Охота в жизни дворян xix века. определение охоты. и ее разновидности. охота промысел или развлечение, состоящие в поиске, выслеживании, преследовании. — презентация

Ханты – народ лесов

С древних времён ханты занимаются речным рыболовством и охотой. Их богатый край идеально подходит для этого. В старину ханты обменивали пушнину, рога, шкуры животных на ценности, которые привозили чужеземцы. Сравнительно недавно, два века назад, ханты стали заниматься оленеводством.

Как вы понимаете, жизнь предков народа проходила в лесах, а потому поклонение природе стало основой верований хантов. Их предания открывают невероятны мир божеств и духов, но особенное место отводится священным животным. 

Среди них я бы выделила медведя. В легендах хантов говорится, что именно этот зверь принёс людям огонь, а от медведицы родилась первая женщина, которая дала жизнь человеческому роду.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Охота в жизни дворян XIX века

Слайд 2

Текст слайда:

Определение охоты.
И ее разновидности.

Охота — промысел или развлечение, состоящие в поиске, выслеживании, преследовании и добыче (то есть поимке или умерщвлении) некоторых видов диких животных. Охота

Промысловая

Любительская

Спортивная

Слайд 3

Текст слайда:

Виды охоты

Псовая

Ружейная

С ловчими птицами

Для подобного вида охоты нужны были собаки 2-х пород — гончие и борзые. Гончие, найдя зверя, с лаем выгоняли его на открытое место, а конные охотники борзыми травили его. Борзые должны были обладать большой скоростью бега.

Своим началом имеет XV в., но в широких масштабах она стала возможной только после изобретения дроби и картечи в конце XV в. Дешевый вид охоты.

Считается самой древней. Наиболее распространенной была охота с соколами, для подъема птицы в воздух использовались подсокольи собаки.

Слайд 4

Текст слайда:

Псовая охота

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Текст слайда:

Породы собак использовавшиеся для псовой охоты в 19 веке

Для псовой охоты используют две породысобак: гончие и борзые.

Слайд 8

Текст слайда:

Традиции и нравы русского дворянства XIX века

Слайд 9

Текст слайда:

Типы дворянских усадеб

Слайд 10

Текст слайда:

Это более скромные усадьбы, без особых затей, но зато приспособленные для удобного и спокойного житья. Обыкновенно дом строили из толстых дубовых брусьев. Вокруг дома был сад, простой и естественный, близкий к природному состоянию, — место семейных прогулок и отдыха. Устройство дома соответствовало потребностям домашнего быта, и забота об уюте пересиливала стремление к великолепию.

Слайд 11

Текст слайда:

Внутреннее убранство

Помещичий дом располагался так, чтобы с балкона открывался чудесный вид. Помещик предусматривал все необходимые комнаты: залу, гостиную, спальню, детскую, место для буфета и обширную кладовую, для хранения разных припасов. В такие дома часто съезжались гости, для которых всегда были чисто убранные комнаты.Стены и потолки в передней затягивались холстом, который расписывали крепостные. Мебель дубовая, добротная.

Слайд 12

Текст слайда:

Внешний вид

Небогатые одноэтажные усадьбы, строившиеся самими крепостными по проекту барина. Приходила фантазия завести оранжерею – пристраивали ее к готовому дому. Увеличивалось семейство – прилепляли мезонин. Перед домом разбивался палисадник. Устраивались прочно и уютно.

Слайд 13

Текст слайда:

Внутреннее убранство

Комнат не много, чтобы их было легче отапливать холодной русской зимой. Мебель простая: кровать, несколько шкафов с чашками и различными домашними припасами; шкаф с образами и постоянно теплящейся лампадкой. Ситцевые шторы на окнах, льняные скатерти и покрывала, полевые цветы на столе.

Слайд 14

Текст слайда:

Хозяйственный уклад

В зависимости от категории дворянского поместья, различным был и способ его управления. В крупных поместьях в доме круглый год жила семья приказчика, которая следила за состоянием дома, участка, хозяйства. В поместье «средней руки» приказчик выполнял функцию советчика барина, помогая ему в хозяйственных и финансовых вопросах.В мелком поместье барин сам вел все свои дела.

Слайд 15

Текст слайда:

Излюбленной пищей было то, что приносило свое хозяйство: каши с маслом, изюмом и патокой; соленая и вяленая рыба, жареная курица и телятина, грибочки в сметане.

Поместное дворянство

Слайд 16

Текст слайда:

Поместное дворянство

Традиционное блюдо – пироги с разной начинкой.Не забывали и о лакомствах, их готовили из лесных ягод и меда. Особенно любимы были домашние наливки.

Любили есть за дубовым или березовым столом, не покрытым скатертью. Простота и естественность во всем.

Околдовали и оболгали

Всеобщая вера в колдовство превращала обвинения в чародействе в эффективный инструмент достижения частных целей, которым одинаково охотно пользовались как верхи, так и низы общества.

В 1636 году кабацкий откупщик Сенька Иванов заявил на другого кабацкого откупщика Петрушку Митрофанова: «Привез де тот Петрушка, с поля коренье, неведомое какое, а сказал де тот Петрушка, от того де коренья будет у меня много пьяных людей». Петрушка немедленно был схвачен и брошен в тюрьму, а кабак Сеньки остался единственным на дороге. Так обвинения в колдовстве способствовали успеху в рыночной конкуренции.

Они же зачастую помогали разрешить семейные конфликты. В 1622 году крестьянин Лунка Ушаков, желая свести счеты с тещей и женой, публично утверждал, что супруга отравила его брата, умершего незадолго до этого, корнем. Корень этот был получен женой от матери. Когда Ушаков избил жену, она призналась в убийстве. Продолжили пытать женщину уже в государственной темнице, где она заявила, что оговорила себя. В итоге в тюрьму по обвинению в нанесении побоев и колдовстве был брошен сам Лунка.

Обыденность колдовских процессов на Руси в XVII веке вела к тому, что многие помещики использовали обвинения в чародействе против неугодных крестьян. В 1647 году боярский сын Кирила Баранов изнасиловал и убил дочь крестьянина Тимошки Афанасьева. Когда последний стал добиваться наказания для преступника, Баранов, используя административные и финансовые ресурсы отца, обвинил Тимошку вместе с сыном в колдовстве — в ходе судебного разбирательства помещик смог найти лжесвидетелей, которые якобы прибегали к колдовским услугам Тимошки и его сына.

Не редкостью были также процессы, в которых «ведьмы» обвинялись в умышленном лишении мужчины сексуальной силы. В 1648 году в Москве драгун Федька Филиппов подал жалобу на Дарью, жену церковного дьячка. «Испортила она Дарья меня, ученила скопцом; и по пирам и по беседам похваляется, что так нарочно сделала. И я от той порчи в конец погиб и жена отстала», — писал Филиппов. Неожиданно рядовая жалоба на «оскопление» благодаря усердию следствия позволила раскрыть организованную колдовскую группу, в которой участвовали подруги Дарьи. Свидетелями обвинения на процессе выступали в основном мужчины. Так, некий Семен Борисов рассказывал про одну из обвиняемых: она ему помогла добраться до дома, когда он пьяный валялся на улице, а на утро у него болели глаза. Итог рассмотрения жалобы Филиппова — 142 женщины, обвиненные в колдовстве.

Но чаще всего поводом для подозрений в колдовстве становилась болезнь «потерпевшего», незадолго до этого побывавшего в чужом доме и принимавшего угощение из рук гостеприимных хозяев. Священник Василий в 1653 году жаловался на дьяка Ивашку, который угостил его детей каким-то зельем, после чего они стали «вне ума». Вскоре выяснилось, что все, кто пил предложенный дьяком напиток, тоже отравились. Ивашка признался, что положил в брагу траву, которую дал ему его знакомый Дементий. Тот в свою очередь утверждал, что поднял эту траву на дороге, идя из Мценска, а откуда она там оказалось, ему неизвестно. На этом следствие закончилось.

Трагичнее был исход дела об отравлении неустановленным зельем в одной из подмосковных деревень в 1677 году. Крестьянин Митька Печенный жаловался, что его жена распухла после того, как он сходил в гости к своему куму Емельяну Обыденному. Через некоторое время Емельян поругался в дорожном трактире с драгуном и в запале ссоры выкрикнул: «Пухнет де жена Митькина, будешь де и ты от меня пухнуть». Драгун приехал в Москву и доложил о случившемся окольничему. Итогом стал вердикт «его Емельку в том пытать и огнем жечь».

Население средневекового села

Любой реферат на эту тему повествует о том, что почти каждая деревня в Европе IX−XII веков была закрепощена феодалом. Изредка попадались селения, где проживали свободные крестьяне, однако в большинстве случаев и они переходили под опеку знатного человека, который смог бы их защитить от войн в обмен за работу.

Обычно население деревни делилось на три категории по роду занятий:

  1. Ремесленники.
  2. Скотоводы.
  3. Пахари.

Важно, что практически все деревенские жители, вне зависимости от того, были они свободными или крепостными, не умели читать и писать. В одном и том же поселении могли жить свободные люди и крепостные феодала — на калитку свободных вешалась специальная табличка

Однако мало кто мог понять, что на ней было написано. Безграмотность и бедность считались главными чертами крестьян.

В редких зажиточных семьях дети могли получить церковное образование. Для того чтобы восполнить количество людей во дворах, практиковались очень ранние браки. Постоянные войны и болезни уносили много жизней, поэтому девочек рано выдавали замуж, чтобы они успели родить по 5−7 детей.

Традиционно дети наследовали занятия родителей и продолжали их дело. Например, сын кузнеца уже в 16−17 лет знал все премудрости этого тяжелого труда и становился полноценным работником кузни.

Таким образом, рисунок судьбы ребенка — это продолжение жизни его отца или матери. Крайне редко у сыновей была возможность уехать на заработки в город. Девочек же с детства приучали к мысли о рождении детей и зависимости от семьи будущего мужа.

Европа того времени жила благодаря труду крестьян, которые, несмотря на трудности, кормили не только своего феодала, но и близлежащие города. Безграмотность, нищета, лишения и оброк со стороны богатых собственников земли стали препятствием для развития культуры. Европейские государства на рубеже IX−XII веков погрязли в бесконечных распрях и войнах, а жители деревень вынуждены были кормить себя и своих детей самостоятельно.

Охотники, язычники, музыканты

Несмотря на некоторую жестокость, традиции хантов-охотников отличались разумным подходом. Запрещалось охотиться на молодых животных, беременных самок, люди не селились в тех местах, где находились жилища животных. Ханты выживали за счёт охоты и, конечно, понимали, что ради успешного будущего нужно заботиться о природе и тех ресурсах, что она даёт.

Свою первую добычу ханты жертвовали богам, в честь которых в лесах были установлены деревянные изваяния. Эти идолы считались воплощением божества, которое могло одарить человека счастьем или наказать за проступки. Не меньшей властью обладали и шаманы, посредники между людьми и духами. 

Даже с приходом православной веры ханты не отказались от своих древних верований. В своих записях русские путешественники, побывавшие в краях хантов, отмечали, что те часто совершают “варварские” обряды. 

На иконах губы святых молящиеся мазали кровью жертвенных животных, чтобы “напоить” того, к кому обращались. Также нередко имена православных святых путали с местными богами. Например, Николая Угодника ханты часто называли Нум-Торум (так звали верховное божество).

И сегодня ханты славятся своими ремёслами. Их женщины – мастерицы, которые умеют шить вещи из оленьих шкур, создавать причудливые украшения и вышивку бисером. Кроме того, ханты создали немало музыкальных инструментов. Что интересно, каждый из них символизирует какое-либо священное животное. Так, например, арфа с семью струнами – это лебедь.

Ханты – народ оленеводов

Традиции хантов могут показаться странными, причудливыми и таинственными. Многие из них живут уже много столетий, корнями уходя во времена древние и непостижимые даже для современного человека. Без сомнения, культура хантов – “изюминка” среди обычаев народов России.

Коллективная охота

Особенности коллективной охоты заключаются в участии группы. В ней обязательно должен быть руководитель, который утверждает план действий. Зачастую применяется тактика загона или облавы. Охотники устанавливают для себя определенную систему сигналов.

Загонная коллективная охота преимущественно применяется для добычи крупных животных, но можно и зайцев, и даже рябчиков. Количество стрелков и загонщиков должно быть равное между собой и не более 20-30 человек. У каждого участника определено свое место расположения. Оно должно находиться в зоне недосягаемости выстрела остальных участников.

Стрельба происходит в ограниченном секторе, за пределами которого находятся участки остальных охотников. Загонщики надевают яркие жилеты. Им нельзя уклоняться от маршрута. Стрелки должны сидеть в укрытиях предельно тихо, чтобы не испугать зверя.

Такая охота пользуется большой популярностью. Но из-за беспорядочной стрельбы по движущимся мишеням случаются промахи и остается много подранков.

Если в группе охотников больше загонщиков, чем стрелков, то это облава. Зверя окружают и гонят по направлению к стрелкам. Нередко используется помощь собак.

Эти виды коллективной охоты почти не отличаются друг от друга.

Опасности охоты

Охота могла быть чрезвычайно опасной, и серьезные травмы и смерти среди охотников не были редкостью. Даже короли и императоры не были застрахованы от несчастных случаев на охоте. Среди убитых на охоте:

  • Император Василий I — погиб в результате несчастного случая, в результате которого его пояс застрял в рогах оленя.
  • Император Иоанн II Комнен — убит после случайного укола себя ядовитыми стрелами.
  • Ричард Нормандский — второй сын Вильгельма Завоевателя , растерзанный оленем в Нью-Форест
  • Король Вильгельм II — брат Ричарда, убитый стрелой в Нью-Форест три десятилетия спустя. Многие подозревают в убийстве, но это не доказано.
  • Король Иерусалима Фулк — раздавлен конем после падения во время охоты.
  • Вальдемар Молодой — соправитель Дании, случайно застрелен на охоте
  • Король Дагоберт II — король Австралии, погиб в результате «несчастного случая» на охоте, возможно, по приказу мэра дворца Пипина из Херсталя.
  • Король Айстульф — король лангобардов , погиб в результате несчастного случая на охоте недалеко от Павии. Могли быть убиты, хотя это неизвестно.

Средневековые шахматы: лучшая настолка для элиты

По мнению средневековых хронистов — это лучшая настольная игра для знатных особ. Во французской стороне шахматы появились ориентировочно в XI веке. Владение навыками игры в шахматы было обязательным пунктом в воспитании юного рыцаря и молодого дворянина. В «Песне о Ги де Нантейле» автор полагал, что начинать учиться этой игре следует с шестилетнего возраста. Порой на кону стояла жизнь любимой женщины, судьба пленника и даже целого королевства! Увлекательная домашняя забава быстро приобрела весомый статус в знатных кругах: с помощью её решали споры. Проигрыш вызывал ярость и негодование, которые нередко приводили к вооружённым конфликтам. Правда, церковь не позволяла делать такие огромные ставки. Девушки и благородные дамы с удовольствием играли в шахматы и порой показывали себя более искусными бойцами в рамках деревянной доски с фигурами, чем мужчины.

Шахматная доска из дерева или из металла — предмет особой гордости хозяина замка. Долгое время она была однотонной. Известный нам образ игрового поля появился только во времена правления Филиппа II Августа: в XII столетии. Самая влиятельная фигура — ферзь, не имела тогда особых полномочий, а передвигалась только по диагонали и только на одну клетку. «Альфен» или будущий слон мог ходить на две клетки и перепрыгивать через другие фигуры. Но ход пешки, король, ладья и конь остался неизменным до сегодняшнего дня. Формы игровых фигур зависели от региона их изготовления, дизайн — тоже. Материал — слоновая кость, эбеновое дерево, яшма или янтарь. Многие образы фигур не поменялись, но ферзя могли изобразить в виде старца, дерева, графа. Ладья же выглядела как тяжеловооруженный пехотинец, а порой её заменяли фигурки святого Михаила с драконом или Адама и Евы. 16 фигур у каждого игрока перед началом игры были окрашены либо в белый, либо в красный цвет.

Обучение охотничьих птиц

В охоте с ловчими птицами использовали ястребов, соколов и кречетов. Для этого их «вынашивали», то есть приучали ловить диких птиц и мелких животных. Птица должна была с налету бить добычу в несколько приемов или «ставок». Причем по способностям к охоте соколы и кречеты были более предпочтительны, нежели ястребы.

Ловчих птиц «помыкали», то есть добывали. Места, где их ловили, в старину назывались «помчищами», а люди, ловившие их, звались «помытчиками». Способы и приемы ловли этих птиц передавались по наследству от отца к сыну – это была семейная тайна. «Помыкание» соколов и кречетов было делом весьма хлопотным и зависело исключительно от опыта и находчивости помытчика. Ловили птиц при помощи снастей, к которым в виде приманки привязывали живых голубей. Для охоты отлавливали соколов как старых (дикомытей), так и молодиков

Но старые трудно поддавались обучению, поэтому молодых «помыкали» чаще, причем в первую очередь обращали внимание на их привязанность к родному гнезду. Птицу, которая рано покидала гнездо и перелетала с ветки на ветку, называли «ветвенником»

Такие птицы были хороши для охоты, но натаскивание их требовало большого труда и терпения. Если молодая птица дольше других оставалась в гнезде, то ее называли «гнездовой». Они ценились выше, потому что были послушнее и при вынашивании требовали гораздо меньше труда.

Пойманных птиц раз в год доставляли в Москву на княжескую сокольню, обычно к Рождеству, или самое позднее – к Масленице. Доставка соколов и кречетов была сопряжена с большими трудностями. Их везли в особенных повозках, в каждой – по четыре-шесть птиц. Повозка представляла собой короб, внутри обитый овчиной, чтобы птицы не получили повреждений и у них не заломились крылья при толчках.

В Москве соколы и кречеты поступали на княжескую сокольню, и уже здесь их начинали приучать к охоте. Этим занимались княжеские сокольники. Чтобы победить врожденную дикость птиц и сделать послушными охотнику – «вежливыми», их подвергали голоду и бессоннице. Для этого птицу носили при себе днем и ночью, не давая ей ни на минуту заснуть. Затем приучали к различным охотничьим принадлежностям и к дичи, на которую она должна была охотиться. С этой целью сокола или кречета притравливали к битой птице или чучелу, а в самом конце обучали прилетать на зов. Что интересно, для ястребов набирались особые слуги –  «садовники ястребьи», которые дрессировали их для охоты.

Парик

Московские актёры позапрошлого столетия имитировали лысину при помощи бычьего пузыря. О таком эпизоде рассказывает известный бытописатель Москвы Владимир Гиляровский. В 1879 году некий антрепренер Далматов, славившийся привлекательной внешностью и густой шевелюрой, предстал перед публикой во время бенефиса «Записки сумасшедшего» с «совершенно голым черепом».

Оказалось, что «лысый парик» для него сделал мальчик – ученик парикмахера Шишкова. Хотя во время «напяливания на выхоленную прическу» мокрого бычьего пузыря актер вопил и отмахивался, после завершения работы он «сиял от удовольствия». Слишком уж эффектным получался новый образ.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий