Страна эвенков, соболей и сокжоев. часть 1

Добытчик с малых лет

«Меня на фронт сразу не взяли, председатель окрисполкома Давыдкин не пускал, бронь дал, сказал: кто-то должен и в тылу работать», — рассказывал мне Антон Валентинович накануне очередного юбилея Победы. Состоялась наша встреча в прошлом веке, в 1995 году. Нашёл тогда я его в больнице. Не молод был ветеран, за плечами которого не просто долгая, но и наполненная многими испытаниями и лишениями жизнь.

Когда началась война, Антон Мукто вместе со своей семьёй (помимо него, было ещё одиннадцать детей), жил на фактории Виви. Отец — труженик, но один не в силах был прокормить такую большую семью. Поэтому с ранних лет приобщил к труду и старшего сына Антона.

Парнишка из-за того, что надо было во всём помогать отцу, так и не пошёл в школу. Уже в тринадцать лет начал самостоятельно охотиться, добывал в тайге белок, горностая, колонков и сдавал в заготпункт. И этот его приработок был весомым подспорьем в не избалованной достатком семье.

С малых лет чувствующий себя в тайге как дома, Антон быстро стал одним из добычливых промысловиков в Илимпийском районе. Лёгкий на ногу, он в поисках лучших для охоты мест запросто проходил по тайге десятки километров, метко стрелял из своего видавшего виды ружья-«переломки».

В 1939 году Антон вступил в комсомол. И в том же году его как лучшего промысловика исполком окрсовета утвердил участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Антон сумел добиться высочайшего результата по Эвенкии — в день он мог добыть до 40 белок. За лучшие показатели по добыче цветной пушнины Главный комитет Всесоюзной сельскохозяйственной выставки присудил Антону Мукто Малую серебряную медаль.

Древние люди севера. До прихода русских Сибирь населяли коренные народы
Подробнее

Религия

Традиционная религия эвенков — шаманизм, основанный на обожествлении сил природы, анимизме, вере в духов-хозяев и покровителей. Вселенная Буга разделялась на 3 мира:

  1. Верхний — располагается над небом, является домом для божеств. Входом в него является Полярная звезда.
  2. Средний — земной, где живут люди и духи.
  3. Нижний — туда уходит одна из душ для вечной жизни. Вход в нижний мир — водовороты и расщелины в скалах.

Шаманы путешествовали между мирами, были проводниками между живыми и мертвыми, приносили вести богов и погибших предков. Костюм шамана олицетворял волка или медведя, был украшен анимистическими фигурками, бахромой, птичьими перьями. Для обрядов использовали бубен, варган, неизменным элементом был огонь.

Шаманы участвовали в общих родовых праздниках, помогали при родах и болезнях, предсказывали будущее. Местами молений были большие поляны при общих родовых сборах, сакральные деревья, горные перевалы, большие камни.

Остаются единицы

Основные проблемы северян, ведущих кочевой образ жизни, и в том числе занятых в оленеводстве, сегодня можно поделить на две группы, объясняет Андрей Иванов. Социальные — связанные в первую очередь с развитием инфраструктуры, оказанием медицинский услуг и защитой прав представителей коренных и малочисленных народов севера, и культурные, к которым относятся вопросы образования, сохранения языка и культуры тех или иных народов.

оленеводы

Фото: РИА Новости/Максим Блинов

— Настоящей бедой сегодня является подготовка кадров для районов Крайнего Севера. Именно об этом шла речь на совете по межнациональным вопросам при президенте РФ в Нальчике (состоялся в конце ноября 2019-го. — «Известия»), — пояснил Андрей Иванов, отметив, что система подготовки специалистов на базе Института народов Севера, существовавшая в советское время, после перестройки была практически полностью разрушена.

Если говорить непосредственно об оленеводстве, то главная проблема отрасли действительно заключается в нехватке квалифицированных специалистов, рассказал «Известиям» Владислав Выучейский

Однако дело не только в нехватке образовательных программ или учреждений, но и в нарушении важного для оленеводов принципа преемственности

— Раньше бригадир совхоза мог целенаправленно готовить себе смену, чтобы потом уйти на руководящую должность выше — например, в район. Теперь у людей мотивации для этого нет — мы иногда собираемся, спрашиваем, кто хотел бы стать главой хозяйства, а желающих или нет вообще, или их остаются единицы, — объясняет он.

При этом престиж профессии среди местных жителей достаточно велик — по его словам, опросы, проведенные среди школьников в ненецких селах, показывают, что оленеводами хотели бы стать около 50% из них. Вопрос в первую очередь в том, как к оленеводам относятся люди из других регионов страны, занимающие руководящие должности или приезжающие в хозяйства для закупок.

Делить стада на частные и те, которые принадлежат хозяйствам, не совсем верно, отмечает Владислав Выучейский, потому что сегодня даже большие хозяйства, как правило, принадлежат частному владельцу или представляют собой объединение владельцев. Тем не менее в семьях «частников» (то есть тех, кто кочует с собственным стадом) вопрос с преемственностью обычно не стоит.

оленеводы

Фото: РИА Новости/Максим Блинов

— Там у мальчиков еще в детстве есть несколько собственных оленей — может быть, три или пять. Это сразу другой уровень ответственности — они постепенно учатся заботится о стаде, оно постепенно увеличивается, — объясняет глава Союза оленеводов НАО.

Другое дело, что из-за принципов наследования далеко не все впоследствии смогут стать оленеводами.

— У ненцев большие семьи — бывает по 15–20 детей. Даже если детей шесть, понятно, что стадо не будет поделено между ними, оно достанется кому-то одному. Остальным приходится искать себе какую-то другую работу. Далеко от производства они обычно не уходят, работают, например, на переработке шкур, — продолжает собеседник издания.

Путь домой

На санитарном поезде Антона Валентиновича в 1944 году из Украины повезли в Казахстан. Лечили по дороге, в госпитале, разместившемся в степном пыльном городке Алга. Поправился вроде пулемётчик, но врачи не решались больше отправлять его на фронт. Мукто мог уже служить наглядным пособием для начинающих медиков по характеру и видам ранений. Так что комиссовали таёжника окончательно, и отправился он в родную Эвенкию многовёрстным путём через Ташкент, Алма-Ату, Новосибирск, Красноярск и далее по Енисею и Нижней Тунгуске.

Таёжная фактория Виви встретила его безлюдьем: отсюда к тому времени на фронт ушли уже 18 мужчин, практически вся наиболее трудоспособная мужская половина населения этого маленького эвенкийского стойбища. Ушёл на фронт и младший брат Александр, впоследствии погибший в Берлине в 1945 году, как и подавляющее большинство почти двух десятков вивинцев-фронтовиков.

«Дикая» охота. В Эвенкии браконьеры массово уничтожают северных оленей
Подробнее

В 1944-м Антон сразу включился в мирные будни: пас оленей, добывал пушнину. Сначала работал на колхоз имени Сталина, который был образован на фактории Виви. Позже, когда высокое начальство посетила «идея» объединить все мелкие эвенкийские поселения в более крупные, трудился уже на колхоз «Верный путь» в селении Учами, куда были переведены все вивинцы.

Женщины

Добрачные связи не были под запретом, однако за невест, которые до брака вели свободный образ жизни, давали калым меньшего размера. В жизни эвенков женщина имела зависимое положение: ей запрещалось есть вместе с гостями, перечить мужу, переступать через оружие, участвовать в общественных делах, наследовать имущество. Уважением пользовались пожилые женщины: в верованиях эвенков хозяйкой земли и тайги, духом Вселенной была женщина, представляемая в виде сгорбленной старушки.

Существовали специальные семейные обряды, выполнять которые могла только жена. Женщина была хранительницей очага: следила, чтобы он не погас, занималась кормлением — бросала в огонь мясо после охоты, перед приемом пищи

Важное место занимал обряд улгани, посвященный приветствию весенних перелетных птиц. Исполняли обряд пожилые женщины: ежегодный прилет птиц эвенки связывали с круговоротом жизни, а опытные рожавшие женщины несли вечную связь рождения и смерти

Действо заключалось в завязывании на сакральных деревьях или семейных идолах цветных лент, с просьбой благополучия, приветствием вестников весны.

Простой секрет

«Всё там бросили: жильё, промыслы, пастбища. А ведь какое хорошее место было! — с сожалением вспоминал Антон Валентинович. — Потом избушки из Виви пришлось переправлять в Учами, ведь тут почти ничего не было. Неправильно, по-моему, сделали начальники: это Учами надо было переводить на Виви…»

Обосновавшись в Учами, фронтовик занялся тем же, чем всегда: оленеводством, охотой. А известен он стал всей Эвенкии именно как знатный оленевод. Приняв бригаду, в которой было 800 оленей, через три года добился увеличения стада почти до четырёх тысяч голов. Ему завидовали, просили поделиться секретом.

«Да, секрет у меня есть, — рассказывал Антон Валентинович, выступая перед молодыми пастухами на слёте оленеводов округа. — Совсем простой секрет: рано встаю, поздно ложусь, меньше чая в чуме пью, больше в тундре за оленями слежу…»

Статья по теме

Надежда Увачан поставила последний рекорд в пауэрлифтинге в 64 года

Из его послевоенных достижений следует также отметить участие в работе XXVI съезда КПСС в качестве делегата от Эвенкийской окружной партийной организации, предоставление ему статуса Почётного жителя Эвенкии.

История

Древними предками эвенков были древнетунгусские монголоидные племена, образовавшие в бронзовом веке Глазковскую культуру. Разрозненные племена занимали территории Приангарья, Прибайкалья, низовий Селенги, верховий Лены. В V—VII веках новой эры пришедшие с юга кочевники-скотоводы племени увань, мигрировав через Забайкалье, переместились восточнее и севернее, образовав протоэвенкийский народ. В конце первого тысячелетия в регион вторглись якуты, предположительно, разделив этнос на восточных эвенов и западных эвенков. К приходу в регион в XVII столетии русских эвенки образовывали самостоятельный народ, разделенный на отдельные роды. Во главе каждого стояли князцы — старейшины, шаманы или наиболее сильные воины рода. В отчетных документах отмечалось порядка 360 родов, в каждом насчитывалось 100-400 человек. Тунгусы сильнее других северных народов противились новой власти. Они снимались с места кочевок, вступали в столкновения, в одном отчете отмечено: «Ленские Тунгузы в 1640 г. выщипали бороды сборщикам ясака». Байкальские группы эвенков покорились в 1643 г., жившие при Витиме восточные — лишь в 1657 г.

Одним из наиболее влиятельных князцов был Гантимир, под властью которого находилось 15 кочевых родов, относящихся к ветви конных тунгусов. Гантимир был незаурядной личностью: у него было 9 жен, более 30 детей, с детства обучавшихся воинской премудрости, обращению с оружием. Князец был недюжинной силы и могучего телосложения: в Амурском музее хранится его лук впечатляющих размеров. Гантимир оказал решающее влияние на установление партнерских отношений с Российским государством, в 80-х гг. XVII столетия приняв христианство и подданство России. Правитель добился права автономного управления народом, взамен обязывался охранять границы от монгольских набегов и предоставлять, в случае необходимости, обученных воинов. Столетие спустя создан пятисотенный Тунгусский казачий конный полк, в середине XIX столетия включенный в состав Забайкальского конного войска. Приход советской власти эвенки не приняли, в 1924-1925 гг. затеяв Тунгусское восстание, которое было быстро подавлено. В 1930-х гг. начинается преподавание в местных школах на эвенкийском языке. Вместе с тем создаются колхозы и горпромхозы, народу навязывается оседлый образ жизни: существовавший веками жизненный уклад разрушался, ассимиляция стирала национальные особенности. Сегодня традиционные виды деятельности, в том числе кочевое оленеводство, сохраняются лишь в труднодоступных северных регионах. Большая часть эвенков ведет современный образ жизни, из привычных занятий практикуя лишь охоту.

На фронт на лыжах

Кстати, умение без промаха бить в цель и определило в дальнейшем его военную судьбу. «Хоть и небольшая была наша Виви, — вспоминал Антон Валентинович, — но когда началась война, от нас за один только раз на фронт ушли сразу шесть человек. А потом ещё и ещё… Меня же всё не берут. Потом добился, чтобы и меня открепили от брони и взяли на фронт. А то как-то нехорошо получалось: мои земляки там воюют, гибнут, а я в тылу прохлаждаюсь…»

В августе 1942 года Антона Мукто и с ним ещё троих односельчан отправили в Красноярск — по Нижней Тунгуске, по Енисею. В Иланске из сибиряков формировали лыжный стрелковый батальон и почти до конца 1942 года обучали военным премудростям. Мукто всё схватывал на лету. Впрочем, для него это было несложно: на лыжах он и так умел ходить, меткости в стрельбе сам мог обу­чить кого угодно.

Статья по теме

Архип Янов: прошёл путь от царя до Путина

И лишь после этого их батальон погрузили в эшелон и отправили на фронт. Через несколько суток пути на какой-то станции их выгрузили, считай, в чистом поле, поставили на лыжи — и вперёд. Маршрут был в направлении Калининской области, до которой от места выгрузки было 700 км. И весь этот путь на передовую сибиряки проделали на лыжах. В первый день прошли 50 км, во второй — 60.

Сначала шли ходко. Полевая кухня плелась где-то сзади, а батальон, навьюченный стрелковым оружием, немудрёными солдатскими пожитками, в заплечных мешках, в белых маскхалатах поглощал километр за километром, только снежная пыль столбом стояла. Но через неделю почти беспрерывного пути, когда и спать приходилось почти на ходу, люди стали выдыхаться. Немало солдат тогда погибло, так и не дойдя до передовой, — отставали от колонны, падали в снег и засыпали. И всё же к месту назначения батальон дошёл.

Битвы за Ржев, Курск, затем за украинские города и сёла… Весь 1943 год Мукто был на передовой, в самой гуще боёв. Его верный максим, самый популярный станковый пулемёт в наших войсках, выпустил не одну тысячу смертоносных пуль. «Много ли немцев положили вы лично, Антон Валентинович?» — с почтением спрашивал я своего собеседника. «А кто его знает! Стреляю — вижу, падают. Не считал. Но много, однако, — подумав, сказал он. — Это же пулемёт!»

Численность

Общая численность эвенков в мире составляет порядка 80 000 человек: половина живет в России, другая часть — в Китае. По данным переписи 2010 г., в России находится 35 527 эвенков. Распределение по регионам:

  • Якутия — 18 232 чел.
  • Красноярский край — 4 632 чел.
  • Хабаровский край — 4 533 чел.
  • Бурятия — 2 334 чел.
  • Амурская обл. — 1 501 чел.
  • Забайкальский край — 1492 чел.
  • Иркутская обл. — 1 431 чел.

Китайская перепись 2000 года показала 38 396 представителей исторических эвенков на территории Китая. Формально они разделены на 2 субэтноса, официально признанных в числе прочих наций КНР:

  1. Орочоны — 8196 человек, проживающих во Внутренней Монголии, провинциях Хэйлунцзян и Ляонин.
  2. Эвенки — 30 505 человек, из которых выделены отдельные группы собственно эвенков, хамниганов и солонов. Проживают в городском округе Хулун-Буир, порядка 25 000 человек записаны солонами. Около 1000 эвенков разрозненно проживают в Монголии, подвергнувшись значительной ассимиляции, утратив культурные особенности.

Существует родственный эвенкам народ — эвены, обитающие в восточной части России: в Якутии, на Чукотке, в Магаданской и Камчатской областях, Корякском АО. Существует две версии появления этноса:

  1. В первом тысячелетии нашей эры, в период расселения тунгусов из Прибайкалья, отдельная группа родов достигла берегов Охотского моря, где ассимилировала местное население: юкагиров и коряков.
  2. В XIV-XVI веках пешие тунгусы, занимавшиеся собаководством и не имевшие оленей, вынужденно мигрировали на север под влиянием агрессивного освоения территорий якутами.

Перепись 2010 года показала, что в России проживает 21 830 эвенов. Другое распространенное название народности — ламуты.

Семейный уклад

Эвенки жили патриархальными общинами, состоявшими из 2-3 поколений, младший сын обычно оставался жить с родителями. Старшие женились, уходили из отчего дома в новые чумы. Род играл определяющую роль, состоял из малых семей, связанных близким и дальним родством по мужской линии. Летом, когда наступал срок родов важенок, связанные семьи собирались на общую стоянку: происходили совместные праздники, гулянья, свадьбы, укреплялись родовые отношения. Зимой малые семьи уходили на кочевку, объединяясь по 2-3 чума. Брачный возраст мужчин наступал поздно: в 20-30 лет. Женщин в супруги предпочитали брать опытных, старше 20 лет, однако случались браки с девочками 12-15 лет. Свадьбы происходили по сговору с уплатой калыма, включавшего одну из трех форм:

  1. Олени (от 2 до 15).
  2. Отработка в семье невесты.
  3. Обмен сестрами между двумя семьями.

В чем заключается предназначение оленеводства

Средство передвижения. Упряжки с оленями позволяют человеку продвигаться на дальние расстояния при отсутствии дорог как таковых. Конструкция упряжки позволяет ей быстро перемещаться по снежному покрову, не застревая в нем. Для этого чаще всего используют ненецкую породу оленей, которые, несмотря на небольшой свой рост, очень сильны и выносливы. А эвенкийскую породу, представители которой обладают крупным телосложением, применяют для транспортировки очень тяжелых грузов.
Мясо-шкурное применение. Оно используется среди всех народов тайги и тундры, обычно это эвенская и чукотская порода оленей. Оленина обладает полезными и ценными свойствами, так как не только считается, но и является наиболее экологически чистой. Выращивание оленей на мясо проходит в зоне, где зачастую нет промышленности, загрязняющей окружающую среду. Шкуру, после отделения от туши, обрабатывают по специальной методике и шьют из неё теплую верхнюю одежду, шапки, обувь.
Получение энергетически ценного и полезного молока. Для этого используется эвенская порода.

Рога. В жилищах охотников и просто людей, любящих экстраординарные украшения своего дома, часто можно увидеть висящие на стене оленьи рога. В древности из них делали ножи, копья, ложки, иглы. Самым гуманным способом получения рогов является период их естественной смены, то есть, когда олень сбрасывает старые рога и на их месте появляются новые. В ином случае, рога берут от убитого животного.
На сегодняшний день большинство фермерских хозяйств максимально обеспечены всеми необходимыми условиями для развития оленеводства. Прежде всего, это огромные территории пастбищ, качественное ветеринарное обслуживание, оптимизированные для размещения животных загоны. В тундре и лесных зонах оленей выпасают кочевым методом. Стадо постепенно продвигается на сотни километров вперед, периодически останавливаясь на промежуточных пунктах. Пастухи и их семьи, подобно своим подопечным, также ведут кочевой образ жизни. Персонал обеспечивается производственным оборудованием и комплексом передвижных домов. На промежуточных пунктах пастухи могут пополнить запасы провианта, и если нужно, найти себе подмену на какое-то время, чтобы ненадолго отлучиться и уладить личные дела.

Безопасность продвижения стада по таёжной зоне иногда обеспечивается разведывательными бригадами, которые движутся на автотранспорте и воздушном транспорте. В обязанности этих людей входит исследовать территорию на предмет обнаружения трясин, непроходимых участков, стай хищников. Для связи с пастухами и между собой бригады используют устройства портативных радиостанций. На мобильную связь можно и не надеяться, так как в тундре и глубокой тайге сотовые телефоны практически бесполезны.

Следует помнить о том, что оленеводство является всего лишь частичной альтернативой выращиванию крупного рогатого скота, овец и коз. Полностью вытеснить эти отрасли оно не сможет, да этого и не нужно. Оленеводство позволяет использовать имеющиеся пастбищные территории в регионах с более суровыми условиями проживания. Этот вид животных способен выживать там, где обычная корова или лошадь будут чувствовать себя очень плохо. К тому же, в зонах, где снеговой покров сходит лишь на 3–4 месяца, и нет обустроенных дорог, оленьи упряжки являются для населения чуть ли не единственным средством передвижения.

Немаловажным является и наличие кормовой базы в тундре именно для оленей — имеется в виду специфический лишайник «ягель» нередко именуемый оленьим мхом. Именно ягель составляет основу рациона северных олений, особенно в зимние месяцы, когда животные добывают корм пробивая копытами глубокий снег в поисках пищи.

Сложности контроля

Численность дикого оленя сокращается не только в Красноярском крае, но и во всех северных регионах страны. Сейчас в России обитает около 900 тыс. особей, а всего несколько десятилетий назад их было 1,5 млн. И, если негативная тенденция сохранится, вскоре животных может стать ещё в разы меньше.

Так, в Эвенкии ещё в 2000-х годах было около 900 тыс. оленей. Уже в 2014 году — 450. А на сегодняшний момент — порядка 300.

Незаконная охота. Что заставляет людей идти на браконьерство?
Подробнее

«Браконьеры пользуются современной техникой, они вооружены и экипированы лучше сотрудников охраннадзора, — говорит Павел Кочкарёв. — Да, некоторые нарушители пойманы, они будут привлечены к ответственности. Но штрафы за незаконную охоту мизерные — 1500 рублей. Представьте себе огромную территорию Эвенкии. И за ней следят всего три инспектора. Проблема не решится, пока у нас не будет достаточно специалистов».

Мнение эксперта

«Ситуация с северными оленями действительно серьёзная. Браконьеры нашли новую тактику. Животных отстреливают в то время, когда они мигрируют — плывут через водоёмы, — отвечает Николай ЗУБОВ, заместитель председателя Общественного экологического совета Красноярского края. — Люди цинично убивают беспомощных животных, в то время как должны заботиться о них. И обязанность государевых служителей — напрячься и решить этот вопрос. А общественность только поддержит самые суровые методы борьбы. Ведь как браконьеры поступают с животными — так и мы должны с ними поступать».

Традиции

Большую роль в жизни эвенков играли анимизм, охотничьи обряды и традиции, проводить которые могли только мужчины. Волк был для эвенков священным животным, на него не охотились. Почитали ворона: считалось, что он передает богам земные вести. Поскольку вороны умели разговаривать, эвенки считали их душами людей, облаченными в птичье обличье. Известны обычаи медвежьего праздника. Медведь считался отцом эвенков, женившимся в древние времена на женщине, давшей жизнь народу. Животное называли «амака» — «дедушка». Вину за убийство на себя не брали, на деревьях схематически вырезали лица, показывая на них говорили: «Это не я убил, это он».Суеверия возникали и на почве представлений, что туша освежеванного медведя похожа на человеческую. Убийство животного сопровождалось родовым сбором, призывом шамана, общим праздником. Кости медведя не разрубали, а разделяли по суставам. В некоторых родах их затем собирали вместе, подвешивали и проводили обряд «борьбы» одного из детей с «воскресшим» медведем. Другие устраивали обряд воздушного погребения медвежьих костей: в древности эвенки использовали его и для соплеменников.

К приходу в регион русских, умерших хоронили в земле, в деревянных ящиках. По представлениям эвенков, в нижнем мире души продолжали жить так же, как в среднем. Однако после смерти все переворачивалось с ног на голову, поэтому умершему в гроб клали вещи из его повседневной жизни сломанными: трубку, лук, стрелы, предметы обихода, украшения.

Язык

Эвенкийский язык принадлежит к тунгусо-маньчжурской семье, наряду с негидальским и эвенским. Охарактеризовать его можно как переходный вариант между тюркскими и монгольскими языками. Отличается сложным многоступенчатым использованием гласных звуков, обилием сложных слов: деепричастий, падежных, глагольных форм. Письменность появилась в 30-х годах прошлого столетия, сначала на основе латинской, затем русской графики. Ранее эвенки использовали примитивные пиктограммы: систему знаков, связанных с кочевками и охотничьим промыслом. Зарубками на деревьях вблизи покинутого стойбища обозначалось время ухода: тупой зубец означал непогоду, острый — солнечный день. Их количество и сочетание определяло время отбытия на кочевку. Если ушедшие люди не планировали возвращаться обратно, еловую ветку клали по направлению пути движения. Сложенная кругом ветка означала намерение вернуться на место стойбища вновь. Особые знаки существовали на охоте:

  • положенная поверх следа палочка — дальше идти нельзя;
  • смотрящая концом вниз стрела, торчащая из зарубки — поблизости расставлены луки-самострелы;
  • чуть скошенная стрела, смотрящая концом вверх — оставивший стрелу охотник далеко;
  • находящаяся в таком же положении ветка — рядом идет охота.

«Мукто задаст!»

Пулемётчики всегда шли в первых рядах наступающих и поливали раскалённым свинцом вражеские траншеи и окопы, подавляли их огневые точки. При отражении контратак опять же большие надежды всегда возлагаются на пулемётные расчёты. Ну а если он ещё при этом не попадает в белый цвет, как в копеечку, а каждая третья-пятая пуля находит свою цель, как это умел делать Мукто, такому расчёту цены нет. Вот почему командир роты Александр Ера был буквально влюблён в своего пулемётчика, промысловика из далёкой неведомой Эвенкии.

Офицер так и говорил: «Многие из нас, Антоша, обязаны тебе жизнью. Но смотри, не зазнавайся». Но Антону такое чувство было вовсе неведомо. Он просто исправно выполнял свою работу и, как бывало в тайге, экономно расходовал патроны, стараясь всегда попадать в цель.


Жизнь ради мира. Воспоминания сибиряков о страшных годах в истории страны
Подробнее

Урона фашистам пулемётный расчёт Мукто наносил немало, поэтому на него всегда велась охота: старались накрыть снарядом или миной, забросать гранатами, поразить из обычного стрелкового оружия, из пулемёта. И не безуспешно. За время участия в непрерывных боях был ранен шесть раз. Его тело рвали минные и снарядные осколки, пронзали пулемётные и винтовочные пули.

После каждого из пяти первых ранений Антон Валентинович, подлечившись в госпиталях, вновь становился в строй, причём всегда возвращался в свою часть, к своему верному, видавшему виды максиму, и рота облегчённо вздыхала: «Живём, наш Мукто им сейчас задаст!» Но шестое ранение окончательно выбило его из строя.

Цинизм зашкаливает

Тысячи лет дикие олени живут на территории Красноярского края. Безусловно, всегда были браконьеры, которые пытались заработать на этом деньги. Но последняя проверка в Эвенкии поразила всю страну. В ходе рейда, организованного инспекторами Госохотнадзора края, сотрудниками полиции и специалистами заповедника «Центральносибирский», было обнаружено более 800 мест незаконной добычи животных. Группа прошла 1500 км и просто ужаснулась масштабам бойни — на местах зимовок уничтожено около 20 тыс. оленей. Ещё около 300 раненых животных, пытаясь спастись, уходили в тайгу и погибали.

«Люди перестали соблюдать традиционные способы добычи зверя. Такое ощущение, что просто идёт расстрел. Кому-то захотелось продать язык оленя, другому — ногу, третьему — филейную часть. Браконьеры отрезают то, что им нужно, и бросают животных. Ещё мы заметили, что рядом с остановочными местами охотников убито вообще всё живое, что попадается на пути. Будь то дятел или глухарь, который пролетал рядом. Самое ужасное, что сейчас самки диких оленей на последних стадиях беременности. Представляете, какой ущерб популяции? И всё из-за того, что кто-то хочет получить прибыль от лакомых кусочков мяса», — рассказывает Павел КОЧКАРЁВ, директор Центральносибирского биосферного государственного природного заповедника.

20 тыс. северных оленей за один сезон убили браконьеры. Фото: Центральносибирский заповедник/ Фото: Павел Кочкарёв

Кроме того, туши животных не перерабатывают полностью и не утилизируют останки. А это может грозить вспышками инфекций, которые в свою очередь могут быть опасны и для людей.

Жилище

Традиционное жилище эвенков — чум-урус конической формы. Основа из плотно собранных жердей зимой покрывалась оленьими шкурами. Летом — прокопченными и вымоченными берестяными покрывалами: обработка материала давала мягкость, прочность, делала его непромокаемым. Покидая место стоянки, основу из жердей сохраняли, с собой забирали шкуры, бересту, утварь.В центре уруса располагался открытый очаг или мазаный глиной камин, сверху размещали жердь для котла. Задняя часть чума предназначалась для почетных гостей, заходить на нее женщинам не полагалось. Оседлые эвенки проживали в полуземлянках с плоской крышей, скотоводы строили юрты, наподобие монгольских.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий