Национальный состав россии

Статистика

По этой причине далее приведены исключительно национальности в составе населения России, численность которых составляет определенный “весомый” процент. На 2010 год, в соответствии с данными всероссийской переписи, представленной Росстатом, данные выглядят следующим образом:

  • Русские составляют почти 77%. Что численно выражено приблизительно в 111 млн человек.
  • Татар в России проживает около 4%. По количеству граждан эта цифра более 5 млн человек.
  • Украинцы составляют 1,35%, что численно выражается почти в 2 млн населения.
  • Башкир – 1,1%, соответственно 1,5 млн человек.
  • Чувашей и чеченцев практически одинаково по численности – около 1%, а это приблизительно 1,4 млн человек.
  • Армян чуть меньше – 0,8% – в количественном измерении это 1,1 млн граждан РФ.
  • Аварцев – 912.000, что соответственно составляет 0,6%.
  • Мордвы – 744.000, что соответствует 0,5%.
  • Казахов – 647.000 – а это соответственно 0,45%.
  • Азербайджанцев – 603.000 – в процентном соотношении 0,42%.
  • Остальные народы численно не превышают полумиллиона населения Российской Федерации.

По годам

Что касается изменения численности каждой национальности по годам, то можно сориентироваться опять же таки из периодически проводимых переписей населения. Далее приведена таблица с процентными данными по наиболее обширным группам этносов в стране.

Национальность Миллионов человек
1989 2002 2010
Русские 119 115 111
Татары 5,52 5,56 5,31
Украинцы 4,3 2,9 1,9
Башкиры 1,3 1,6 1,5
Чеченцы 0,9 1,3 1,4
Армяне 0,5 1,13 1,18
Аварцы 0,5 0,8 0,9
Мордва 1 0,8 0,7
Казахи 0,6 0,6 0,6
Азербайджанцы 0,3 0,6 0,6
Даргинцы 0,3 0,5 0,59

По регионам

Что касается распределения крупнейших национальностей Российской Федерации по муниципальным образованиям второго порядка, то данные на 2010 год выглядят следующим образом:

  • Русские равномерно населяют Россию практически во всех регионах, пожалуй, за исключением республики Тыва, республики Саха Якутия, севера Ямало-Ненецкого автономного округа, Кавказских республик, центральной части Хабаровского края и некоторых частей республики Коми.
  • Калмыки сконцентрированы в республики Калмыкия.
  • Азербайджанцы компактно проживают в республике Башкортостан, а также республики Татарстан, Марий-Эл, Ульяновской и Самарской области.
  • Буряты населяют республику Тыва, некоторые регионы Забайкальского края и Иркутской области.
  • Ненцы соответственно занимают северные регионы ямало-ненецкого автономного округа.
  • Долганы занимают северо-восточную и южную части республики Саха.
  • Эвены компактно расселены по центральной части республики Саха.
  • Соответственно, национальности кавказских республик занимают каждый свою территорию. Это касается дагестанцев, чеченцев, хакасов, осетин, аварцев, абазинцев и других.

Титульные народы России

Русские

, включая казаков и поморов, – свыше 80%, что приблизительно составляет 111 миллионов человек(в России). Доминирующая культура в государстве. Вероисповедание народа – православие (исповедует примерно 2/3 населения), второй по численности религией является протестантизм. Классики русской литературы, художники и композиторы известны всему миру. Традиционно символами русской культуры считаются матрешки, самовар, гжель и ростовская финифть, расписные павлогорадские платки. Наряду с православными и светскими праздниками принято отмечать и языческий праздник Масленицу. Русские проживают во всех субъектах Российской Федерации, самыми густонаселенными являются Москва и Московская область (9% и 5,6% соответственно). Большой процент русских и в городах-миллионниках – Санкт-Петербурге (3,5%), Ростове (3,4%), Екатеринбурге и Свердловской области (3,3%).

Татары

– коренной народ, численность которого составляет 3,8% от общего национального состава, — это свыше 5,5 миллионов человек. Основной религией являет ислам, незначительная часть, именующая себя кряшенами, исповедуют православие. Татарские мечети есть во всех крупных городах России. Семейные ценности у народа являются сакральными, а брак приравнивается к священной обязанности. Принято праздновать исламские, исконно татарские и общегосударственные праздники. До сих в народе принято отмечать приход весны (каргатуй) и окончание сельхозработ (сабантуй). Большая часть проживает в Татарстане( около 40%), Башкорстане (около 20%), Тюменской (4,5%) и Челябинской области (3,5%).

Украинцы

– многочисленная этнографическая группа численностью почти 3 миллиона, что составляет 2,03% от всего населения страны. Основной религией является православие. Один из известных украинских символов – вышиванка, представляющая собой мужскую или женскую сорочку, расшитую сложными орнаментами. Традиции, праздники и семейные обычаи практически не отличаются от русских. В России больше всего украинцев сосредоточено в Тюменской области (более 8%), Москве (8%), Московской области (более 6%) и Краснодарском крае (4,3%).

Башкиры

– составляют 1,15% от общего населения, что больше полутора миллионов человек. Значительная часть проживает в Башкорстане (74%), около 10% живут в Челябинской области, далее следует Оренбургская и Тюменская область (по 2,9%).

Чуваши

– народность численностью более полутора миллионов человек (1,13%). Большая часть проживает в Чувашии (56,7%), Татарстане (более 8%), Башкорстане (7,5%), Ульяновской и Самарской областях.

Чеченцы

– составляют приблизительно 1% всего населения, свыше 1,4 миллиона человек. Основная часть проживает в Чечне (84,3%), Дагестане (6,5%), Ингушетии (1,3%) и Москве (1%).

Утары (5)

Такая народность исторически проживала в Астраханской области. По религиозной принадлежности представители народа относятся к мусульманам-суннитам. Появление утаров или алабугатских татар связано с Золотой Ордой и сформировавшимися после ее распада Ногайским и Астраханским ханством. Исконными традиционными занятиями представителей народности считались бахчеводство, животноводство и рыболовство. Сегодня большая часть утар не выделяют себя в отдельную этническую группу. По последней проведенной переписи к этому народу себя причисляют всего 5 человек, однако по подсчетам этнографов разговаривают на алабугатском языке 1144 человека, а численность астраханских татар превышает 50 тысяч.

Чеченцы

         Северный Кавказ – место, где проживает большая часть представителей вышеупомянутой национальности. Всего в мире порядка полутора миллиона чеченцев.  В России – миллион и четыреста тридцать одна тысяча человек. Ареал – Республика Чечня.

Интересные факты о народе:

Статистика говорит о том, что свыше двухсот пятидесяти тысяч чеченцев погибли в результате войн;

Согласно данным ООН столица Чечни – самый разрушенный город на планете со времен ВОВ;

Авиационное топливо, добытое именно в Чечне было использовано при полетах первых космических кораблей;

Чеченцы — мусульмане;

Фамилии чеченцев – это имя предка;

Казеной-Ам – самое глубокое озеро на Кавказе, находится именно в Чечне

Кровавая месте может быть исполнена даже через 100 лет. Это значит, что у нее нет срока давности;

В Чечне жених не присутствует на свадьбе;

Самая большая мечеть в Европе находится в Чечне.

Малые, но гордые

Новосибирск — один из крупнейших мегаполисов России. Сегодня его жители — типичные представители европеоидной расы. На самом деле коренной обитатель этих мест выглядит совсем по-другому. У него раскосые глаза, тёмные волосы, а родной язык — сибирский диалект татарского. Сегодня коренных жителей региона осталось около тысячи человек — это чаты, или чатские татары. Они потомки коренного населения региона — лесных угорских племён, близких к современным хантам. Народность проживает в Томской и Новосибирской областях. Больше всего представителей этноса обитает в деревнях Юрт-Ора и Юрт-Акбалык, что недалеко от Новосибирска.

Навиль Шагабутдинов не только имам мечети в деревне Юрт-Ора. Он, как Чылтыс и Юрий Кастараков, возрождает культуру своего народа. Чаты почти ассимилировались с русскими. Ещё в 70-е годы их было в два раза больше. Пожив в Москве и на Украине, Шагабутдинов вернулся в родное село. Навиль придумал и рассчитал проект по культурному возрождению. На пожертвования удалось построить мечеть. На деньги спонсоров — музей-усадьбу чатского татарина. Там полностью воссоздан быт этого древнего народа, собрана коллекция национальной одежды и предметов быта, воссоздана традиционная печь, где готовят национальные блюда. Сегодня сюда приезжают экскурсии из Новосибирска и соседних регионов. Люди платят деньги, чтобы изучить традиции коренного народа.

Вероника Воронцова/News.ru

Обычаи чатов и жителей Татарстана похожи, они придерживаются мусульманской веры: совершают намаз, покрывают голову, не едят свинину и не пьют алкоголь. Правда, язык сибирских жителей немного отличается от языка казанских. Например, по-разному они называют ложку, хлеб, мясо.

По традиции в четверг перед пятничным намазом татары тщательно моются. Особенность местного быта, которая удивляет жителей соседних деревень, — баня по-чёрному. Дымоход в таком сооружении отсутствует, а дым распределяется по парной, равномерно прогревая стены и потолок. Он дезинфицирует все поверхности, из-за чего комната и воздух в ней становятся практически стерильными. При этом всегда существует риск отравиться угарным газом и задохнуться. Но местные жители, особенно представители старшего поколения, соблюдают давние традиции.

Развитие малых городов и исторических поселений во многом определит будущее России, заявила на прошлой неделе спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в своём блоге на официальном сайте верхней палаты парламента. Она отметила, что малым народам уделяется недостаточно внимания. Но они являются носителями национальной самобытности, культуры, традиций, а также «свидетелями и участниками многовековой истории». Поэтому сложившуюся ситуацию необходимо исправить.

Правовая основа существования коренных народов в РФ

Юридическое закрепление статуса тех или иных этносов — явление далеко не новое. Еще в начале XIX века в Российской Империи существовал специальный Устав о жизни инородцев, датировавшийся 1822 годом. В этом документе коренным жителям тех или иных территорий России гарантировались права на самоуправление, землю, культурную самобытность и т. д. В советское время продолжалась похожая политика, однако места расселения национальных меньшинств стали безжалостно делиться. Переселение с места на место, а также принцип патернализма (диктата поведенческих норм) сыграли с малыми народами злую шутку: вековые традиции и обычаи понемногу стали исчезать.

Проблема была обнаружена в 90-е годы. Дабы не допустить дальнейшего ускорения процессов удаления языковых и культурных особенностей среди коренных и малочисленных народов России, был закреплен ряд юридических норм, провозглашающих принцип самобытности и сохранения традиционной культуры среди этносов коренного типа.

Первый и самый важный источник это, конечно же, российская Конституция. Здесь стоит выделить статью 72, в которой говорится о совместном регулировании прав и свобод национальных меньшинств регионами и федерацией. В статьях 20 и 28 говорится о возможности указывать свою национальную принадлежность. Во многих федеральных законах и прочих нормативных актах закрепляется принцип равноправия различных этнических групп. Стоит выделить ФЗ «Об основных избирательных правах граждан», ФЗ «О языках в РФ» и многие другие законы.

Конституционный суд РФ является основным государственным органом в стране, в чьи обязанности входит правовая защита малочисленных народов. Эта же инстанция устанавливает для этнических групп специальные гарантии и права, о которых будет рассказано далее.

Языки и религии народов России

Многоэтническая Российская Федерация является светским государством, но религия всё же играет большую роль (культурную, этическую, властную) в жизни населения. Характерно, что малые этносы придерживаются своей традиционной религии, полученной «в наследство» от предков. А вот славянские народы более мобильны и исповедуют различные виды богославия, включая обновлённое язычество, сатанизм и атеизм.

В настоящее время в России распространены следующие религиозные течения:

  • Православное христианство.
  • Ислам (мусульмане-сунниты).
  • Буддизм.
  • Католицизм.
  • Христианство протестантского толка.

Довольно простая ситуация сложилась с языками народов. Государственным языком в стране является русский, то есть язык большинства населения. Однако в национальных регионах (Чечня, Калмыкия, Башкортостан и пр.) язык титульной нации имеет статус государственного.

И, конечно же, почти каждая народность имеет свой, отличных от прочих, язык или диалект. Часто случается, что говоры живущих в одной местности этносов имеют разные корни формирования. Например, алтайская народность Сибири разговаривает на языке тюрской группы, а у расположенных неподалёку башкир корни устной речи спрятаны в монгольском языке.

Стоит отметить, что при взгляде на список народов России этноязыковая классификация предстаёт в почти полном виде. В частности, среди языков разных народов «отметились» практически все языковые группы:

1. Индоевропейская группа:

  • Славянские языки (русский, белорусский).
  • Германские языки (еврейский, немецкий).

2. Финно-угорские языки (мордовские, марийский, коми-зырянский и пр.).

3. Тюрские языки (алтайский, ногайский, якутский и пр.).

4. Монгольские языки (калмыцкий, бурятский).

5. Языки Северного Кавказа (адыгейский, дагестанские языки, чеченский и др.).

В XXI веке Российская Федерация продолжает оставаться одним из самых многонациональных государств мира. Нет нужды в навязывании «мультикультуризма», потому как в этом режиме страна существует уже много веков.

Одежда

Русский национальный костюм очень красив и самобытен. Использовалась одежда двух типов: накидная и распашная. Первая надевалась через голову, вторая застегивалась на пуговицы. Основными деталями мужского костюма являются рубаха, штаны, пояс, лапти. Классическим видом русской рубашки считается косоворотка. Такое название означает, что разрез для ворота делался не посередине, а с краю. Также носили и рубахи с разрезом посередине. Для косоворотки характерно отсутствие воротника. Разрез украшается вышивкой по обеим сторонам. Классикой является белая рубаха с красной вышивкой. Также носили красные, синие рубашки. Их шили из льняных, хлопковых тканей, нарядные — из шелка. Штаны делали из конопляной или льняной ткани. Рубаха носилась навыпуск, ее подвязывали тонким пояском. В холодное время поверх надевали кафтан длиной до колен или до пола (также — опашень, охабень). Для защиты от дождя надевали епанчу — плащ без рукавов. Зимой все слои общества носили меховые шубы в пол.

Характерной особенностью женской одежды является многослойность. Нижним бельем считалась нательная длинная рубаха-туника. Поверх нее надевали летник — платье на застежке с длинными рукавами. Сельские жительницы носили сарафаны и понёвы. Сарафан представлял собой платье без рукавов с выраженным лифом. Его надевали поверх рубахи. Понёва — это длинная юбка в сборку, сшитая из нескольких кусков полотна. Чаще всего в одежде присутствовали красно-белые тона. Также женщины носили наряды ярких расцветок: синего, зеленого, малинового, розового. Праздничная одежда богато украшалась вышивкой, бисером, цветной тесьмой, гарусом. Зимой носили различные меховые наряды разной длины: шубки, душегреи, опашни, муфты. Символическим русским головным убором является кокошник. Также на голове носили платки, волосники, повязки, шапки с высокими тульями. У крестьянок обувью служили лапти, онучи, поршни, зимой — валенки. Городские жители носили кожаные сапоги, башмаки на каблуках.

 

Терапия от шамана

Брат Натальи Чебельковой Дмитрий слабел на глазах: припадки, сердцебиение, слабость. Врачи провели множество обследований, но ничего не нашли. По всем анализам мальчик был здоров, но силы его покидали. Неожиданное облегчение пришло после ритуала местного шамана. В мальчике якобы сидел злой дух, который был изгнан. Ребёнок проспал сутки и проснулся другим человеком. Сейчас мужчине за 60, у него отменное здоровье.

Подобные истории есть в копилке у любой семьи телеутов — тюркского коренного малочисленного народа. Большинство из них проживает на территории Кемеровской области. Сегодня насчитывается чуть менее 3 тысяч представителей этого этноса. Они общаются с духами, кормят огонь и просят помощи у людей со сверхъестественными способностями. Потомки шаманов до сих пор пользуются уважением и почётом. Их знает вся деревня и обращается в случае беды.

Вероника Воронцова/News.ru

Телеуты до сих пор сохраняют бытовые привычки предков. Многие элементы современного быта у них не прижились. Например, когда рождается ребёнок, ему не покупают привычную кроватку, а вешают так называемую зыбку. Это люлька из ткани, которая крепится к потолку. Телеуты считают, что ребёнок в ней растёт и развивается гораздо лучше.

Интересно, что все исконные традиции у телеутов сочетаются с незыблемым авторитетом Русской православной церкви. Почти все они крестятся, венчаются, исповедуются и причащаются. Многие носят нательные кресты и соблюдают посты. Они верят в существование единого Бога,  в духов гор и лесов.

Вековые традиции сохранились у телеутов не благодаря, а вопреки. Ещё в середине XX века начался стремительный процесс обрусения: они заключали браки со славянами, уезжали из родных мест, забывали язык и традиционную культуру. Сейчас на родном языке говорит небольшой процент этноса. Даже дочери Натальи понимают родную речь, но общаться предпочитают по-русски.

Вероника Воронцова/News.ru

Возрождение национального самосознания телеутов началось в конце 80-х — начале 90-х годов. Тогда была создана общественная организация телеутского народа. Силами активистов удалось добиться официального признания существования этой национальности. Также в одной из школ области впервые за многие десятилетия начали учить телеутсткому языку, наравне с русским. Для местных детей открыли лингвистический лагерь, где общение между преподавателями и подопечными проходит на телеутском языке. Также в регионе решили возродить танцевальные и песенные коллективы, творчество которых строится на древних традициях телеутов.

Народы Чукотки

Многим известно, что именно на территории Чукотского автономного округа проживает наибольшее количество национальных меньшинств. Чуванцев, например, насчитывается порядка полутора тысяч человек. Это арктическая раса большой монголоидной группы. Большинство представителей чуванцев говорит на чукотском языке с небольшим русским диалектом. Еще одна такая группа известна всем россиянам: это чукчи. Насчитывается их около 15 тыс. человек. Проживают чукчи в Якутии.

Всего на Чукотке проживает порядка 90 тыс. человек. Хотя еще 30 лет назад эта цифра бала гораздо больше. В чем же причина? Почему с начала 90-х годов представителей национальных меньшинств заметно поубавилось? Затрудняются ответить на этот вопрос даже самые видные специалисты. Ведь похожая ситуация происходит и на Камчатке, где от 472 тыс. человек по состоянию на 1991 год осталось сегодня только 200 тыс. Возможно, все дело в урбанизации, хотя статистика не дает каких-то высоких показателей в этой области. Справедливости ради надо отметить, что проблемы решаются при помощи проведения качественной политики по сохранению малых народов России.

Места традиционного проживания и виды традиционной хозяйственной деятельности

Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера утверждены Правительством Российской Федерации. Культурно освоенный ареал с маршрутами кочёвок оленеводов, сезонными маршрутами охотников, собирателей, рыболовов, священными, рекреационными местами и прочее, который обеспечивает их традиционный образ жизни, крайне обширный: от долган и нганасан на полуострове Таймыр до удэгейцев на юге России, от алеутов на Командорских островах до саамов на Кольском полуострове.

Согласно перечню видов традиционной хозяйственной деятельности к ним относятся:

  • Животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство).
  • Переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов.
  • Собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак).
  • Разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства.
  • Бортничество, пчеловодство.
  • Рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов.
  • Промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции.
  • Земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений.
  • Заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд.
  • Собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений).
  • Добыча и переработка общераспространённых полезных ископаемых для собственных нужд.
  • Художественные промыслы и народные ремесла (кузнечное и железоделательное ремесло, изготовление утвари, инвентаря, лодок, нарт, иных традиционных средств передвижения, музыкальных инструментов, берестяных изделий, чучел промысловых зверей и птиц, сувениров из меха оленей и промысловых зверей и птиц, иных материалов, плетение из трав и иных растений, вязание сетей, резьба по кости, резьба по дереву, пошив национальной одежды и другие виды промыслов и ремесел, связанные с обработкой меха, кожи, кости и других материалов).
  • Строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.

Сдерживающие факторы устойчивого развития

Положение малочисленных народов Севера в последние десятилетия осложнено неприспособленностью их традиционного образа жизни к современным экономическим условиям. Низкая конкурентоспособность традиционных видов хозяйственной деятельности обусловлена малыми объёмами производства, высокими транспортными издержками, отсутствием современных предприятий и технологий по комплексной переработке сырья и биологических ресурсов.

Кризисное состояние традиционных видов хозяйственной деятельности привело к обострению социальных проблем. Уровень жизни значительной части граждан из числа малочисленных народов Севера, проживающих в сельской местности или ведущих кочевой образ жизни, ниже среднероссийского. Уровень безработицы в районах Севера, где проживают малочисленные народы Севера, в 1,5—2 раза превышает средний по Российской Федерации.

Интенсивное промышленное освоение природных ресурсов северных территорий Российской Федерации также существенно сократило возможности ведения традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера. Из традиционного хозяйственного оборота изъяты значительные площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий. Часть используемых прежде для традиционных промыслов рек и водоёмов в связи с экологическими проблемами потеряли своё рыбохозяйственное значение.

6 ноября 2019 года по требованию Минюста РФ Мосгорсуд ликвидировал правозащитную организацию Центр содействия коренным малочисленным народам Севера (ЦСКМНС). Минюст заявил, что центр «неоднократно нарушал законодательство» об НКО. Глава центра Родион Суляндзига связывает претензии с тем, что представители НКО неоднократно рассказывали «на международных площадках» о проблемах коренных жителей Арктики (включая конфликт между коренными народами Арктики и российскими нефтяниками).

Нарушение традиционного уклада жизни в 1990-е годы привело к развитию целого ряда заболеваний и патологий среди представителей малочисленных народов Севера. Значительно выше среднероссийских показателей среди этих народов показатели младенческой (в 1,8 раза) и детской смертности, заболеваемости инфекционными заболеваниями и алкоголизмом.

Почему исчезают северные народы?

Малые народы отличаются от больших не только численностью. Им труднее сохранить самобытность. Китаец может приехать в Хельсинки, жениться на финке, прожить там с ней всю жизнь, но он до кониа своих дней останется китайцем, а финном не станет. Более того, даже в детях его, наверное, будет много китайского, и это проявляется не только во внешнем облике, но значительно глубже – в особенностях психологии, поведения, вкусов (хотя бы просто кулинарных). Если же в подобную ситуацию попадёт кто-нибудь из народа саами – они живут на Кольском полуострове, в Северной Норвегии и в Северной Финляндии, – то, несмотря на близость к родным местам, он через какое-то время по существу станет финном.

Так происходит и с народами Севера и Дальнего Востока России. Они сохраняют национальную самобытность, пока живут в посёлках, занимаются традиционным хозяйством. Если же уезжают из родных мест, отрываются от собственного народа, то растворяются в другом и становятся русскими, якутами, бурятами – в зависимости от того, куда попадут и как сложится жизнь. Поэтому численность их почти не растёт, хотя рождаемость достаточно высока. Чтобы не потерять национальную самобытность, нужно жить среди своего народа, в его исконной среде обитания.

Конечно, у малых народов есть интеллигенция – учителя, художники, учёные, писатели, врачи. Они живут в окружном или областном центре, но, чтобы не потерять связь с родным народом, им нужно немало времени проводить в посёлках.

Чтобы сохранить малые народы, необходимо поддерживать традиционное хозяйство. В этом главная трудность. Оленьи пастбиша из-за растущей добычи нефти и газа сокращаются, моря и реки загрязнены, поэтому не может развиваться рыболовство. Падает спрос на оленье мясо и пушнину. Интересы коренного населения и краевых властей, крупных компаний, просто местных браконьеров вступают в противоречие, и в таком конфликте сила не на стороне малых народов.

В конце XX в. руководство округов и республик (в особенности в Якутии, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах) стало уделять больше внимания проблемам сохранения национальной культуры. Стали регулярны фестивали культур малых народов, на которых выступают сказители, исполняются обряды, проводятся спортивные состязания.

Во всём мире благополучие, уровень жизни, сохранность культуры малочисленных национальных меньшинств (индейцев в странах Америки, аборигенов Австралии, айнов Японии и т. д.) входят в визитную карточку страны, служат показателем её прогрессивности. Поэтому значимость судеб малых народов Севера для России несоизмеримо больше по сравнению с их малой численностью, составляющей всего 0,1 % населения страны.

Остяки-самоеды (селькупы)

На севере России селькупы являются наиболее малочисленной народностью, представителей которой на данный момент осталось всего 3600 человек. Живут они на севере Западной Сибири.
Первые упоминания о селькупах встречаются в исторических документах XVI столетия. В конце этого века существовало их племенное объединение, в русских источниках именовавшееся «Пегая орда». В XVIII веке была проведена христианизация селькупов, но, несмотря на это, они смогли сохранить традиционную языческую основу своего мировоззрения.
Некогда самобытная, богатая культура селькупов, в настоящее время уступает позиции напору современных стандартов. Но, кроме этих общеизвестных причин, есть и другие, мешающие сохранению древних народных традиций, например, большая территориальная разобщённость остяков-самоедов: они оказались на территориях трёх административно-территориальных образований, а контакты между ними весьма затруднительны.
Культура и целостность селькупов находится в настоящее время на критической грани. На протяжении одного лишь прошлого столетия численность селькупов уменьшилась почти в два раза.

Нганасаны

Нганасаны являются самым северным народом во всей Евразии, поскольку живут на полуострове Таймыр в районе портового города Дудинки, которые территориально входят в Красноярский край. В настоящее время их насчитывается порядка 860 человек.
В середине прошлого века претворялся в жизнь план перехода от кочевого образа жизни северных народов к оседлому. В его рамках к югу от основных мест прежнего кочевания нганасанов были построены посёлки Усть-Авам, Новая, Волочанка, пришедшиеся на долганскую этническую территорию. В этих посёлках и живут преимущественно представители данной народности, лишь около сотни из них ведут полуоседлый образ жизни в тундре, в точках охотничьего и рыболовецкого промысла, в основном в верховьях реки Дудыпты.
Нганасаны традиционно охотились на диких оленей и водоплавающих птиц, пушной охотой, рыбалкой на открытой воде, а с XIX века занимались также оленеводством. Но пушной промысел и рыболовство были для них второстепенными занятиями.

Общая информация

Коренные малочисленные народы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока – это официальное наименование, более кратко их обычно называют народами Севера. Рождение этой группы относится к самому началу становления советской власти, к 1920-м годам, когда было принято особое постановление «О содействии народностям северных окраин». В то время удалось насчитать порядка 50, если не больше, различных групп, которые проживали на территории Крайнего Севера. Они, как правило, занимались оленеводством, и их образ жизни существенно отличался от того, что видели себе первые советские большевики.

Шло время, эта категория продолжала оставаться как особая категория учета, постепенно этот список выкристаллизовывался, появлялись более точные наименования отдельных этнических групп, и в послевоенный период, по крайней мере начиная с 1960-х, особенно в 1970-х годах, эта категория стала включать 26 народов. И когда говорили о народах Севера, подразумевали 26 коренных народов Севера – их называли еще в свое время малыми народами Севера. Это различные языковые группы, люди, говорящие на различных языках, в том числе и на таких, близких родственников которых до сих пор не удается обнаружить. Это язык кетов, чьи отношения с другими языками достаточно сложные, язык нивхов, ряд других языков.

Несмотря на те меры, которое принимало государство (в то время это называлось Коммунистическая партия Советского Союза и советское правительство), принимались отдельные постановления по экономическому развитию этих народов, тому, как облегчить их экономическое существование – все-таки положение оставалось достаточно сложным: распространялся алкоголизм, было очень много социальных болезней. Так постепенно мы дожили до конца 1980-х годов, когда вдруг оказалось, что 26 народов не уснули, не забыли своих языков, не потеряли своей культуры и даже, если что-то и произошло, они хотят это восстановить, реконструировать и так далее, хотят использовать в своей современной жизни.

В самом начале 1990-х годов этот список вдруг начал жить второй жизнью. В него были включены некоторые народы Южной Сибири, и так стало не 26, а 30 народов. Затем постепенно, в течение 1990-х – начала 2000-х годов, этот список расширялся, расширялся, и на сегодняшний день это порядка 40–45 этнических групп, начиная с европейской части России и заканчивая Дальним Востоком, значительное количество этнических групп входят в этот так называемый список коренных малочисленных народов севера Сибири и Дальнего Востока.

Ижора

Ижора — самоназвание финно-угорского народа, что в прошлом, наряду с малочисленным народом водь, составлял основное население Ижорской земли. Наименование этого народа лежит корнями в шведском имени Ингерманладской губернии (Ingermanland). Кроме того некоторые ижорцы называют себя во множественном числе «каръялайшт». Это согласуется с тем фактом, что представители народа водь обозначают ижорцев не иначе как «карелы».

В 1897 г. численность этого народа достигала 14000 человек, однако на сегодняшний день их число приблизилось к 400. В 1920 годах была разработана даже собственная письменность, но и ей пришлось кануть в Лету к концу 1930 годов.

Свое первое упоминание в качестве «ингров» ижорцы получили еще в 1223 году. В XV веке этот народ находится в составе Русского государства. Он плавно претерпевал ассимиляцию с прочим населением в силу православного вероисповедания. В XVII веке часть земель Приневья (Ingermanland) становится шведской провинцией, и ижоры ассимилируются с финнами, а в 1943 году население вывозится немецкими войсками в Финляндию. Впоследствии, до середины 1950 годов, процесс расселения ижорцев в прежних местах претерпевал некоторые ограничения со стороны властей.

Хозяйство ижорцев схоже с русским и предполагает в своей основе земледелие: выращивание овощных и зерновых культур с последующим сбором, сушкой и молотьбой цепами и обивкой о скамью, а также животноводством и специфическим рыболовством, включающим в себя этапы зимнего лова, на который ижорцы уходили, как правило, всем населением, проводя ночи в дощатых будочках.

Проживание ижорцев происходило в деревнях, как правило малыми семьями. Невзирая на православие, народ имел собственную аутентичную похоронную обрядность. Захоронения происходили в святых местах-рощах. Вместе с покойным в гроб клались запас еды и шерстяные вожжи, а также нож.

Огромную культурную ценность представляет собой руническое наследие ижоры в виде большого количества эпических произведений. Так, финский фольклорист Элиас Леннорот использовал руны ижоры при составлении текста «Калевалы».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий