники обеспечивали повышенную защиту от коррозии, снаружи стволы покрывались чёрным хромом или английским «ржавым лаком», очень прочным и долговечным покрытием.

За счёт большого веса и конструктивных особенностей отдача при выстреле небольшая, стрелять даже тяжелыми зарядами (дробь или пуля) с большим количеством пороха довольно комфортно.

За освоение производства ружья модели ИЖ-54 Ижевский механический завод был награжден Малой золотой медалью и Дипломом первой степени. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе ружья из Удмуртии, наряду с ружьями Тульского оружейного завода, заслужили Диплом почета.

Именно это ружьё послужило прототипом ИЖ-57 (тот же 54-й только несколько упрощённый, 16-го калибра), ИЖ-58 и, наконец, ИЖ-26, которое выпускалось на конвейере Ижевского механического завода почти 30 лет.

ИЖ-54 Фото: Источник

Сегодня найти такое ружьё в хорошем состоянии и за адекватную цену тяжело, но ещё можно. Наиболее ценятся экземпляры с оригинальной ореховой ложей и длинными, 750 мм, стволами. Но цены растут не по дням, а по часам. Наибольшую цену, которую я нашел в Интернете — 390 000 российских рублей, почти 13 000 американских долларов.

И прикол напоследок. Наберите в поисковой строке любого браузера ru.wikipedia.org/wiki/ИЖ-54 и обнаружите, что, к сожалению, статьи про это прекрасное ружьё в Википедии просто нет!

Теги: история оружия, ружье, гладкоствольное оружие, двустволка

Описание ружья ИЖ-27 (МР-27)

Ружья ИЖ-27 серийно выпускаются в 12, 16, 20 и 28 калибрах. Вес ружей составляет от 3 до 3,6 кг и зависит от калибра ружья и длины стволов.

На ружье могут быть как постоянные, так и сменные дульные сужения, постоянные дульные сужения: как правило чок в верхнем стволе и получок в нижнем. Сменные дульные сужения предпочтительнее, так как дают ружью большую универсальность.

Стволы имеют вентилируемую прицельную планку, каналы стволов и патронники хромированы, наружные поверхности ружья анодированы или оксидированы.

Соединение стволов с колодкой осуществляется за счет подствольных крюков и оси шарнира. Стволы с колодкой соединяются посредством подствольных крюков и шарнира.

Запирание происходит с помощью запорной планки, входящей в паз заднего подствольного крюка. Запирание стволов производится подвижной запорной планкой на задний крюк муфты стволов.

При открывании стволов происходит взведение курков. Курки взводятся, когда открываются стволы.

Ударно-спусковой механизм позволяет произвести плавный спуск курков с боевого взвода при закрывании стволов. Механизм спуска плавно спускает курки при закрывании ствольной коробки.

Гильзы извлекаются из патронника экстрактором. Технические характеристики ИЖ-27Е: оно отличается тем, что оснащено выбрасывателем стреляной гильзы и выполнен отключаемым. В ружье гильзы выдвигаются общим экстрактором, а в модели ИЖ-27Е введен эжекторный механизм, который может быть отключен владельцем несложным способом, без применения какого-то специального инструмента (требуется лишь отвертка).

УСМ

Ударно-спусковой механизм ружья имеет внутренние курки, смонтирован частично в коробке ружья, частично на отдельном нижнем основании.
Механизм ружья имеет интерсепторы, которые перехватывают курки в случае случайного падения ружья, данная особенность делает ИЖ-27 более безопасным по сравнению с другими ружьями.. Боевые пружины витые цилиндрические.
Также ружье имеет в конструкции своего механизма инерционный разобщитель, который исключает возможность сдвоенного выстрела, что также делает пользование ружьем более безопасным.
С 1972 года ружье выпускалось с двумя спусковыми крючками, в 1977 году был разработан механизм с одним спусковым крючком, который имеет возможность переключения очередности выстрела. Изначально спусковой механизм ружья ИЖ-27-1С (ИЖ-27Е-1С) с одним спусковым крючком был разработан для спортивного ружья ИЖ-25 он же используется в ружье ИЖ-39. После заряжания ружья очередность выстрелов стандартная нижний-верхний ствол, для переключения очередности нужно оттянуть спусковой крючок вперед, после очередного перезаряжания прежняя очередность выстрела восстановится.
Бойки ружья выполнены раздельными от курков, имеют достаточной большой выход (до 2,2 мм), имеют возвратные пружины.
В целом УСМ ИЖ-27 очень надежен и как правило не вызывает у охотников никаких вопросов.

Приклад

Приклад на ружьях ИЖ-27 может быть изготовлен либо из ореха, либо из бука, на серийных ружьях по форме приклад имеет шейку пистолетного типа, на штучных ружьях и ружьях изготавливаемых по индивидуальным заказам может быть любой формы.
Цевье отъемного типа, при пользовании ружьем, особенно при сборке-разборке нужно быть внимательным и осторожным, чтобы избежать появления трещин на нем.

Конструкция и устройство

Для изготовления ружья ИЖ-54 использовались особые ствольные заготовки 50А, выполненные из стали с большим содержанием углерода. Сплав металла проходил неоднократную процедуру термической обработки и холодной закалки, в результате чего его прочность возросла в разы. Данная технология оказалась настолько эффективной, что Ижевский механический завод не стал от нее отказываться в течение нескольких десятилетий. Остальные металлические детали также имели высокое качество за счет прочной, но облегченной стали.

Экземпляры, выпущенные в период с 1954 по 1960 годы, отличаются твердой спайкой стволов. Для этого инженеры использовали специальные межствольные планки, устанавливаемые по всей длине. Однако в 1961 году технология была заменена на простую ствольную муфту. С одной стороны, это значительно уменьшило вес оружия. С другой — качество спайки немного снизилось, из-за чего владельцы начинали жаловаться, что стволы расшатываются после первой тысячи выстрелов. Хотя именно из-за упрощенной конструкции ружье стало стоить на порядок меньше.

Конструкция ИЖ-54

Стволы ИЖ-54 изнутри покрыты хромом, что еще больше увеличивает прочность стали, а также срок ее эксплуатации. Что касается внешней обработки, то тут инженеры выбирали одно из двух: либо наносили на металл никель, либо проводили процедуру химического окрашивания. В первом случае ствол приобретал влагоустойчивость и практически полную невосприимчивость к коррозии. Во втором — отличался легким глянцевым оттенком, который придавал оружию элитный внешний вид. Не трудно догадаться, что технология химической окраски понравилась в первую очередь коллекционерам.

Еще одной конструктивной особенностью ружья ИЖ-54 является механизм запирания стволов, который в более ранних версиях состоял из болта Гринера, а в новых модификациях — имеет форму запирающего крючка. Данная система позволяет свести к нулю вероятность совершения случайного выстрела, если ствольная коробка не находится на месте. До тех пор, пока крючок не произведет запирание стволов, боек попросту не сможет ударить по патронам. Такая особенность использовалась во всех модификациях, выпущенных после 1957 года.

Также на протяжении всего периода эволюции оружия в его конструкцию и устройство вводились новые изменения, улучшающие технические характеристики. Вот лишь несколько особенностей, которые можно встретить у модифицированных моделей:

  • утолщенные стволы, применяемые для патронов с большим пороховым зарядом;
  • прочная стальная коробка, гарантирующая длительный срок эксплуатации ружья;
  • замена мелких деталей механизма на каленые — увеличивают прочность устройства;
  • замена двух экстракторов стволов на один общий — упрощает процедуру разборки;
  • более мягкий спусковой крючок — упрощает процесс стрельбы с дальних дистанций.

Экстрактор гильз и рычаг

В целом оружие осталось во многом схоже с немецким прототипом, несмотря на то, что Пугачев старался сделать ИЖ-54 максимально непохожим на Зауэр. Однако нельзя сказать, что это пошло ружью во вред. О качестве немецкого гладкоствольного оружия для охоты известно во всем мире. А если совместить его с новейшими модификациями и десятилетними наработками Российских инженеров, то получится модель, которая не останется без внимания и через несколько веков.

Первый вариант

Первая из разновидностей была спроектирована в далеком 1956 году под руководством инженера А. А. Климова. Комбинированное ружье «Белка» 28 калибра было оснащено лишь одним курком. С помощью специального механизма охотник мог запросто переключаться между стволами, в зависимости от того, на какую дичь велась охота. При необходимости вести огонь из верхнего ствола, достаточно было направить положение рычажка вперед. Если же была необходимость произвести выстрел из нарезного ствола, то выключатель передвигался назад. Все эти действия довольно просто выполнялись как при спущенном курке, так и при взведенном.

Так как стволы располагались в вертикальной плоскости, существовала возможность их отсоединения друг от друга. При необходимости можно было заменить старый ствол на новый. Для этого сперва отсоединялось цевье, которое было зафиксировано с помощью специальной защелки. После этого можно было отсоединить стволы друг от друга. Дабы оружие не вибрировало во время стрельбы и имело максимальный показатель точности, для фиксации стволов использовались три муфты.

Судя по отзывам охотников, выбрасыватель гильз создавал некоторые неудобства, если охотник хотел самостоятельно их извлечь. Однако такой механизм существенно упростил эксплуатацию «Белки». Ружье ИЖ-56 «Белка» имела длину гладкоствольного ствола 65 и 72 сантиметров для 28 и 32 калибра. Нижний ствол был немного короче – 45 сантиметров и предполагал использование боеприпасов калибра 5,6 миллиметров. Разница в длине стволов могла быть с лихвой компенсированная с помощью дополнительной цилиндрической трубки, присоединяющейся к оружию. Со временем она стала продолжением нарезного ствола.

Вес «Белки» составлял около 3,15 килограмма. По отзывам профессиональных охотников, данная модель зарекомендовала себя только с лучшей стороны. Оружие и по сей день считается универсальным для охоты на пушного зверя и пернатых. Наличие комбинированных стволов существенно упрощает промысловую деятельность.

Устройство и принцип работы

Для отделения ложи от колодки и дальнейшей разборки требуется снять затыльник и вывернуть винт, соединяющий ложу с коробкой.

При разборке ударно-спускового механизма необходимо извлечь толкатель с боевой пружиной. Для этого, постановкой курка (6) на боевой взвод, сжать боевую пружину (8), в появившееся отверстие в толкателе (7) вставить гвоздь или кусочек проволоки диаметром 1-1,5 мм.

Спустив курок, отделить толкатель с пружиной.

Дальнейшая разборка проста и не требует особых пояснений. Сборка ружья производится в порядке, обратном процессу разборки. Соединение ложи с коробкой должно быть прочным, без малейшей качки. В связи с возможным дальнейшим усыханием древесины ложи стяжной винт в процессе стрельбы, особенно в начале эксплуатации, необходимо периодически подтягивать, чтобы не наблюдалось качки ложи.

Серийное производство

Серийное производство на мотозаводе (Иж-7, Иж-8, Иж-9, Иж-12) в период 1933—1941 гг.

К началу 30-х годов мотоциклы не изготавливались. Несмотря на это над созданием отечественного мотоцикла работали отдельные инициативные группы энтузиастов в Москве, Ленинграде, Харькове, в том числе П. В. Можаров — в Ижевске. Комиссия экспертов Президиума ВСНХ СССР рассмотрела вопрос о строительстве большого мотоциклетного завода и пришла к выводу, что наиболее подходящим местом для его размещения будет Ижевск. В городе существовал полный комплекс машиностроительного производства — от выплавки стали до изготовления сложного инструмента и станков, рабочие обладали необходимой квалификацией, не было затруднений и в поставке сырья. Здесь, на базе фабрики охотничьих ружей фабриканта Березина, расположенной на улице Базарной, и началось строительство Опытного мотоциклетного завода.

Сначала на этом заводе планировали выпускать тяжёлый мотоцикл «НАТИ-А-750», спроектированный под руководством П. В. Можарова. Мотоцикл имел двухцилиндровый V-образный двигатель рабочим объёмом 747 кубических см., характерную для можаровских мотоциклов штампованную раму, и достигал мощности 15 л.с. К 1 мая 1933 года были изготовлены 4 первые мотоцикла. Параллельно были собраны и опытные экземпляры лёгких мотоциклов «Иж-7» по документации, полученной из Ленинграда. Фактически это были двойники модели «Л-300» (та самая, разработанная Можаровым копия «ДКВ-Люксус-300») — двухтактный одноцилиндровый двигатель с поперечной продувкой, трёхступенчатая коробка передач, привод на заднее колесо цепью, рама из штампованных элементов, собранная на болтах, параллелограммная передняя вилка, неподрессоренное заднее колесо. Но «Иж-7» подвергся печально знакомой нам операции «снижения трудоёмкости»: исчезли багажник и передние щитки, плоские подножки были заменены на круглые, вращающуюся ручку газа заменила поворотная манетка, привод декомпрессора не дистанционный, а краником на головке цилиндра.

В конце концов для серийного производства был избран именно «Иж-7». Правда, из 12 мотоциклов, изготовленных в 1933 году, почти все вернулись на завод — подвела система зажигания. Но вскоре «детские болезни» были преодолены, и в 1934 году завод выпустил уже 111 мотоциклов.

В начале 1938 года на смену «Иж-7» пришла новая модель «Иж-8». 300-кубовый двигатель получил петлевую продувку с двумя продувочными каналами, за счёт чего мощность повысилась с 5,5 до 8 л.с. Совершеннее стала и система электрооборудования — вместо маховичного магнето машина стала оборудоваться генератором и аккумулятором. А в 1940 году началось производство модели «Иж-9», с увеличенной до 9 л. с. мощностью. Тогда же из Ленинграда была получена документация на мотоцикл «Л-8», оснащённый 4-тактным верхнеклапанным двигателем рабочим объёмом 348 см³ и максимальной мощностью 13,5 л.с. Для ускорения освоения новой модели было решено применить ходовую часть мотоцикла «Иж-9». Серийное производство нового мотоцикла, получившего обозначение «Иж-12», должно было начаться летом 1941 года. Однако дальнейшему развитию мотоциклостроения на заводе помешала война.

Уход

Как и все оружие, это ружье нуждается в периодической смазке и чистке после стрельбы. Так как возраст любого ИЖ-17 превышает сорок лет, при неправильном хранении могут появиться различные проблемы, обусловленные временем. Если ружье не использовалось, механизм может заржаветь, а в дереве приклада и цевья – появиться трещины. Ржавчину обычно убирают с помощью обезвоженного или чистого авиационного керосина. УСМ замачивается в керосине на срок не менее суток, затем чистится ватой. Нагар после стрельбы также легко убирается с помощью керосина. Места, с которых ржавчину отчистить не удалось, советуют заворонить.

ИЖ 2125 — обзор автомобиля

Izh 2125 / ИЖ 2125

В 1973 году Ижевский автозавод выпускает новую модель на агрегатах «Москвич 412» — Иж 2125 «Комби». Это первый автомобиль советского производства с кузовом «лифтбэк», где задняя дверь имеет небольшой своеобразный выступ. Происхождения слова «Комби» берет свое начало с немецкой терминологии, исходя из которой это автомобиль с дополнительной задней дверью в кузове. Реализации Иж 2125 поспособствовал широкий интерес отечественного автопрома к популяризации в западной Европе автомобилей с практичными и вместительными кузовами «хэтчбек» и «лифтбэк». В итоге за основу Иж «Комби» конструкторы взяли седан Москвич 412. Была усилена подвеска, тщательно продуман кузов.

Салон в Иж 2125 объединен с багажником, что доставляло некоторые неудобства при эксплуатации. Так, например это способствовало проникновению запахов с багажного отдела к пассажирам, а зимой усложнялся обогрев. Что касается двигателя, то для Иж 2125 был предусмотрен 1.5-литровый УЗАМ 412 с карбюратором марки К-126Н. В 1982 году Ижевский завод принялся выпускать усовершенствованный «Комби» (21251) с дисковыми тормозами, модернизированной электропроводкой и обновленным оформлением «передка». Автомобили Иж 2125 в свое время очень полюбились дачникам и автотуристам. Этому поспособствовала крепкая конструкция, вместительный багажник и неприхотливость в эксплуатации. С производства Иж 2125 сняли в 1997 году.

Заключение

Доступное охотничье оружие, пусть и без выдающихся характеристик, во многом помогла налаживанию послевоенного быта. Особенно это касалось сельской и пригородной местности, где добыча охотника стала весомым подспорьем в хозяйстве.

Через несколько лет, когда отечественная промышленность вышла на прежний уровень, на смену первым послевоенным моделям пришли новые разработки. Производство ИЖ-47Б было прекращено. Уже к семидесятым годам «ижевки» сороковых считались просто старыми ружьями.  А по прошествии полувека перешли в разряд коллекционных.

В настоящее время, все виды ИЖ-47Б, а не только редкое из-за 12 калибра ружье, вполне востребованы.  Как и все «сделанное при товарище Сталине» оно пользуется немалым спросом у ценителей. Однако следует понимать, что на коллекционность ружья сильно влияет аутентичность имеющейся «единицы оружия».

Самую высокую стоимость имеют экземпляры, в которых не заменена ни одна деталь, есть паспорт, квитанции, а в «полной комплектности» — торговый чек. В подобных случаях речь может идти о тысячах долларов. Разболтанный дедушкин ИЖ-47 с поменянными замками имеет цену конечно, но за эти деньги его не продашь. Чем больше «не родных» деталей, чем хуже сохранность оставшихся, тем меньшей будет коллекционная ценность.

«Бескурковка» 1947 года была изготовлена в незначительном количестве. Из нескольких десятков тысяч до нашего времени сохранились немногие стволы и всплывают они на рынке не часто. Поэтому экземпляр ИЖБ-47 может стать пусть не украшением, но вполне достойной частью коллекции огнестрельного оружия.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий