Лодка однодеревка

Ледянка

Поморы строили и использовали на разных промыслах самое испытанное морское судно – карбас, а на прибрежном лове – долбленые лодки древнего типа с нашивными бортами – осиновки, веснянки, ледянки и т.д.

Лодка ледянка была одним из самых универсальных плавсредств созданных поморами для хождения по рекам, озёрам и особенно арктическим морям. А также для ведения промыслов в суровых зимних условиях и льдах.

Ледянка выполняла несколько различных функций, она использовалась как средство плавания, при необходимости её можно было вытаскивать на сушу, лёд и волочь как сухопутное транспортное средство. В ней перевозились все необходимые для ведения промысла приспособления и всё, что было нужно для жизнедеятельности человека: дрова, продукты, одежда. На каждой лодке имелось специальное снаряжение: багор (хвостяга) – саженая палка с железным наконечником. На лодке-семерике было 7 багров, 8 вёсел (одно запасное), 8 лямок для волочения лодки.

Кроме того, эта лодка использовалась как жильё на промысле. Для устройства ночлега использовалось буйно. В старые времена буйно шилось из шкур зверя, в частности, применялись оленьи шкуры. На ночлег устраивались так: с носа на корму лодки клали мачту и сверху набрасывали буйно, получался шатёр над лодкой. Чтобы ветер не откидывал его края и не задувал внутрь, в ушки, прикреплённые к краям буйно, вставлялись вёсла, и его края плотно прижимались к краям лодки. Спали зверобои (в том числе и женщины – поморьськи жонки — которые вместе с поморами участвовали в промыслах) в лодке, головами к носу и корме, а ногами к середине, в середину укладывали для большего обогрева младших по возрасту или заболевших людей. Постель, как правило, состояла из оленьих шкур.

Отрывок, характеризующий Долблёнка

Ðак ни ÑÑжел мне бÑÐ´ÐµÑ ÑÑÐ¾Ñ Ð³Ð¾Ð´, оÑÑÑоÑиваÑÑий мое ÑÑаÑÑÑе, â пÑодолжал кнÑÐ·Ñ ÐндÑей, â в ÑÑÐ¾Ñ ÑÑок Ð²Ñ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÑиÑе ÑебÑ. Я пÑоÑÑ Ð²Ð°Ñ ÑеÑез год ÑделаÑÑ Ð¼Ð¾Ðµ ÑÑаÑÑÑе; но Ð²Ñ ÑвободнÑ: помолвка наÑа оÑÑанеÑÑÑ Ñайной и, ежели Ð²Ñ ÑбедилиÑÑ Ð±Ñ, ÑÑо Ð²Ñ Ð½Ðµ лÑбиÑе менÑ, или полÑбили бÑ⦠â Ñказал кнÑÐ·Ñ ÐндÑей Ñ Ð½ÐµÐµÑÑеÑÑвенной ÑлÑбкой. â ÐаÑем Ð²Ñ ÑÑо говоÑиÑе? â пеÑебила его ÐаÑаÑа. â ÐÑ Ð·Ð½Ð°ÐµÑе, ÑÑо Ñ Ñого Ñамого днÑ, как Ð²Ñ Ð² пеÑвÑй Ñаз пÑиеÑали в ÐÑÑадное, Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ñбила ваÑ, â Ñказала она, ÑвеÑдо ÑвеÑеннаÑ, ÑÑо она говоÑила пÑавдÑ. â Ргод Ð²Ñ ÑзнаеÑе ÑебÑ⦠â ЦелÑй год! â вдÑÑг Ñказала ÐаÑаÑа, ÑепеÑÑ ÑолÑко понÑв Ñо, ÑÑо ÑвадÑба оÑÑÑоÑена на год. â Ðа оÑÑего ж год? ÐÑÑего ж год?⦠â ÐнÑÐ·Ñ ÐндÑей ÑÑал ей обÑÑÑнÑÑÑ Ð¿ÑиÑÐ¸Ð½Ñ ÑÑой оÑÑÑоÑки. ÐаÑаÑа не ÑлÑÑала его. â РнелÑÐ·Ñ Ð¸Ð½Ð°Ñе? â ÑпÑоÑила она. ÐнÑÐ·Ñ ÐндÑей ниÑего не оÑвеÑил, но в лиÑе его вÑÑазилаÑÑ Ð½ÐµÐ²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð¸ÑÑ ÑÑо ÑеÑение. â ЭÑо ÑжаÑно! ÐеÑ, ÑÑо ÑжаÑно, ÑжаÑно! â вдÑÑг заговоÑила ÐаÑаÑа и опÑÑÑ Ð·Ð°ÑÑдала. â Я ÑмÑÑ, дожидаÑÑÑ Ð³Ð¾Ð´Ð°: ÑÑо нелÑзÑ, ÑÑо ÑжаÑно. â Ðна взглÑнÑла в лиÑо Ñвоего жениÑа и Ñвидала на нем вÑÑажение ÑоÑÑÑÐ°Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ недоÑмениÑ. â ÐеÑ, неÑ, Ñ Ð²ÑÑ ÑделаÑ, â Ñказала она, вдÑÑг оÑÑановив ÑлезÑ, â Ñ Ñак ÑÑаÑÑлива! â ÐÑÐµÑ Ð¸ маÑÑ Ð²Ð¾Ñли в комнаÑÑ Ð¸ благоÑловили жениÑа и невеÑÑÑ. С ÑÑого Ð´Ð½Ñ ÐºÐ½ÑÐ·Ñ ÐндÑей жениÑом ÑÑал ездиÑÑ Ðº РоÑÑовÑм.

ÐбÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ðµ бÑло и Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð½Ðµ бÑло обÑÑвлено о помолвке ÐолконÑкого Ñ ÐаÑаÑей; на ÑÑом наÑÑоÑл кнÑÐ·Ñ ÐндÑей. Ðн говоÑил, ÑÑо Ñак как он пÑиÑиной оÑÑÑоÑки, Ñо он и должен неÑÑи вÑÑ ÑÑжеÑÑÑ ÐµÐµ. Ðн говоÑил, ÑÑо он навеки ÑвÑзал ÑÐµÐ±Ñ Ñвоим Ñловом, но ÑÑо он не ÑоÑÐµÑ ÑвÑзÑваÑÑ ÐаÑаÑÑ Ð¸ пÑедоÑÑавлÑÐµÑ ÐµÐ¹ полнÑÑ ÑвободÑ. Ðжели она ÑеÑез полгода поÑÑвÑÑвÑеÑ, ÑÑо она не лÑÐ±Ð¸Ñ ÐµÐ³Ð¾, она бÑÐ´ÐµÑ Ð² Ñвоем пÑаве, ежели оÑÐºÐ°Ð¶ÐµÑ ÐµÐ¼Ñ. Само ÑÐ¾Ð±Ð¾Ñ ÑазÑмееÑÑÑ, ÑÑо ни ÑодиÑели, ни ÐаÑаÑа не ÑоÑели ÑлÑÑаÑÑ Ð¾Ð± ÑÑом; но кнÑÐ·Ñ ÐндÑей наÑÑаивал на Ñвоем. ÐнÑÐ·Ñ ÐндÑей бÑвал каждÑй Ð´ÐµÐ½Ñ Ñ Ð Ð¾ÑÑовÑÑ, но не как Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑаÑалÑÑ Ñ ÐаÑаÑей: он говоÑил ей Ð²Ñ Ð¸ Ñеловал ÑолÑко ее ÑÑкÑ. ÐÐµÐ¶Ð´Ñ ÐºÐ½Ñзем ÐндÑеем и ÐаÑаÑей поÑле Ð´Ð½Ñ Ð¿ÑÐµÐ´Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑÑановилиÑÑ ÑовÑем дÑÑгие Ñем пÑежде, близкие, пÑоÑÑÑе оÑноÑениÑ. Ðни как бÑдÑо до ÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ñ Ð½Ðµ знали дÑÑг дÑÑга. Рон и она лÑбили вÑпоминаÑÑ Ð¾ Ñом, как они ÑмоÑÑели дÑÑг на дÑÑга, когда бÑли еÑе ниÑем , ÑепеÑÑ Ð¾Ð±Ð° они ÑÑвÑÑвовали ÑÐµÐ±Ñ ÑовÑем дÑÑгими ÑÑÑеÑÑвами: Ñогда пÑиÑвоÑнÑми, ÑепеÑÑ Ð¿ÑоÑÑÑми и иÑкÑенними. СнаÑала в ÑемейÑÑве ÑÑвÑÑвовалаÑÑ Ð½ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐºÐ¾ÑÑÑ Ð² обÑаÑении Ñ ÐºÐ½Ñзем ÐндÑеем; он казалÑÑ Ñеловеком из ÑÑждого миÑа, и ÐаÑаÑа долго пÑиÑÑала домаÑÐ½Ð¸Ñ Ðº кнÑÐ·Ñ ÐндÑÐµÑ Ð¸ Ñ Ð³Ð¾ÑдоÑÑÑÑ ÑвеÑÑла вÑеÑ, ÑÑо он ÑолÑко кажеÑÑÑ Ñаким оÑобеннÑм, а ÑÑо он Ñакой же, как и вÑе, и ÑÑо она его не боиÑÑÑ Ð¸ ÑÑо никÑо не должен боÑÑÑÑÑ ÐµÐ³Ð¾.

Sie sind hier

Лодка-долбленка

Nur auf Russisch

Лодка-долбленка

Play
Pause

Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.

Долбленые лодки были чрезвычайно широко распространены в устьянском крае с давних времен. Основные сведения об их употреблении мы можем узнать у старожил – старейших жителей наших устьянских деревень, помнящих про лодки-долбленки из рассказов своих родителей, дедов и прадедов. Ну и, конечно же, они сами застали то время, когда долбленки, они же «осиновки» или однодеревки, изготавливали чуть ли не в каждой деревенской семье. Умельцев по изготовлению долблёнок было немало. Каждый мужик в деревне должен был уметь делать такую лодку, так как она была необходима в хозяйстве. Перевезти какой-нибудь груз, переплавится в соседнюю или дальнюю деревню, на лодках можно было легко добраться до нужных мест (по грибы, ягоды, на рыбалку, на ярмарку). Таким образом, лодка являлась необходимой составляющей деревенского хозяйства, особенно большие лодки, на которых при необходимости могли вместиться и люди, и значительное количество их поклажи. Форму лодки подсказала сама природа, сделанная из цельного бревна, она повторяет его обтекаемую форму и хорошо скользит по воде. Она удобна, легка, прочна и обладает высокой грузоподъемностью. Традиционно управление лодкой осуществлялось одним веслом в положении стоя. Материалом для изготовления лодки-долбленки в нашей местности преимущественно служила осина. Обычно материал для лодки заготавливали заранее – зимой. А наиболее подходящим временем для процесса изготовления долбленки считалась весна. Изготовив ее в эти месяцы, лодка была готова к сезонному летнему использованию. Технология выделки лодок-долбленок опробована веками и в большинстве своем сходна на разных территориях. Процесс этот достаточно трудоемкий. Лодки-долбленки могли иметь весьма скромные размеры и вмещать одного-двух человек, соответственно они были легкими по весу и легко переносились, либо же они могли быть вместимостью до 10 человек и иметь значительный вес. Размер лодки зависел от ее предназначения и желания мастера.Итак, выбрав подходящую осину, необходимо было ее обработать. Для начала убрать кору, затем сделать разметку, в соответствии с которой и осуществлять все последующие работы. Сформировав нос и корму, начиналось выдалбливание. Важным этапом является этап разводки бортов. В будущую лодку наливалась горячая вода, раньше для ее нагрева использовали разогретые на костре камни. Внутри ставили распорки из еловых сучков, которые по мере распаривания древесины заменяли на более длинные. Когда борта достаточно разошлись, устанавливались шпангоуты – «упруги», которые не давали лодке деформироваться. Крепили «упруги» к бортам лыком, веревками, берестой, привязывая их к специальным выступам с отверстиями (выступы на стенках предусматривают при выдалбливании лодки).Существовал и другой способ распаривания бортов для их разводки – путем нагрева лодки над костром. Лодка ставилась на козлы, под которыми разводился огонь, внутрь лодки наливалась вода, в процессе нагрева необходимо было следить, чтобы борта не обуглились, подмачивая внешнюю сторону лодки водой. При таком способе распаривания существовал риск ее ненароком сжечь, что иногда и случалось. Поэтому данный способ применялся реже, нежели другие.Заключительным этапом изготовления лодки являлось ее смоление. Спустя некоторое время после изготовления лодку снаружи обильно покрывают разогретой смолой и выставляют на солнце. Когда смола полностью впитается древесиной, процесс можно считать завершенным. Раньше смолокурение было распространено на Устье, регулярно просмоленная лодка могла служить своему хозяину довольно продолжительный период времени.

In App öffnen

Bereitgestellt durch
Устьянский краеведческий музей
12 мая 1983 года Устьянским райисполкомом принято решение об открытие в с. Шангалы Устьянского краеведческого музея.
Alle Guides ansehen

Древнейшие находки[править | править код]

Древнейшая или одна из древнейших в мире долблёнка, обнаруженная на территории Нидерландов, датируется между 8040 г. до н. э. и 7510 г. до н. э. — это чёлн из Пессе. Самые ранние археологические свидетельства использования долблёных судов-однодревок в Древней Руси найдены в Старой Ладоге — это лодочная скамья от долблёной лодки, датированная серединой VIII века.

В Новгороде найдены остатки четырёх однодревок первой половины XI века и одной однодревки второй половины XI века. Удалось восстановить размеры одной из лодок первой половины XI века: длина — 6,75 м; ширина — 90 см; высота борта — 65 см. Также в Новгороде найдены остатки одной набойной однодревки (с нашитыми к долблёной лодке бортами) конца XI — начала XII века.

Долблёнки Восточной Европы

Мещёрская долблёнка

Чёлн. Экспонат Национального музея Республики Карелия

Эти лодки или челноки известны под традиционными местными названиями: долбушки, долблёнки, однодеревки, душегубки и т. п. Различаются между собой материалом, из которого сделаны (порода дерева), размерами и наружными обводами.

  • Батник или ботник — Вологодская, Пермская и Владимирская губернии.
  • Ботни́к — долблёнка из осины, используемая на реке Керженец в Нижегородской области.
  • Будара, бударка — Казанская губерния, Урал.
  • Буса — на Днепре.
  • Долбанец — Псковская губерния.
  • Древо — Смоленская губерния.
  • Дубас — Вологодская, Тверская, Воронежская губернии.
  • Дубица — Витебская губерния. 1—2 сажени длиной и 8—12 вершков шириной.
  • Дубок, дуб — южные губернии.
  • Камья, комей — Псковская губерния.
  • Карбас — на небольших озёрах Лодейнопольского уезда Олонецкой губернии. Осиновая, 2½—3 сажени длины, 1½—2 аршина ширины и 6—8 вершков глубины, поднимающая 3—8 человек.
  • Каю́к — небольшая лодка на речках черноморско-азовскго бассейна.
  • Ковяга — Витебская губерния.
  • Кутька, кутя — Новгородская губерния, Крестецкий район.
  • Комяга — южные и восточные губернии.
  • Комяга, комельник, дубовка (Белоруссия, Украина) — чёлн, выдолбленный из толстого комля или ствола дуба (реже сосны, осины). Для придания устойчивости к бортам иногда прибивались деревянные брусья. Связанные вместе парами комяги использовались для устройства паромной переправы.
  • Обиянка, дуб — Полесье. Имеет только одно плоское дно, состоящее из дубовой долбленки, борта же надставные.
  • Осинка — Зимний и Мезенский берега Архангельской губернии. Осиновая, обшитая снаружи еловыми досками, а внутри скрепленная опругами — остроганными палками толщиной в вершок, прошитыми стяжками.
  • Стружка — Архангельская губерния. Осиновая плоскодонная без нашвов (фальшбортов).
  • Челнок — Псковская губерния. Осиновая до 2½ сажени длины и ¾—2 аршина ширины.
  • Чайка.

Кроме этих лодок-одиночек, встречаются ещё двойные, или близнецы, когда две долбушки сплачиваются вместе (рядом) и заменяют паром при переправе; местные названия таких однодеревок: камьи, камейки (Псковская губерния), комяги (восточные губернии), корытки (на Волге), рейки (Новгородская губерния) и др.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Илимка

Лодка илимка, а также ветка (долбленка). Использовалась кетами.

Кеты (остяки, енисейцы) — малочисленный коренной народ Сибири, живущий на севере Красноярского края.

Илимка — это большая лодка длиной до 15 м, с крытым помещением на борту.

Во время летних кочевок кеты пользовались в основном водными путями, передвигаясь в лодках. На илимке сооружали жилище типа шалаша в форме рассеченного цилиндра. Каркас его делался из черемуховых прутьев. На него уходило не менее 10—14 пар, которые попарно связывались вверху. По верху и боковым сторонам крепились горизонтально идущие черемуховые ветки, на который набрасывали брезентовый тент в качестве крыши от ненастья.

Это название было дано местным русским населением. Производное от слова илым — приволочка, тянуть волоком или кучей канатом. В кетском языке лодка-илимка называется асель.

Подготовка к долблению лодки

Установив заготовку на киль, с помощью отвеса проверяем вертикальность линий в оконечностях. Затем, смотря с торцов, отступив от крайних вертикальных линий вправо и влево по 20 мм, отбиваем две горизонтальные линии по длине ствола. Измеряем шнурком длину дуги по бортам и днищу лодки. Теперь, разделив полученное значение на четыре (сложив шнурок вчетверо), откладываем его от концы скоса носа и делаем отметку. Такое же расстояние, но уменьшенное на 20–25 мм, отмеряем от скоса на корме и также делаем отметку. Выполняем эти операции с двух сторон (вдоль бортов) заготовки.

Подготовка к долблению лодки. Разметка: А — отбивка линий разметки; Б — определение длины дуги; В — определение местонахождения точек разметки; Г — отбивка разметочных линий.
Подготовка к долблению заготовки. Вид сбоку.

Соединяем получившиеся отметки, как показано на рисунке, и выбираем топором часть заготовки, выделенную штриховкой. Для ускорения работы можно воспользоваться бензопилой или двуручной поперечной пилой, сделав предварительные пропилы.

Пространство между точками, обозначенными буквами А и Б, прорубаем топором в виде желоба, причем к корме и носу уклон стенок желоба увеличивается с 90° до 120°.

Долбление желоба.
Обработка днища.

Теперь нужно постепенно «довести» форму боков желоба, так же как и форму днища. Кроме этого, в корме и носу надо сузить верхнюю часть на 30–40 мм с обеих сторон. От точек, обозначенных буквами В, Г, Д, Е, отбиваем линии до торцов носа и кормы и снимаем лишнее топором. На этом подготовка к долблению заканчивается.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Общие рекомендации по постройке лодки-долбленки

Приступая к работе, следует помнить несколько моментов:

1. Не беритесь сразу за изготовление большой лодки. Человеку неподготовленному это может оказаться не по силам. Более правильно было бы попробовать вариант длиной 3–4 метра.

2. Не пренебрегайте рекомендациями в вопросах выбора материала, размеров, а также временем сруба древесины. Они диктуются не нашей прихотью, а многолетними наблюдениями не одного поколения. Именно так советовали наши прадеды.

3. Предлагаемая технология и терминология имеет место в наших местах, в Красноярском крае. Безусловно, в других районах она может отличаться. Помните об этом во избежание путаницы.

4. Не стоит забывать и о накопленном опыте в любительском судостроении. Весьма полезна для работы, тем более, если за нее берется новичок, различная дополнительная литература.

Примечания

  1. ↑ Долбленые деревянные изделия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Дубровин Г. Е., Окороков А. В., Старков В. Ф., Черносвитов П. Ю. История северорусского судостроения. — СПб., 2001. — С. 165.
  3. Дубровин Г. Е., Окороков А. В., Старков В. Ф., Черносвитов П. Ю. История северорусского судостроения. — СПб., 2001. — С. 109—116.
  4. В. Собичевский. Будара, бударка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. Белорусская ССР: Краткая энциклопедия. В 5-ти т. / Редкол. И. П. Шамякин (гл. редактор) и др. — Мн.: БелСэ им. П. Бровки, 1981. — Т. 4. — 712 с.

Бат

Эти суда существуют в неизменном виде, вероятно, со времен Древней Руси и до сих пор используются местным населением удаленных от цивилизации деревень.

Эти долбленки в течение длительного времени были в употреблении у населения Псковской, Тверской и Новгородской губерний, а похожие лодки – и у вовсе отдаленных народов. Речь идет о челнах-близнецах, сделанных из пары грубо выдолбленных осиновых стволов, соединенных друг с другом при помощи двух металлических стяжек на гайках и называемых местным населением «комья».

Так вот, в самом деле, есть похожие, например, у коряков. Только у них они называются не «комья», а «бат».

Бат — «парусная лодка» на Русском Севере, Урале и в Сибири — «долбленка, однодеревка, долбленый из одной колоды челн», а также иногда — «два (три) соединенных вместе долбленых корыта или колоды, использовавшиеся вместо лодки, парома». Вероятно, все значения от первоначального «ствол, бревно».

Одно из уральских значений слова объясняется в очерке Д.Н.Мамина-Сибиряка «Отрава»: «Батами называются лодки, вроде тех деревянных колод, в каких задают лошадям корму

На бату едва можно поместиться двоим, а если сядет третий, то грозит серьезная опасность утонуть от малейшей неосторожности»

Кстати, в том что касается безопасности и про лодки «комья» также пишут «Среди многочисленных названий комьев, принятых в различных регионах, в словаре Даля можно встретить и такое: «лодка-душегубка». Название неслучайное.

За неустойчивость и склонность к перевороту, а также сильную инерцию, комья за длительное время своего существования заработали весьма дурную славу, особенно, среди тех, кто ими регулярно не пользовался.

Забредя в поисках раритетных катамаранов в деревню Москва Андреапольского района и обратившись к местному жителю на предмет «не завалялось ли где-нибудь парочки ненужных комьев», в ответ мы услышали: «Да на них же утопнуть в два счета!.. Не-е, мы лодками пользуемся… Вон, за деревней валяются, никому не нужные. Поди уж, погнили начисто. Забирайте, коли есть интерес». Интерес был, но только фотографического характера, а комья действительно оказались сгнившими…

Упоминают о коварстве этих лодок и другие жители Андреапольского района. Одна из чрезвычайно пожилых женщин-старожилок сообщила, что «батюшка местный в стародавние времена поехал на комьях через озеро, да и утоп…».

Одна из возможных причин небезопасности комьев кроется в их конструкции: многие бревна-заготовки не «разворачивались» над огнем после выдалбливания, а оставались в форме трубы с выбранным верхом, то есть имели сближающиеся кверху борта. Такая конструкция способствовала тому, что при перевороте катамарана одна из ног его владельца, обутого по обыкновению в грубые кирзовые сапоги, плотно фиксированные на ногах портянками, оказывалась защемленной в корпусе лодки. Хорошо, если ногу удавалось своевременно освободить, а если нет…»

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий