Обжалование действий и решений нарушающих права

Срок обжалования

Как правило, пропущенное на обжалование время можно восстановить, если имели место уважительные причины пропуска.

Обжалование действий должностных лиц по общему правилу не требуют соблюдения досудебного порядка рассмотрения. Вместе с тем при выборе способа защиты своих прав лучше всего попытаться восстановить свои права в государственной структуре. Это значительно проще с процессуальной точки зрения. Судебное обжалование имеет массу тонкостей и требует привлечения к делу специалиста (юриста). Ошибки формального характера, например, отсутствие информации в исковом заявлении или отсутствие каких либо документов в приложении к заявлению дают судье право оставить иск без рассмотрения либо вернуть его на доработку. Ввиду загруженности судов общей юрисдикции исправления и дополнения могут попасть на стол к судье не ранее чем через месяц.

★ ★ ★

Госпошлина при обжаловании

Мнение эксперта
Григорьев Егор Кириллович
Консультант в области права с 7-летним стажем. Специализируется в области уголовного права. Опыт более 3 лет в защите правовых интересов.

Обычно сумма госпошлины зависит от величины имущественного иска. При рассмотрении прочих вопросов в бюджет государства необходимо оплатить пошлину в следующих размерах:

Сумма Категория дел
300 руб. Если решение оспаривается физическими лицами
3 000 руб. При обжаловании действий должностных лиц от юридических лиц

Реквизиты для оплаты можно найти на информационном стенде судебного органа, на официальном сайте в сети интернет. При оплате через сторонние организации необходимо проверить правильность указанных реквизитов на сайте и в квитанции. Если платеж перечислят на ошибочный КБК, то госпошлину придется оплатить повторно.

По итогам рассмотрения дела, проигравшая сторона обязана компенсировать понесенные расходы обратившегося. В том числе госорган должен возместить и сумму оплаченной пошлины, если его действия признают незаконными.

Граждане могут обратиться за обжалованием неправомерных действий чиновников. Если будет установлено, что госслужащий допустил нарушение, то суд обяжет ответчика исправить допущенные ошибки и последствия.

Способы обжалования

Существует два способа обжалования неправомерных актов чиновников:

  • административный;
  • судебный.

Причем право выбора способа защиты закрепляется за тем, кто отстаивает свои интересы. Кроме того, оспаривание решения в административном порядке не лишает права обратиться в суд с подобной жалобой. Если действия служащего содержат признаки преступления, то такое обжалование осуществляется в соответствии с УК РФ и УПК РФ.

Административный порядок обжалования

Предполагает оспаривание решения в вышестоящий орган или вышестоящему начальнику. Система взаимоотношений в государственных органах строится на основе субординации. По этому жалобу следует подавать лицу, в подчинении которого находится тот, кто принял спорное решение.

Форма оспаривания может быть как устной, так и письменной. Первый вариант реализуется на личном приеме у начальника государственного органа, где жалоба протоколируется либо ее содержание заносится в специальную форму. Второй вариант – изготовление жалобы в письменном виде и последующее ее направление в государственный орган.

Достоинство данного способа заключается в относительной оперативности принятия решения, отсутствии формальных требований к форме и содержанию жалобы. А недостаток кроется в том, что обжалование актов должностного лица происходит в той же структуре, в которой работает сам чиновник. Это априори необъективный момент.

Жалоба вышестоящему лицу может явиться основанием для служебной проверки, по результатам которой он может понести наказание вплоть до увольнения со службы.

Поведение служащего государственного органа может быть оспорено прокурором, который при наличии веских оснований, вправе провести проверку, истребовать в органах власти необходимые документы либо явиться к чиновнику непосредственно. Прокуратура обладает обширными полномочиями при рассмотрении жалоб на служащих государственного аппарата и может не только наказать штрафом, но и обязать отменить принятые ими незаконные акты.

Судебный порядок обжалования

Иск подается в районный суд по месту работы должностного лица, чье решение оспаривается. Заявление в суд должно называться не иначе как «административное исковое заявление» и должно содержать:

  • данные суда;
  • сведения об истце и ответчике, включая адреса, телефоны и электронную почту;
  • сведения о спорном решении, с указанием номера и даты его принятия, если речь идет о противоправном действии, то следует указать дату и место его совершения;
  • требования, предъявляемые к ответчику.

Если истец желает вести дело через представителя, то он должен иметь высшее юридическое образование, которое подтверждается представлением в суд диплома.

Заявление и прилагаемые материалы подаются в количестве равном числу лиц, участвующих в деле. Не запрещается до направления материалов в суд выслать копию заявления чиновнику, чьи действия оспариваются. В этом случае судье следует представить доказательства получения должностным лицом материалов административного иска.

Существует возможность подачи иска через Интернет путем заполнения специальной формы, размещенной на сайте суда.

Судья решает вопрос о принятии заявления на рассмотрение в трехдневный срок. Если форма и содержание иска соответствуют требованиям КАС РФ, судья назначает предварительное судебное заседание и приглашает стороны в судебный процесс.

Если по истечении установленного времени материалы иска не исправляются истцом, судья может вернуть заявление обратно. Такая же участь ожидает неподписанное исковое заявление.

Как правило, стороны в суде должны доказывать то, на что ссылаются. Здесь данное правило работает лишь частично. Так, доказывать законность принятого решения или совершенного действия должен не истец, а само должностное лицо, которое его приняло (ч. 2 ст. 62 КАС РФ).

Срок рассмотрения дела не должен превышать двух месяцев.

По результатам разбирательства выносится решение об удовлетворении иска и признании действия чиновника противоправными либо об отказе в удовлетворении.

Во время разбирательства гражданин может отказаться от иска, например, если чиновник отменил свое решение.

Акты налоговых и таможенных органов

Для обжалования актов налоговой инспекции и таможенных органов предусмотрен административный порядок. Заявитель в этом случае обращается к вышестоящему лицу или инстанцию. В качестве альтернативы возможно судебное разбирательство. Однако, опираясь на позицию ВАС РФ, стоит уточнить, что досудебный порядок рассмотрения налоговых и таможенных споров обязателен перед обращением в суд. Но наиболее эффективным остается судебный способ защиты прав и законных интересов налогоплательщиков, поскольку имеется строгая процессуальная регламентация данного процесса, а также право заявителя на участие в процессе (чего нет при рассмотрении жалобы, поданной на действия должностного лица его руководителю). Поданная в порядке административного обжалования жалоба не может быть оставлена без движения. Ее возврат возможен в исключительных случаях. Кроме того, у заинтересованного лица нет обязанности уплачивать государственную пошлину.

Основные понятия

Обжалование действий или бездействия чиновника всегда является крайней мерой, когда иные методы и варианты воздействия не оказали должного результата. Сам процесс достаточно сложен, поскольку обывателям трудно разобраться в тонкостях законодательства и судебной практики. Поэтому, приступая к оформлению жалобы и защите своих прав, целесообразно воспользоваться услугами опытного юриста.

Кто подпадает под понятие должностного лица?

Лучше всего этот термин раскрыт в ст. 2.4 КоАП РФ. Должностным лицом признается субъект, наделенный постоянными или временными полномочиям по управлению, административно хозяйственными функциями в государственных или муниципальных организациях.

Например, в круг должностных лиц относятся:

  • приставы-исполнители ФССП;
  • сотрудники прокуратуры;
  • инспекторы налоговой службы;
  • работники трудовой инспекции (ФТИ и региональных подразделений);
  • чиновники, работающие в ведомствах по охране окружающей среды;
  • сотрудники полиции;
  • иные категории служащих.

Важно! Полномочия должностного лица могут следовать из нормы закона, в силу возложенных полномочий, из предписания вышестоящего органа. Этот момент будет важен при рассмотрении жалобы.. Законодатель наделяет таких лиц полномочиями, которые они обязаны соблюдать при любых условиях

Любой гражданин может оспорить действие решений госслужащих, принятых официально, если считает, что это нарушает его права и интересы. Это право гарантировано ст. 46 Конституции РФ, Кодексом административного судопроизводства РФ, иными нормативными и ведомственными актами. Кроме того, в соответствии со ст. 16 ГК РФ можно потребовать возмещения материальных убытков, компенсации морального вреда, если такой ущерб был причинен незаконными действиями или бездействием

Законодатель наделяет таких лиц полномочиями, которые они обязаны соблюдать при любых условиях. Любой гражданин может оспорить действие решений госслужащих, принятых официально, если считает, что это нарушает его права и интересы. Это право гарантировано ст. 46 Конституции РФ, Кодексом административного судопроизводства РФ, иными нормативными и ведомственными актами. Кроме того, в соответствии со ст. 16 ГК РФ можно потребовать возмещения материальных убытков, компенсации морального вреда, если такой ущерб был причинен незаконными действиями или бездействием.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Сроки обжалования действий должностных лиц

Закон и нормативные акты органов исполнительной власти регулируют этот вопрос по-разному. В ФНС предусматривается право подать жалобу в течение года в межрегиональную или региональную инспекцию, затем тот же срок дается на подачу апелляции на незаконный, по мнению жалобщика, ответ. Если решение налогового органа касается третьих лиц, им дается 3 месяца.

В исполнительном производстве участникам дается 10 дней после того, как им стало известно о действиях пристава (срок отсчитывается с момента получения документов).

Если по уважительным причинам срок подачи заявления пропущен, автор вправе просить о его восстановлении. Обычно задержка связана с действиями чиновников, запоздало отправляющих бумаги.

Некоторые ситуации не требуют от граждан соблюдения срока обжалования, их могут и не установить вовсе. Однако правила могут содержаться в процессуальных кодексах. Так, КАС дает 3 месяца на направление иска в суд с момента, как стало известно о нарушении. По некоторым делам на подачу заявления дается 10 суток.

Вам может быть интересно

Как отказаться от совместно нажитого имущества?
Если семейная лодка вдруг дала трещину и ваши пути разошлись, возникает резонный вопрос — что делать с нажитым за годы брака имуществом? Закон не запрещает одному из супругов проявить благородство и отказаться от своей доли в пользу другого. Чтобы такой отказ приобрел юридическую силу, просто сказать бывшему партнеру: «Забирай все, мне ничего не нужно!», недостаточно. Решение нужно подтвердить документально….

Судебный приказ о взыскании долга
Быстро вернуть проблемный долг поможет упрощенная процедура. Иск рассматривается судьей без участия ответчика и истца, в течение 5 дней выпускается судебный приказ, имеющий силу исполнительного листа. Причиной появления такого документа является заявление истца о взыскании денежных средств или имущества должника на основании: Приказное производство является упрощенной процедурой по сравнению с обычным…

Вступление в СРО: организация вступления, помощь с документами, стоимость в 2020-2021
Индивидуальные предприниматели и небольшие фирмы нередко объединяются в СРО — саморегулируемые организации. Это позволяет бизнесменам утвердить свое положение на рынке и повысить доверие к себе со стороны потенциальных контрагентов. В ряде отраслей членство в таких объединениях — обязательное условие. Например, в строительной отрасли. Перед вступлением следует определиться, необходимо ли это в вашем…

Что такое государственная пошлина?
Под государственной пошлиной понимается денежный сбор, который обязаны уплатить лица, обращающиеся в государственные органы за той или иной услугой. Он может быть оплачен только в денежной форме. На практике в подавляющем большинстве случаев госпошлина вносится безналичным способом путем перечисления денег по определенным реквизитам. Пошлина оплачивается до обращения за какой-либо услугой, и в подтверждение…

Окончание исполнительного производства
Когда истец получает положительное решение об удовлетворении заявленных им требований, это вполне логично воспринимается как полная победа. Однако, чтобы решение суда было выполнено, необходимо дождаться окончания исполнительного производства, которое не всегда быстро и гладко протекает. Основания, последствия и порядок этой процедуры регламентированы Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ. Дополнительные…

Переуступка права требования
Переуступка права требования — юридическое понятие, подразумевающее передачу полномочий кредитора или должника третьему лицу

Важно правильно составить договор цессии, чтобы не потерпеть финансовый крах и не нарушить закон. Она предполагает передачу прав кредитора или/и должника третьему лицу

В большинстве случаев цессию оформляют на договорной основе.В мировой юридической практике уже давно используют…

Варианты обжалования

Приступать к обжалованию можно только при нарушении законных интересов граждан или организаций.

К таким обстоятельствам можно отнести:

  • нарушение сроков рассмотрения обращений (например, стандартный срок для дачи ответа на обращения граждан составляет 30 дней, после чего можно законно подавать жалобу);
  • вынесение незаконного акта, постановления или иного процессуального решения (например, можно подать жалобу на решение налоговых органов при проведении налоговой проверки);
  • бездействие, т.е. уклонение от совершения действий, входящих в компетенцию чиновника (например, можно подать жалобу на бездействие пристава, если он не объявит розыск должника по алиментам).

Как установить, что ваши права нарушены?

Если нарушение заключается в несоблюдении срока рассмотрения обращений, таких проблем не возникнет. Сложнее оценить факт нарушения, если вы получили на руки акт, решение, постановление или иной процессуальный документ.

При обжаловании нужно учитывать важное правило – доказывать законность своих действий обязан чиновник, на которого поступила жалоба. Следовательно, законодательство устанавливает приоритет защиты интересов граждан.. Возможные варианты обжалования зависят от категории должностного лица, характера нарушения

Возможные варианты обжалования зависят от категории должностного лица, характера нарушения.

Вот как можно подать жалобу на действия должностного лица, если нарушены ваши интересы:

  • в порядке подчиненности, т.е. на имя вышестоящего должностного лица или органа (например, при обжаловании решений налоговых органов можно подавать жалобу на имя вышестоящего руководителя);
  • в прокуратуру, так как это ведомство уполномочено рассматривать любые вопросы, связанные с нарушениями закона;
  • через суд (этот способ можно использовать одновременно с подачей жалобы в порядке подчиненности).

В отдельных случаях, вынося официальное решение от имени государства, чиновники или уполномоченные органы обязаны разъяснить порядок обжалования. Например, при вынесении постановления по КоАП РФ, такое право разъясняется автоматически.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Решения чиновников, которые можно обжаловать

Во время исполнения должностными лицами своих функций совершается спектр различных действий от приема граждан до издания ненормативных правовых актов (властных распоряжений). При этом решения служащих могут затрагивать права не только граждан, но и организаций.

Виды действий, которые совершают чиновники можно условно разделить на:

  • действия по привлечению к ответственности;
  • выдача обязательных для исполнения предписаний;
  • отказ исполнить требование;
  • нарушение сроков;
  • совершение действий, непредусмотренных законом;
  • злоупотребления при осуществлении властных полномочий и другие.

Вердикт служащего не носит окончательный характер и может быть оспорен.

Сроки судебного обжалования

Чтобы направить жалобу нужно соблюсти сроки давности обращения в суд.

В законе указывается два срока судебного обжалования:

  • Месяц, когда гражданин обжаловал в вышестоящий орган и получил отказ, либо не был удовлетворен решением
  • Три месяца, когда гражданин узнал о нарушении своих прав

Однако, если эти сроки пропущены, то если есть уважительные причины их можно всегда восстановить. При этом уважительными будут, например, случаи, когда у гражданина возникли трудности с получением необходимых сведений или документов, затрагивающих его права.

Сама жалоба подлежит рассмотрению в суде в течение 10 дней. Отдельные сроки могут содержаться в процессуальных нормах и в конкретных ситуациях.

Обращение в суд

Суд – особая инстанция при обжаловании действий и решений должностных лиц. Процесс регламентируется подробными нормами, но их выполняет даже не всякий юрист, не говоря о простых гражданах. При этом у граждан и организаций есть право выбирать между судом и вышестоящими административными инстанциями. В некоторых случаях суду требуется доказательства попытки решить спор в досудебном порядке. Например, такая обязанность имеется у граждан, желающих признать завышенной кадастровую оценку.

В арбитражном процессе без досудебного порядка не обходится ни одно дело.

В нормативном регламентировании имеется существенная разница. Граждане и организации, не занимающиеся экономической деятельностью, обжалуют действия в соответствии с нормами КАС в общих судах. Предприниматели же обращаются в арбитражные суды согласно нормам АПК (в кодексе есть раздел, посвященный административным спорам).

Административный порядок обжалования решений, действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти и его должностных лиц

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также — гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также рассмотрением обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»(далее – Закон об обращениях граждан). Установленный Законом об обращениях граждан порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц.

Гражданин, организация, считающие, что их права и законные интересы нарушены, вправе обжаловать нормативный правовой акт Федерального казначейства, а также решения, действия (бездействие) Федерального казначейства (территориального органа Федерального казначейства) и его должностных лиц, направив в Федеральное казначейство (территориальный орган Федерального казначейства) соответствующую жалобу.

При этом жалоба должна содержать просьбу гражданина (организации) о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц (с обоснованием излагаемых доводов).

Жалоба, поступившая в Федеральное казначейство, в его территориальный орган подлежит обязательному рассмотрению.

В случае необходимости рассматривающие обращение должностное лицо, рассматривающее жалобу, может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Жалоба, поступившая в Федеральное казначейство, в его территориальный орган, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 Закона об обращениях граждан, срок рассмотрения жалобы может быть не более чем на 30 дней (о чем уведомляется лицо, направившее жалобу).

Запрещается направлять жалобу на рассмотрение должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется. В случае, если в соответствии указанным с запретом невозможно направление жалобы на рассмотрение должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в жалобе вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме.

Жалоба должна содержать:

1) фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

2) наименование органа, должностного лица либо государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, должностного лица либо государственного служащего;

4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего.

Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий