Коллекция автомобилей брежнева

Первые шедевры

В 1966 году автопарк генсека пополнился автомобилем с трагической судьбой Chrysler 300. Этот красавец в 1986 году был куплен из автопарка киностудии имени Максима Горького Мухарбеком Эжиевым и увезен в Осетию. В период Осетино-Ингушского конфликта (1992) мародеры не смогли его угнать и сожгли. От раритетного автомобиля остались лишь ключи и документы.

А потом в гараже появился Maserati Quattroporte, который подарили итальянские коммунисты в 1968 году. Это была машина с рекордными по тем временам показателями – 290 «лошадей» под капотом и способность развивать скорость до 240 км/час.

Машины отечественного производства

В коллекции генсека были не только машины иностранного производства. Любовь Брежнева к автомобилям, можно сказать, оказалась благотворной струей для отечественной автомобильной промышленности. В 1966 году в автопарке Кремля появилась машина Брежнева «Чайка» (ГАЗ-13). Три ряда сидений, кресла обтянутые элитной шерстью или кожей, электроподъемники стекол и магнитола с управлением от пульта, установленного в подлокотнике заднего сидения – все для комфорта пассажира. Через 10 лет первая новая «Чайка» (ГАЗ-14) прямо с конвейера попала в кремлевский гараж, как подарок на 70-й день рождения Леонида Ильича. Примечательно, что это единственный автомобиль данной серии вишневого цвета. Все остальные машины исключительно черные.

Были в гараже генсека и автомобили марки «Волга». Одна (ГАЗ-24-95) даже была оборудована полным приводом и являлась отечественным кроссовером того времени, на котором Леонид Ильич ездил на охоту.

Были в гараже у Леонида Ильича Брежнева и ЗИЛы – машины с бронированным кузовом «лимузин» представительского класса. От одного остались только сиденья (ЗИЛ -115, уничтожен), судьба второго (ЗИЛ-4105) неизвестна.

«Коллекция»[править]

Известны следующие автомобили из коллекции Брежнева:

Такой же Роллс Ройс разбил Брежнев

  • Chevrolet Bel Air (1955), двухдверный. Был подарен Брежневу Н.С. Хрущёвым. Впоследствии Брежнев подарил его дочери Галине. В настоящее время находится в Днепропетровске.
  • Opel Kapitan L (1960), был подарен Брежневу дочерью Галиной и её мужем.
  • «Чайка» ГАЗ-13 (1965). Была подарена Брежневым председателю одного из колхозов Куйбышевской области и в настоящее время находится в Самарской области.
  • CHRYSLER 300 (1966). В 1986 году с киностудии имени Максима Горького была куплена Эжиевым Мухарбеком Исмаиловичем, проживавшим на тот момент в СОАССР. В 1992 году во время Осетино-Ингушского конфликта была сожжена мародёрами, после безуспешной попытки угона. Единственное, что осталось от этой машины, это ключи и документы.
  • Maserati Quattroporte (1968) был подарен итальянской компартией. Это четырёхдверный седан с двигателем V8 мощностью 290 лошадиных сил. Максимальная скорость 230 км/ч.
  • Mercedes 600 (1969) чёрного цвета имел шесть дверей и кузов «пульман-лимузин». Подарен канцлером ФРГ. Это очень редкая модель, изготовленная всего в семи экземплярах (а шестидверных было всего две; вторая досталась императору Японии).
  • Cadillac Eldorado (1972) с кузовом купе был подарен Ричардом Никсоном. Изготовлен по специальному заказу за три дня.
  • Lincoln Continental (1973) голубого цвета, с чёрным виниловым верхом, четырёхдверный. Подарен Ричардом Никсоном в Кэмп-Дэвиде. На этом автомобиле состоялась знаменитая поездка Брежнева и Никсона.
  • Nissan President (1973, Япония) — первый экземпляр которого отправился непосредственно в гараж премьер-министра Японии, а второй в качестве подарка изготовили специально для Л.И. Брежнева. Порядковый номер кузова 000002. Именно за рулём этого автомобиля Брежнев однажды прокатил по Москве президента США Ричарда Никсона и госсекретаря США Генри Киссинджера. После смерти Брежнева попал во владение Московской Патриархии. В 1992 году поступил во владение Бориса Лахметкина. Продавался на 3-м Всероссийском салоне редких и экзотических автомобилей за $160000.
  • Rolls-Royce Silver Shadow. Подарен в 1974 году королевой Великобритании Елизаветой II. Разбит Брежневым.
  • «Чайка» ГАЗ-14 (1976), тёмно-вишнёвая под номером 1. Подарен Брежневу на 70-летие.
  • Rolls Royce Silver Wraith-II (1979). На этой машине Леонид Ильич любил ездить на охоту. Находится во владении Эдуарда Тенякова
  • Волга 3102 (1982). Подарена Горьковским автозаводом к дню Победы 9 мая.
  • Волга ГАЗ-24-95, полноприводная, выпущена Горьковским автозаводом.
  • ЗИЛ-115, бронированный. Уничтожен по указанию М.С. Горбачёва. Сиденья от этого автомобиля уцелели и хранятся в коллекции Дмитрия Ломакова .
  • ЗИЛ-4105, бронированный.

Сталин

Первой машиной Сталина стал 12-цилиндровый Packard Twin Six, который приглянулся ему еще во время Гражданской Войны. Вернувшись в Москву, Джугашвили попросил найти ему аналогичный аппарат, на котором он пулей летал по столице.

Во время своего правления Сталин полагался на американские машины Buick, Cadillac, Lincoln и Packard.

Зная о таких пристрастиях Вождя, Американский президент Рузвельт подарил ему бронированный лимузин Packard Twelve, на котором Сталин ездил до смерти.

Хотя у вождя были идеи насчет того, что пользование иностранными машинами — плохой пример. Он заказал разработку отечественных бронированных лимузинов.

Таким образом появился автомобиль Ленинград-1 на базе Buick-30-90, который почему-то Сталину не понравился.

И началась разработка ЗИС-101, которая стала прототипом большого семейства. В итоге на свет появился ЗИС-115 — бронированный шестиместный лимузин с 162-сильным мотором, который весил более 5 тонн. Это был служебный автомобиль Вождя, хотя личным транспортом Сталин оставил Паккард.

В поисках тепла

Почему же противники шагнули навстречу друг другу? Во-первых, незадолго до этого Советский Союз достиг паритета с Соединенными Штатами по стратегическим вооружениям. Обозначил свои интересы, справившись — с помощью кнута и пряника — с чехословацким кризисом 1968 года. Американцы, в свою очередь, с большими потерями завершали войну во Вьетнаме… В Штатах многие относились к советскому опыту не без уважения, а в СССР еще с 1920-х высоко ставили американскую деловитость и даже старались перенести ее на нашу почву.

И в Москве, и в Вашингтоне многие осознавали опасность постоянного взвинчивания гонки вооружений. Нужно было искать точки соприкосновения. Заслуживает внимания и еще один фактор: радушный жизнелюб Леонид Брежнев в начале 1970-х оказался неплохим переговорщиком.

В 1972 году впервые в истории в нашей стране побывал президент США — Ричард Никсон. Его встречали почти как друга. И уж точно — не как врага. Но дело не только в том, что наладился контакт в верхах. Начался постоянный переговорный процесс, в котором принимали участие сотни дипломатов, экспертов, управленцев. За семь лет, с 1972-го по 1979-й, переговорщики разработали три масштабных договора, которые во многом до сих пор остаются основой хрупкого мира в ядерную эру. Это два договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1 и ОСВ-2) и Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО).

стыковка

В космическом корабле «Аполлон» после стыковки с кораблем «Союз-19». Снимок с экрана монитора

Фото: РИА Новости/Александр Маршани

Диалог поддерживался на разных уровнях — от глав государств до спортсменов и ученых, производственников и торговых работников. Самым ярким символом потепления стала стыковка космических кораблей «Союз» и «Аполлон», рукопожатие двух держав в космосе. Не менее символичным оказался документальный киносериал «Великая Отечественная» («Неизвестная война»), над которым советские кинематографисты работали совместно с американскими коллегами. В СССР появилась пепси-кола, а в США — знаменитая русская водка. Наши степенные политические обозреватели, разоблачая язвы капитализма, стали рассуждать об Америке с толикой уважения. Конечно, противостояние систем продолжалось, но — без ожесточения.

Сам «дорогой Леонид Ильич» был, пожалуй, главным сторонником разрядки в политбюро. По крайней мере, и глава правительства Алексей Косыгин, и министр иностранных дел Андрей Громыко, и министр обороны Андрей Гречко время от времени пытались ограничить «миролюбивые порывы» генсека. К концу 1970-х договариваться с США стало сложнее. Вьетнамские раны заживали, и американские «ястребы» снова готовы были вступить в бой за мировую гегемонию. Да и Советский Союз, несмотря на разрядку, усилил и военную мощь, и дипломатическую экспансию. Особую тревогу вызывало в Пентагоне небывалое развитие советского Военно-морского флота, который в прежние годы заметно уступал натовскому. К тому же в Вашингтоне видели, что Россия становится энергетической сверхдержавой, а в перспективе это давало Брежневу новые возможности для усиления армии и военной промышленности.

Многие понимали: нужно форсировать переговоры и как можно скорее подписывать соглашения. «Искушение совмещать разрядку с усилением нажима на Советский Союз будет увеличиваться. Такое отношение приведет к ужасным результатам. Мы бы сами никогда не потерпели этого со стороны Москвы. Москва не потерпит этого от нас. В конечном итоге мы опять придем к холодной войне», — предупреждал Генри Киссинджер, давний сторонник мирного сосуществования двух сверхдержав.

Ленин

Владимир Ленин был невезучим в общении с техникой. В годы первой эмиграции его однажды сбил Rolls-Royce во время вело-прогулки. Машины Вождя постоянно то воровали, то обстреливали. Целым остался только броневик Ленина — Austin.

И то потому, что он на нем не ездил. С башни этого автомобиля Ильич прочел свои «Апрельские тезисы». После революции Вождь гонял по городу на Turcat-Mery 1915. Она досталась ему от Великой Княжны Татьяны, дочери Николая II.

Потом это авто перешло Керенскому. В 1917 году эту машину угнали со двора Смольного и готовились переправить в Финляндию. После угона Ленин достал из гаража Царской семьи Delaunay-Belleville 45.

Этот лимузин прожил недолго — буквально через неделю его изрешетили пулями те, кто покушался на вождя. Подлечившись, Вождь стал ездить на Renault 40CV. В 1919 году авто-воры выкинули Ильича из салона и угнали «тачку».

Пришлось Ленину попытать счастье на очередном Delaunay-Belleville, но проездила машина всего неделю — ее опять изрешетили во врем налета. Восстановить авто не получилось, по этому Вождь пересел на Rolls-Royce Silver Ghost 1914.

Эта машина спасла Ленина после выстрела Фанни Каплан — на менее скоростной машине его бы не успели доставить в Кремль. После этого высшее руководство Советов заказывает партию Rolls-Royce Silver Ghost из 73 автомобилей. Одну из таких машин переоборудовали под зиму, установив гусеничные движители Кегресса на заднюю ось, а на переднюю — лыжи.

Японская нота

В списке машин генсека любимым авто из Японии был Nissan President, подаренный в 1973 году и имевший номер кузова 000002. Номер первый стоял в гараже премьер-министра Японии. И на этой машине Брежнев лично прокатил по Москве Никсона и Киссинджера, после чего появился анекдот с ключевой фразой «Ты погляди, кто у них за шофера!». Этот тяжеловес весом в две тонны, объемом двигателя 4,4 литра и автоматической коробкой передач разгонялся до 190 км/час, а бензина брал 15 литров на 100 километров. Вот на какой машине возили Брежнева!

После смерти Леонида Ильича он оказался во владении Галины Леонидовны Брежневой. Она продала его патриарху Пимену, настоятелю Почаевской Лавры. В 1992 году на Всероссийском аукционе редких и экзотических автомобилей он был куплен в частную коллекцию за 160 тысяч долларов.

Леонид Ильич

Для старшего поколения брежневские времена ассоциируются с уверенностью в завтрашнем дне и стабильностью, дефицитом и валютными магазинами. Для молодежи напомним – Леонид Ильич Брежнев (1906-1982) был главным человеком в СССР, Генеральным секретарем Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза с 1966 года и до своей смерти. Он вошел в историю благодаря своим одиозным увлечениям (охота и гонки по Москве), колоритной внешности с густыми бровями, любви к поцелуям и различным орденам, медалям и званиям. Количество наград у генсека перевалило за 200, «тройного Брежнева» (поцелуй в обе щеки и в губы) удостоились Индира Ганди и Джимми Картер. С легкой руки этого модника визиткой советского партийного работника стали черное пальто с каракулевым воротником и каракулевая шапка. Именно он ввел моду на солнцезащитные очки, а его личный портной был не последней фигурой в стране. Но самая большая страсть Леонида Брежнева – машины. Он их не просто любил, он их обожал.

«Жемчужины» в автопарке

Многие лидеры зарубежных государств отметились своими подарками для Брежнева. Машины изготавливались либо в единственном экземпляре, либо в ограниченной партии. Перечислим лишь некоторые из них.

Очень редкая модель Mercedes 600 с кузовом «пульман-лимузин» – подарок канцлера ФРГ Вилли Брандта. Таких было изготовлено всего семь машин, из которых шестидверных – две. Одна досталась императору Японии, а вторая машина — Брежневу (фото этой красавицы приведено ниже). На этом автомобиле генсек однажды чуть не сорвался в пропасть на крымском серпантине.

Президент Соединенных Штатов Америки Ричард Никсон поочередно подарил Брежневу три автомобиля: Cadillac (1971), Cadillac Eldorado (1972), Lincoln Continental (1973). На первом Брежнев с ветерком лично прокатил Госсекретаря США Генри Киссинджера в 1972 году по сельским дорогам Подмосковья, о чем последний оставил впечатляющие записи в мемуарах. Вслед за Киссинджером в Москву собирался Никсон. Дипломаты ненавязчиво намекнули ему, что Леониду Ильичу очень нравится модель «кадиллака» Eldorado. Автомобиль изготовили за три дня, и транспортный авиалайнер доставил его в Москву.

Венская опера

К 1979 году Брежнев окончательно потерял форму. Инфаркты, инсульт, пристрастие к снотворному, последствия фронтовых контузий… Страной, по существу, управляла «большая тройка» — новый министр обороны Дмитрий Устинов, председатель КГБ Юрий Андропов и министр иностранных дел Андрей Громыко. Но «борьба за мир» оставалась коньком Леонида Ильича, в этой сфере он не уступал первенства никому из соратников. Каждая встреча давалась Брежневу с трудом, даже на самые элементарные вопросы он отвечал по заранее заготовленным шпаргалкам, реже шутил. Отныне каждый шаг ему приходилось соотносить с требованиями медицины.

Весной 1979 года стало ясно: Брежнев и Картер вот-вот должны скрепить подписями многолетние старания переговорщиков. До этого дважды подряд американские президенты (Никсон и Форд) наведывались в Советский Союз. В соответствии с дипломатическим этикетом Брежнев должен был нанести ответный визит. Но он бы не выдержал перелета через Атлантику — и высокие стороны сошлись на нейтральной Вене. Даже в Австрию Леонид Ильич прибыл не самолетом: врачи запретили. В Вену его доставил спецпоезд.

Картер

Во время встречи генерального секретаря ЦК КПСС, председателя Президиума Верховного Совета СССР Леонида Брежнева с президентом США Джимми Картером

Фото: РИА Новости/Владимир Акимов

На пресс-конференции секретаря ЦК по внешнеполитической пропаганде Леонида Замятина бесцеремонно спросили о здоровье Брежнева. Ответ, конечно, был продуман заранее: «Товарищ Брежнев выполняет огромный объем государственной и партийной работы в нашей стране. Здесь, в Вене, у вас появится возможность наблюдать за его работой, а эта работа, естественно, требует отменного здоровья. И на свое здоровье он не жалуется. То, что появляется в вашей печати, — всего лишь домыслы». Это прозвучало скорее грозно, чем убедительно.

И тут блеснул собкор «Известий» в Вашингтоне Мэлор Стуруа. Его вопрос перевернул течение пресс-конференции: «А как политическое здоровье господина Картера?» Американский президент и впрямь терял популярность — и этим вопросом Стуруа явно выиграл свой раунд.

В первый день «венских гастролей» Брежнев и Картер посетили президента Австрии. Там генеральный секретарь ЦК КПСС изрек: «Бог нам не простит, если мы потерпим неудачу». От советского лидера не ждали ссылок на всевышнего. Это была продуманная заготовка, и она произвела должный эффект.

Тиражи Брежнева

Итоговый суммарный тираж «Воспоминаний» Леонида Брежнева, в которые вошла знаменитая трилогия «Малая земля», «Возрождение» и «Целина», неизвестен до сих пор, поскольку еще при жизни советского лидера они выдержали множество переизданий как в центральных, так и в местных издательствах и были переведены на несколько десятков языков мира, разосланы в библиотеки 120 стран. Но известно, что только первый тираж каждой из трех главных книг, вышедших в 1978 году, составил 15 миллионов экземпляров! А ведь эти произведения затем неоднократно переиздавались как по отдельности, так и вместе в виде книги «Воспоминания». За эти сочинения Леониду Брежневу в 1979 году была присуждена Ленинская премия по литературе, а его книги вошли в советскую школьную программу. Впрочем, никто в СССР не сомневался в том, что в реальности все брежневские книги написаны другими людьми, что, собственно, особенно и не скрывалось.

Первое издание одной из трех главных книг Брежнева — «Малая земля», посвященной обороне плацдарма под Новороссийском в 1943 году

Начало коллекции

Первой официальной машиной стал подаренный Н. С. Хрущевым Chevrolet Bel Air. Этот двухдверный аппарат появился в коллекции машин Брежнева в 1955 году, когда он возглавлял компартию Казахстана. Позднее, когда он станет главным человеком в стране, дипломаты, не стесняясь, будут подсказывать своим коллегам из посещаемых генсеком стран, какой подарок придется по душе патрону. А свой первый «Шевроле» Брежнев любил и впоследствии подарил дочери Галине.

Следующим личным автомобилем Брежнева стал в 1960 году Opel Kapitan L, подаренный первым мужем Галины — цирковым артистом Евгением Милаевым. Он приобрел его во время гастролей в ФРГ.

Телеобращения Брежнева

Приход Леонида Брежнева к руководству страной ввел в оборот многие новшества, среди которых были и такие важные, как, например, широкое празднование Дня Победы, впервые состоявшееся в 1965 году. А через пять лет — и это тоже делало генсека гораздо более человечным, чем были его предшественники, — он впервые обратился к гражданам Советского Союза с новогодним телеобращением, введя это в практику. Впервые советский руководитель выступил с предновогодней речью, естественно, посвященной успехам социалистической экономики и развития страны, 31 декабря 1970 года. Передача шла в записи, и сам Брежнев остался ею недоволен: ему пришлось зачитывать свою речь по бумажке, он сильно нервничал и часто сбивался. Дальнейшие новогодние обращения записывались по другой схеме: отдельные предложения писались на ватманских листах, которые поднимали за камерой ассистенты, чтобы Леонид Ильич мог их прочитать. А 31 декабря 1976 года генсек впервые обратился к народу в прямом эфире — правда, по московскому времени, так что далеко не все смогли это увидеть. И это было последним его новогодним телевыступлением: возраст брал свое, дикция Брежнева деградировала (и анекдоты именно на эту тему, как вспоминают родные, страшно сердили советского руководителя), и поздравлять советский народ с наступающим Новым годом Генеральному секретарю ЦК КПСС стало уже не по силам.

Кадр из новогоднего телеобращения Леонида Брежнева к советскому народу, начало 1970-х годов

Хрущев

Никита Хрущёв, будучи первым секретарем ЦК КП Украины ездил на 12-цилиндровом Lincoln Zephyr.

После войны он унаследовал гитлеровский Cadillac Fleetwood. Эти машины были для души. Для работы

Хрущев пользовал ЗИС-110. Кадиллак переехал вместе с ним в Москву. Позже американские автомобили пришлось продать, а ездить Хрущев стал на ЗИС-115 и ЗИС-110.

Хотя ему очень нравился Chrysler Эйзенхауэра и модель Packard Сaribbean, ввиду чего он заставил инженеров изобрести нечто подобное. Так появился ЗИЛ-111, который устарел еще до своего выхода.

Тем временем генсек уже восторгался Lincoln Continental президента Кеннеди, и конструкторы спешно переделывали ЗИЛ 111 в ЗИЛ-111Г пс новым дизайном. Хрущев постоянно скупал машины в зарубежных поездах. А дома их попросту раздаривал.

Mercedes-Benz 300 SL «Крыло чайки» он подарил Ленинградскому НИИ топливной аппаратуры, чтобы они «расковыряли» вдоль и поперек инжектор.

Кабриолет Renault Florida он отдал дочери Раде.

Fiat 2300 перешел к сыну Сергею.

Rolls-Royce Silver Cloud отдали дому-интернату пожилых большевиков для вдохновения.

Брежнев

Первая машина Брежнева — Buick 90 Limited в тридцатых годах.

Она пробудила интерес будущего генсека к автотехнике. К концу правления он владел пол-сотней автомобилей. Последней машиной Брежнева стала ГАЗ-3102 за считанные месяцы до смерти.

Наиболее заметными машинами его автопарка были Rolls-Royce Silver Shadow (1968),

Maserati Quattroporte (1968), Mercedes-Benz 600 Pullman (1969), Cadillac Eldorado (1972) и Lincoln Continental (1973),

Nissan President (1973). Все это подарки иностранных лидеров. Брежнев любил охоту, по этому по его просьбе был разработан гибрид — полноприводная Волга.

ГАЗ-24 получил трансмиссию от УАЗ-469. Официальной же машиной генсека был ЗИЛ-114.

Андропов и Черненко не успели отличиться своими автопарками оба использовали ЗИЛ-114 в разных модификациях.

Автомобили Брежнева в наше время

Судьбы у брежневских любимиц сложились по-разному. Во времена перестройки 90-х годов прошлого столетия, автомобили из гаража Кремля разошлись по всему миру. Как говорилось, великолепный Maserati Quattroporte сначала попал в Эстонию во владение охранной фирмы из бывших сотрудников КГБ, а после был продан премьер-министру Великобритании Маргарет Тэтчер. Разбитый «Серебряный призрак» стоит в музее в Риге. Подарок Никсона Cadillac Eldorado можно увидеть в московской экспозиции клуба «Автоамерика».

По всему миру на различных аукционах всплывают машины из гаража Брежнева. В Германии был продан в частную коллекцию его Mercedes, а Nissan President был выставлен на аукционе Sotheby’s, правда, его никто не купил. А на российском интернет-портале в апреле 2018 года появилось объявление о продаже «Чайки» (ГАЗ-13) образца 1980 года из гаража Брежнева. Продавец поставил цену в 30 миллионов рублей, история автомобиля проверяется. Но уже ясно, что комплектация машины не соответствует серийному производству.

Автомобили с историей всегда становятся находками для истинных коллекционеров, которые готовы платить за них любую сумму. Машины из коллекции одного из самых известных политиков ХХ столетия — Леонида Ильича Брежнева могут стать украшением и гордостью любой коллекции.

Автомобиль, как у президента Соединенных Штатов Америки

Сам Никсон разъезжал во время своего визита на президентском «Линкольне». Брежнев выразил восхищение этой машиной. Ко времени визита генсека в США в 1973 году ему в подарок был изготовлен эксклюзивный «седан» Lincoln Continental голубого цвета с черным верхом и обивкой салона из винила, а на приборной доске красовалась надпись «Самые лучшие пожелания. На добрую память». А еще в этом автомобиле была установка климат-контроля, электрическая регулировка кресел и музыкальная установка. Этот подарок Никсон презентовал от имени американских бизнесменов, который они купили за 10 тысяч долларов США.

Согласно свидетельствам очевидцев, это была любимая машина Брежнева. Именно на ней состоялась знаменательная совместная поездка лидеров двух великих держав по дорогам Кэмп-Дэвида. Именно после этой поездки с лихим водителем Брежневым, который летел со скоростью не менее 80 км/час по дорогам, где сам Никсон не гонял на такой скорости даже на спортивной машине, последний сказал знаменитую фразу: «Дипломатия – не всегда легкое искусство».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий