9 заблуждений о настоящих рыцарях, которые нам навязали фильмы и сериалы

5.

Сходить поглазеть на чужую смерть в средневековье было также нормально, как сейчас посетить концерт поп-группы. На казни приходили целыми семьями, не забывая дома детей, и прихватывали с собой кое-какую нехитрую еду, в качестве попкорна.
Приговоренному редко удавалось быстро распрощаться с жизнью, так как показательная часть наказания играла важную роль. Смертника пафосно везли к месту казни на повозке, в сопровождении глашатаев, громко выкрикивающих список его преступлений или волокли сквозь толпу, награждая тумаками и зуботычинами. Все зависело от статуса жертвы и милосердия его палачей.

После завершения казни событие смаковалось и обсуждалось, а на следующий день можно было увидеть театрализованное представление, посвященное казни или купить у торговцев листок с «поэмой», то есть последними словами приговоренного.

Конкурирующая гипотеза

Эта идея идет вразрез с гипотезой, восходящей к 1960-м годам и известной как «модель человека-охотника», которая все чаще опровергается. Это говорит о том, что охотой, и особенно охотой на крупную дичь, в основном, если не исключительно, занимались мужчины — члены обществ охотников-собирателей.

Эта гипотеза основана на нескольких различных фактах

Вероятно, самое важное, что она рассматривает недавние и современные общества охотников-собирателей, с целью понять, как они могли быть организованы в более глубоком прошлом

Ее нашли с полусогнутыми ногами, рядом с которыми была аккуратно разложена коллекция каменных инструментов. Фото: advances.sciencemag.org

Стереотипное представление о группах охотников-собирателей состоит в том, что они предполагают гендерное разделение труда, причем мужчины охотятся, а женщины, скорее всего, остаются ближе к дому с маленькими детьми или рыбачат и собирают плоды, хотя даже в этом случае есть некоторые различия. Например, среди собирателей Агта на Филиппинах женщины являются основными охотниками, а не помощниками.

Некоторые современные охотники-собиратели все еще используют атлатлы сегодня, и некоторые люди также любят использовать атлатлы в соревнованиях по метанию, в которых регулярно принимают участие женщины и дети

Археологи, изучающие данные этих событий, предполагают, что атлатлы вполне могли быть «уравнителями» — облегчать охоту как женщинам, так и мужчинам, возможно, потому что они уменьшают важность размера тела и силы

Новое исследование еще больше развенчивает эту гипотезу, добавляя кое-что к нескольким предыдущим археологическим находкам. Например, на стоянке Сунгирь возрастом 34 тысячи лет в России археологи обнаружили захоронение двух подростков, один из которых, вероятно, был девочкой в возрасте от 9 до 11 лет. Оба человека имели физические отклонения и были похоронены с 16 копьями из слоновой кости мамонта — невероятное подношение того, что, вероятно, было ценным охотничьим инструментом.

Раскопки в Виламая Патья. Фото: Randall Haas / Университет Калифорнии / theconversation.com

В 2017 году знаменитое захоронение воина-викинга из Швеции, обнаруженное в начале XX века и долгое время считавшееся мужским, было признано женским. Это открытие вызвало значительные и несколько неожиданные дебаты и указывает на то, как наши собственные современные представления о гендерных ролях могут влиять на интерпретации более поздней истории.

Утверждалось, что различие между «рабочими местами для мальчиков и рабочими местами для девочек», как выразился один бывший британский премьер-министр, может иметь эволюционные преимущества. Например, он может позволить беременным и кормящим матерям оставаться рядом с домашней базой, защищая себя и детей от вреда. Но мы все больше убеждаемся в том, что эта модель слишком упрощена.

Поскольку охота является краеугольным камнем выживания для многих высокомобильных групп охотников-собирателей, участие всего сообщества также имеет хороший эволюционный смысл. Прошлое, как говорят некоторые, — это чужая страна, и чем больше у нас доказательств, тем более изменчивым кажется человеческое поведение.

Аннениеки Милкс, перевела Анна Николаева

ОбществоИстория

Средневековое застолье в замке сеньора

Стол в огромном зале донжона замка собирали из досок, которые специально клали на козлы. Белая скатерть — огромная редкость, предназначенная исключительно для праздничных дней. О столовых полотенцах речи даже не шло. А золотая или серебряная посуда находилась в серванте: часто графы и герцоги использовали оловянную или глиняную кухонную утварь.
Вилки и ложки зачастую отсутствовали, а нож был один на пару, сидящую рядом. Супы, гуляш или каши ели из посуды с «ушками», которые также были рассчитаны на двух человек. Хлебали по очереди. Мясо, рыба и более твёрдая пища подавалась на больших кусках хлеба, которые были пропитаны соусами или соками. Гости за столом разделывали их ножом, а потом с удовольствием поглощали яства без столовых приборов.

Вино перед трапезой наливали в чаши на несколько человек: соседи за столом либо пили из одной емкости, либо использовали индивидуальные кубки (если таковые были у хозяина поместья). Виночерпий по требованию гостей обновлял сосуды с вином.

Только что приготовленные блюда на стол приносили накрытыми полотенцем. Оно снималось в момент подачи гостю. Подобный обычай существовал не только как способ сохранения температуры блюда, но и как мера безопасности: считалось, что таким образом можно помешать отравлению еды. Литература повествует также о специальных слугах, которые занимались дегустацией приготовленной пищи. Существуют и совершенно фантастические рассказы об профилактических свойствах зуба змеи и рога единорога, с помощью которых выявляли яд в блюде.

Готовка дичи. ()

Сам порядок подачи яств на трапезе плохо освещён в источниках той поры. Хроники и литературные произведения той эпохи рисуют совершенно полярную картину. Обед в замке гостеприимного сеньора открывали и пирогами, и супом, и сырами, и даже фруктами. Хотя пироги в отдельных случаях являлись финальным пунктом в банкете хозяина поместья и его гостей.
Средневековые миниатюры изображают господский стол со всеми блюдами сразу: горячие и холодные закуски, дичь, соленья и сладости. Неудивительно предположение, что на подобной трапезе ели всё и сразу. Но если мы говорим о мясных и рыбных блюдах, то крупную дичь ели в первую очередь, а затем — птицу и рыбу. Употребление выпивки завершалось сладкими винами (ликёрами) или особой настойкой с пряностями.

Продолжительность подобного мероприятия варьировалась от пяти до восьми часов. Обед длился около полутора часа, а ужин — два с половиной и более. Вечерняя трапеза затягивалась, ведь гостей ждала развлекательная секция — жонглёры, паломники с рассказами о путешествиях, труверы со стихами и музыкальное сопровождение.

Охота на ведьм — причины

Наибольшее развитие преследование колдовавших людей получило в Средние века. В это время в Европе происходили массовые казни тех, кто обвинялся в данном преступлении. Историки, изучающие это явление, утверждают, что причинами подобного деяния стали экономический кризис и голод. Согласно имеющимся данным, охота за ведьмами являлась своеобразным способом уменьшения народонаселения европейских стран.

Сохранившиеся записи тех времен подтверждают, что тогда в ряде государств произошел демографический подъем. В этот же период началось изменение климатических условий, что и привело в конечном итоге к недостатку сельскохозяйственной продукции и упадку животноводства. Голод и грязь спровоцировали вспышки чумы. Уменьшение количества народонаселения при помощи массовых казней частично решала проблемы.

Почти никто не завтракал

Для современного человека завтрак считается одним из самых важных приёмов пищи. В Средневековье же почти никто не завтракал. Так, например, философ-теолог Фома Аквинский говорил, что слишком ранний приём пищи является одним из способов совершить смертный грех — чревоугодие. По сути, завтрак считался оскорблением Бога и самого себя.

Чаще всего люди, чтобы не нарушать пост и не гневить Бога, пропускали завтрак и вместо этого съедали лёгкий обед, а вечером у них был сытный ужин. Некоторые ещё добавляли так называемый задний ужин, когда употреблялись вино или эль, но это не одобрялось. У крестьян было что-то вроде завтрака, но им являлся, как правило, небольшой кусок хлеба, съедаемый для того, чтобы не свалиться в голодный обморок во время работы в поле.

7. Люди ели почти всё, что попадало под руку

Если бы ты являлся крестьянином в средневековой Европе, то увидеть мясо мог разве что на телеге, которая везла свиную тушу в замок местного феодала. Поэтому приходилось есть не говядину со свининой и даже не курицу, а что-то другое, что является источником животного белка.

Однако и богатые люди не были привередливы в еде, ведь только после начала Ренессанса знать принялась соревноваться в дороговизне продуктов. А в Средние века на столах как крестьян, так и богатых людей можно было увидеть скворцов, стервятников, чаек, бакланов, морских свинок, тюленей, китов, ежей и подобных существ, которых в наше время никому не придёт в голову готовить.

8. Фасоль была одним из главных блюд на столе

Это сейчас фасоль можно встретить только на столах адептов полезного питания или просто любителей этих бобов. А в X веке, когда она и другие бобовые культуры начали распространяться по Европе, это было настоящим спасением, ведь до этого простые люди практически не получали белка.

В результате массового выращивания бобовых крестьяне могли употреблять больше белка, что привело к улучшению их здоровья, повышению продолжительности жизни и количества детей, что, по мнению некоторых историков, позволило достаточно быстро восполнить потери населения после Юстиниановой чумы VI века, вследствие которой в Европе погибло до 25 миллионов человек.

9. Десерты были своеобразной паузой между основными блюдами

Сейчас десерт — это отдельное блюдо, которое подаётся в финале трапезы. Но в Средневековье застолья включали в себя множество блюд, подаваемых одновременно, а десерты были своеобразной паузой между ними, позволяющей убрать послевкусие и подготовиться к новому блюду.

Само собой, речь идёт о более обеспеченных слоях населения, а не о крестьянах, которые, как мы уже сказали ранее, ели в основном хлеб.

10. Средневековая диета была полезна для сердца

Более того, она была даже полезнее, чем современные диеты. Всё потому, что человек той эпохи подвергался гораздо меньшему риску развития ишемической болезни сердца и диабета из-за того, что в его рационе не было такого большого количества сахара и он много занимался физическими упражнениями. Конечно же, речь об усердной работе в поле, а не о ленивых жимах штанги в тренажёрном зале.

Некоторые исследователи говорят, что средневековая диета, возможно, является лучшей моделью питания для современного человека и превосходит по эффективности даже средиземноморскую диету.

Бедные рыцари

Бедные рыцари, у которых в распоряжении была небольшая деревня и десяток-другой крестьян, вместе с простым людом обрабатывали землю. Перед высадкой растений и рассады они лично становились за плуг и вспахивали землю.

Бедность была наследственной, потому что родительские владения доставались старшему сыну. Младший получал лишь коня и доспехи и отправлялся искать счастья и удачи по миру.

Не у всех получалось. Некоторые рыцари становились грабителями, ворами, забывали о данной клятве и идеалах. Отступники без жалости расправлялись с детьми, стариками, женщинами.

Идеология рыцарства формировалась постепенно – от образа малограмотного крестьянина, ступившего на воинскую стезю, до элегантного  аристократа. Образ шлифовался и обрастал мифами, преувеличениями, пока не стал синонимом верности и благородства – именно такие ассоциации он вызывает у современников.

Как выглядела деревня в средневековье

К началу X века в Европе сформировались феодальные вотчины и отдельные поместья, на землях которых трудились крепостные крестьяне. В это время все территории были поделены между господами: поля и луга, озера и реки, холмы и овраги.

Типичная средневековая деревня представляла собой 12−15 дворов. Поселение считалось крепким и богатым, если количество дворов превышало 40. При этом людские селения в горных районах, насчитывающие 15−20 человек, назывались хуторами, то есть не считались деревней как таковой.

План средневековой деревни — это дорога, по обе стороны которой располагаются деревянные дома. Такая схема расположения была крайне удобной: все видели друг друга и в случае необходимости могли прийти на помощь.

Жилье европейцы обычно возводили из крепких пород древесины и для тепла обмазывали щели глиной. Такой дом легко нарисовать и построить. Крыша изготавливалась из соломы, хотя особенно состоятельные жители могли использовать черепицу из закаленной глины с песком.

Центром поселения всегда являлась усадьба феодала. Обычно название селения как-то связывалось с фамилией владельца. Изначально усадьба строилась как большой и просторный дом, позже знать стала селиться в каменных замках.

В стенах усадьбы размещались амбары и конюшни, псарни и птичники. Господа любили развлекаться соколиной охотой или погонями за косулями на лошадях. Конспект 6 класса обычно указывает предпочтения феодалов к активному досугу и вечерним балам.

Уже за стенами вотчины располагались крестьянские наделы. У каждой семьи был свой участок почвы и свои территории для выпаса скота или гусей. При этом закрепощенные люди платили феодалу оброк в виде части своего урожая и скота.

Любопытным фактом считается, что в средневековой Европе любой дом относился к категории движимого имущества, так как при вынужденном переселении семья могла быстро разобрать жилище и перевезти его на новое место. А переезжать с места на место деревням приходилось часто — из-за постоянных военных стычек между феодалами.

Более крупные зажиточные поселения, которые могли отстоять свои территории, строили церковь. Обычно проект такого строительства подразумевал использование площади в центре села. Возле церквей рыли колодцы, так как считалось, что вода у святого места дарует здоровье и долголетие.

Именно колодцы служили местом встречи крестьян для разных целей:

  • обсуждение новостей;
  • воздаяние молитв на церковной территории;
  • смотрины будущей жены.

Рыцари — элита государства

В идеале рыцаря должно было отличать не только благородное происхождение. Они должны были быть христианами, защитниками церкви, образцами храбрости и мужества, носителями чести и достоинства. Рыцари выступали в походе своего господина против другого феодала, участвовали в крестовых походах как проповедники христианства. В свободное от войны время устраивались турниры, участие в которых рыцари считали за честь. Ведь это была возможность продемонстрировать свою воинскую доблесть.

И все же многие из рыцарей считались отъявленными негодяями, грабившими простой люд, к которому относились с презрением. Во Франции при короле Карле VI рыцари стали элитой государства. В основном это были те же аристократы, появлявшиеся на публике или на турнирах в окружении целого эскорта. Но встречались и бедные «однощитные» рыцари, стоявшие на низшей ступени иерархии. Каждый рыцарь, кроме короля, подчинялся своему повелителю.

Примечательный факт: если в X, XI веках рыцарем мог стать каждый, то уже в 12 веке появились ограничения. При короле Людовике VI людей из низших сословий принародно лишали этого благородного звания, отбивали шпоры на навозной куче.

Феодалы в Западной Европе

Богатый феодал эпохи позднего Средневековья. Портрет французского посланника в Англии работы Ганса Гольбейна младшего, 1533 год.

В Западной Европе в Средние века феодалы были выстроены в феодальную лестницу: нижестоящий (рыцарь) получает за службу земельный надел (лен, феод или фьеф) и крепостных у вышестоящего (барона). Во главе феодальной лестницы стоял король, но его власть обычно была значительно ослаблена по сравнению с полномочиями крупных сеньоров, которые, в свою очередь, не имеют абсолютной власти над всеми землевладельцами, стоящими ниже их в феодальной лестнице (принцип «вассал моего вассала — не мой вассал», действовавший во многих государствах континентальной Европы). Крестьяне трудились на землях, принадлежащих феодалам всех уровней, платя им барщиной или оброком.

Во времена установления феодализма в Западной Европе владение крупного феодала напоминало самостоятельное государство.

Права феодала:

  • сбор налогов с населения его феода;
  • суд над жителями;
  • объявление войны другим феодалам и заключение мира с ними;
  • обеспечение безопасности вверенного феода.

Между сеньором и вассалом заключался устный договор. Вассал обязывался верно служить господину, а сеньор обещал вассалу поддержку и покровительство. Однако договор нередко нарушался. Вассалы нападали друг на друга, на владения своего сеньора. Шли непрерывные междоусобные войны. Их целью был захват:

  • земель, населённых крестьянами;
  • знатного соседа, с которого требовали выкуп за освобождение;
  • добычи (грабёж чужих крестьян, церквей и тому подобное).

Ричард Львиное Сердце (1157-1199)

Ричард Львиное Сердце – единственный король-рыцарь в нашем списке. Кроме общеизвестного и героического прозвища было у Ричарда и второе — «Да и нет». Его придумал другой рыцарь, Бертран де Борн, окрестивший так молодого принца за нерешительность.

Уже будучи королем, управлением Англией Ричард совершенно не занимался. В памяти потомков он остался бесстрашным воином, заботившимся о личной славе более, чем о благополучии своих владений. Практически все время своего царствования Ричард провел за границей.

Он принял участие в Третьем крестовом походе, завоевал Сицилию и Кипр, осадил и взял Акру, однако на штурм Иерусалима английский король так и не решился. На обратном пути Ричард попал в плен к герцогу Австрии Леопольду. Только богатый выкуп позволил ему вернуться домой.

После возвращения в Англию Ричард ещё пять лет воевал с французским королем Филиппом II Августом.  Единственная крупная победа Ричарда в этой войне — взятие Жизора под Парижем в 1197 году.

Дворянская охота: необходимость и опасное хобби

Данный вид досуга был доступен в любое время года. Это страсть, азарт и адреналин. Например, французский король Филипп II Август ходил на охоту каждый день после обеда: при любых обстоятельствах — хоть на войне или в Святой земле. Охота — это не только развлечение высокого сословия, но и жизненно важная необходимость. Стол дворянина был немыслим без мяса дичи, а скот, домашние животные и даже крестьяне в поместье нуждались в защите от хищников.

В начале XI века особую популярность обретает соколиная охота — опасное, но одновременно изящное увлечение знати. Из средневековых хроник мы узнаём о ней из истории коронации первого правителя германского королевства — Генриха I Птицелова из Саксонской династии. Это целая наука, изучению которой молодой дворянин посвящал несколько часов в день. Теоретическая база этого занятия сформировалась на Сицилии. Воспитание пернатого хищника и каждодневный уход за ним, тренировки жестов и посвистываний — дело крайне непростое. На подготовку птицы к охоте уходил целый год. О стоимости подобных мероприятий говорить ни к чему: очевидно, что очень дорого. Подарить сокола другому господину мог лишь очень обеспеченный князь. Жизнь птицы пытались продлить с помощью специализированных рецептов знахарей, которые рекомендовали поить хищника горячим вином с толчёным перцем или кормить его салом, смазанным мёдом. Однако неизвестно, насколько действенны были подобные рецепты.

Подготовка к пиру

Пир для каждого знатного хозяина было ответственным делом. Необходимо было не опозориться перед соседями. Иногда хозяева брали в долг, лишь бы устроить обильное застолье.

Подготовка к пиру начиналась за неделю. Закупались продукты, слуги на кухне (иногда их было несколько сот) спешно придумывали рецепты блюд. В большом зале ставили опоры, на них настилали крепкие доски – вот стол и готов.

С самой высокой башни трубили в горн. Значит, гости собрались, и пир начинался. Кавалеры и их дамы рассаживались за стол согласно регламенту. Кого считают более знатным и важным того усаживают ближе к хозяину. Перед трапезой гостей обходят слуги с кувшином и полотенцем. Они необходимы, чтобы гости вымыли руки. Это обязательная процедура, ведь приборами в то время пользовались немногие, а кушанье брали прямо руками.

Во главе стола сидел распорядитель пира. В его обязанности входило следить, чтобы у всех гостей было налито вино, а подносы не пустовали. Он же проверял каждое блюдо, их во время пира меняли не меньше 20 раз. Иначе соседи будут говорить, что хозяин на пир поскупился.

Королевские леса

Королевский лес был землей, отведенной королю для охоты и лесного хозяйства; он включал леса, пустоши и сельскохозяйственные угодья. В XII веке почти треть территории Англии была отведена под королевский лес. Только королю и другим разрешенным представителям знати было разрешено охотиться на дичь в назначенной области. Чтобы сохранить это ограничение, был введен лесной закон для обеспечения соблюдения границ. Специальные должностные лица, известные как отвечали за соблюдение . Лесники были одними из самых ненавистных королевских чиновников, поскольку они часто были коррумпированы, имея репутацию незаконных побочных доходов на королевской лесной собственности путем земледелия, добычи природных ресурсов и браконьерства. Они ввели множество наказаний за браконьерство, фермерство и другие незаконные действия в королевском лесу. Обычной дисциплиной были большие штрафы и тюремное заключение. В то время как лесники отвечали за соблюдение лесного законодательства, иногда король привлекал местного шерифа для участия. Однако охота была не единственной функцией королевского леса. Короли также использовали эти территории для выращивания крупного рогатого скота, земледелия и добычи земельных ресурсов. Они также служили заповедниками для всех видов диких животных. Король Англии Генрих I был известен своим увлечением домашними животными. В его парках были дикие животные, такие как львы и леопарды. Лесные законы в отношении охоты создали классовые различия. Король Англии Ричард II издал первый закон об охоте в 1390 году. Он содержал требование определенной ценности в отношении наличия охотничьих собак или другого охотничьего снаряжения.

Браконьерство

В средние века браконьерство было обычным преступлением. Это был поступок, в котором участвовало все общество, и которое оно широко терпело. Этим незаконным актом занимались всевозможные браконьеры, но иногда это была высокоорганизованная деятельность. Браконьеры работали кольцами для достижения своих целей. Они переманивали дичь в королевских лесах и продавали их простолюдинам с целью получения прибыли. Иногда эти кольца работали на других лордов и даже на монахов. Лорды и монахи, в свою очередь, либо сохраняли игру для собственного потребления, либо продавали ее на общем рынке с целью получения прибыли. Игра будет не единственным предметом, добытым из королевских лесов. Многие искали его ресурсы с древесиной, в частности, очень востребованным товаром. Часто аресты браконьеров не заканчивались чисто. Браконьеры сопротивлялись аресту, иногда прибегая к нападению и расстрелу лесников, чтобы спастись. Есть зарегистрированный случай, когда святой Томас Беккет совершил чудо, исцелив лесничего, выстрелившего в горло браконьерами. Иногда дворяне занимались браконьерством, либо забирая больше дичи, чем разрешено, либо охотясь в закрытой зоне.

Товарно-денежное хозяйство

Развитие ремесла, торговли, банков подрывало господство натурального хозяйства. Если раньше крестьяне производили продукты только для собственного потребления и для уплаты оброка, то теперь они производили их и для продажи в городе. Феодалы тоже начали посылать в город для продажи продукты из своих поместий. А ремесленники вообще производили свою продукцию только для продажи. Продукция, предназначенная для продажи, называется товаром.

И ремесленники, и крестьяне, и феодалы за проданные товары получали деньги. Натуральное хозяйство стало уступать место товарно-денежному.

С развитием товарно-денежного хозяйства в жизни феодальной Европы произошли большие перемены. Установились торговые связи между различными областями. Например, Южная Франция производила теперь оливковое масло не только для себя, но и для продажи на Севере страны. Север Франции снабжал южные области своими сукнами, а из Восточной Франции привозили в другие районы железо. Юг, Север и Восток Франции уже не могли существовать друг без друга и стремились к объединению в едином государстве.

Усилились торговые связи и между отдельными странами. Жители разных стран лучше узнавали друг друга, обменивались ремесленными изделиями, передавали друг другу свои познания. Значит, с развитием товарно-денежного хозяйства двинулось вперёд и развитие культуры.

Но жизнь крестьян стала ещё более тяжёлой. Феодалам нужно было всё больше денег для того, чтобы покупать в городе различные предметы, дорогое оружие, тонкие сукна, вина, пряности. Эти деньги они стремились получить от крестьян и стали требовать уплаты оброка деньгами. Почти все деньги, которые крестьянин получал от продажи продуктов в городе, он должен был отдавать феодалу. Другие феодалы сами стремились выручить побольше денег от продажи собственных продуктов на городском рынке. Для этого они увеличивали оброк продуктами или заставляли крестьян больше работать на барщине. Феодальный гнёт становился невыносимым. Крестьяне всё чаще восставали против феодалов.

Развитие товарно-денежного хозяйства вело к усилению классовой борьбы между крестьянами и феодалами.

Охота на животных в средневековье

В средние века самым распространенным животным, на которое охотилась средневековая европейская знать, был олень определенного возраста и породы, известный как олень. Охота на оленя обычно велась с помощью гончих. Затем охотничий отряд использовал гончих, чтобы загнать оленей в погоню. Когда олень становился достаточно медленным, ведущий охотник из охотничьего отряда убивал его мечом или копьем. Кабаны и волки были двумя другими известными животными, на которых подобным образом охотились в

Терминология средневековой охоты

В средневековье охота стала повсеместной в континентальной Европе; в частности, во времена правления франкских королей и продолжалось в средние века. В то же время был разработан обширный словарь конкретных терминов, связанных с охотой, сначала во Франции, а затем распространился по всей Европе.

Этот массивный набор терминологии стал частью средневековой охотничьей культуры. Так как ожидалось, что охотники будут систематически информироваться и обучаться такой терминологии, чтобы стать успешными охотниками.

Справка

  1. Гриффин, Эмма (2007). Кровавый спорт: Охота в Великобритании Начиная с 1066 года . п. 296. ISBN. 978-0300116281.
  2. Вулгар, С.М., Уолдрон, Т., и Сержантсон, Д. (2006). Еда в средневековой Англии . Электронная книга: издательство Оксфордского университета. С. 191–280. ISBN .
  3. Грин, Джудит А (2013). «Лесные законы в Англии и Нормандии в двенадцатом веке». Институт исторических исследований . 86, Issue 233: 416–431 — через базу данных Университета Виннипега.
  4. Робин С. Оггинс (2004). Короли и их ястребы: соколиная охота в средневековой Англии . Издательство Йельского университета. п. 15. ISBN 978-0-300-10058-7.

Король Вильгельм I и король Гарольд II в Англии , Гобелен Байе .

Искусство и символика

Как все остальное в Средневековье, охота была полна символики. Религиозная символика была распространена; олень или единорог часто связывались с Христом, но сама охота могла одинаково быть замечена как поиски христианина правды и спасения. В более светской литературе, романы, например, охотник, преследующий его карьер, часто использовался в качестве символа борьбы рыцаря за пользу его леди.

Агиография, особенно жизни Святого Юстаса, Святого Хьюберта и Святого Джулиана предоставила много возможностей средневековым художникам выразить охоту в иллюминированных рукописях и витраже. «Незначительные искусства», такие как деревянные комоды, гобелены и настенная живопись также изображают такие сцены. В 14-х и 15-х веках самые подробные охотничьи изображения найдены в иллюминированных рукописях.

Последствия браконьерства

Мемориал носорогам, убитым браконьерами, недалеко от устья Сент-Люсии , Южная Африка

Пагубные последствия браконьерства могут включать:

  • Исчезновение лесов: хищники , травоядные и позвоночные, питающиеся фруктами, не могут восстановиться так быстро, как их удаляют из леса; по мере того, как их популяции сокращаются, картина хищничества и распространения семян изменяется; виды деревьев с крупными семенами постепенно доминируют в лесах, в то время как виды растений с мелкими семенами вымирают на местном уровне .
  • Сокращение популяций животных в дикой природе и возможное исчезновение.
  • Эффективный размер охраняемых территорий уменьшается, поскольку браконьеры используют края этих территорий как ресурсы с открытым доступом .
  • Направления туризма дикой природы сталкиваются с негативной рекламой; те, у кого есть разрешение на землепользование в дикой природе, туристические компании и операторы размещения, теряют доход; возможности трудоустройства сокращаются.
  • Возникновение зоонозных заболеваний, вызванных передачей очень вариабельных цепочек ретровирусов :
    • Вспышки вируса Эбола в бассейне Конго и в Габоне в 1990-х годах были связаны с разделкой обезьян и потреблением их мяса.
    • Вспышка атипичной пневмонии в Гонконге связана с контактом и потреблением мяса пальмовых циветт в масках , енотовидных собак , китайских хорьков-барсуков и других мелких плотоядных животных, которые продаются на рынках дикой природы южного Китая .
    • Охотники за мясом диких животных в Центральной Африке, инфицированные человеческим Т-лимфотропным вирусом, подвергались тесному контакту с дикими приматами .
    • Результаты исследований диких центральных шимпанзе в Камеруне показывают, что они естественным образом инфицированы обезьяньим пенистым вирусом и представляют собой резервуар ВИЧ-1 , предшественника синдрома приобретенного иммунодефицита у людей .

Обряд посвященияПравить

Уже во временаТацитавручение оружия молодому германцу в присутствии народного собрания обозначало его совершеннолетие. Оружие вручал кто-нибудь из вождей племени, либо отец, либо родич молодого человека.Карл Великийв 791 г. торжественно опоясал мечом своего 13-летнего сына Людовика, а Людовик, в 838 г. — своего 15-летнего сына Карла. Этот немецкий обычай лег в основу средневекового посвящения в рыцари, как члены воинского клана. Посвящение в рыцари в средневековых латинских текстах обозначалось словами «надеть воинский пояс».

Рыцарем на протяжении долгого времени мог стать каждый. Сначала рыцарство д

«Посвящение в рыцари», Эдмунд Блер Лейтон (1853—1922)

авалось, по немецкой традиции, в 12, 15, 19 лет, однако в XIII столетии заметно желание отодвинуть его до совершеннолетия, то-есть до 21-го года. Каждый рыцарь мог посвящать в рыцари, но чаще это делали родственники посвящаемого, сеньоры, короли и императоры стремились оставить это право за собой.

В XI—XII ст. к немецкому обычаю вручения оружия присоединился обряд подвязывания золотых шпор, надевания кольчуги и каски, принятия ванны перед одеванием. Сolée, или удар ладонью по шее, вошел в употребление позднее. Он был для рыцаря проверкой смирения и распространялся с севера. Некоторые исследователи связывают его с Римским актом освобождения (для несвободного всадника принятие в рыцари было фактически освобождением). Это единственный удар за всю жизнь рыцаря, который он мог получить, не возвращая. Ближе к концу обряда рыцарь вскакивал, не касаясь стремен, на коня, скакал галопом и ударом копья поражал манекены, установленные на столбах. Иногда сами рыцари обращались за освящением оружия к церкви, таким образом стали проникать в обряд христианские обычаи.

Однако вначале церемония посвящения носила светский характер. Тем не менее, влияние церкви на военное сословие было ощутимым, вначале через присягу на верность, потом через присягу Земному или Божественному свету, наконец — через обряд освящения оружия перед вручением его воину при достижении зрелости. «Верность» включает исполнение христианского долга служить Богу, защищать церковь, вдов, сирот, обязательство придерживаться справедливости и т. д.

Так церковь включила посвящение в религиозные рамки, превратила в религиозную церемонию. Посвящение чаще всего совершалось в праздники: Рождество, Крещение, Пасху. Возник обычай «ночной стражи»: перед посвящением, вечером, посвящаемый должен был отправиться в церковь и провести в храме у алтаря всю ночь. Он должен был не спать и молиться. На рассвете ночная стража заканчивалась, и церковь наполнялась людьми. Посвящаемый должен был выстоять мессу, исповедоваться, причаститься, потом положить свое оружие на алтарь и опуститься на колени перед священником, который благословлял его меч и потом, с молитвой, вручал его. Благословляя оружие, церковь вселяла мысль, что рыцарь должен быть христианским воином и защитником церкви. Потом проводилась светская часть: опоясывание мечем, «удар», «чучело», иногда священник не только освящал меч, но и опоясывал рыцаря.

Стремена и сёдла

Но без жёсткого седла и стремян использовать тактику таранного удара было невозможно: всадник, попытавшийся с разбегу ударить врага копьём, вылетел бы из седла, превратившись в лёгкую добычу. Кавалеристам Античности приходилось изо всех сил сжимать ногами бока коня и сближаться относительно медленно, чтобы инерция была не столь велика.

С появлением жёсткого седла всадник мог не просто сидеть верхом на лошади, а устроиться на прочной, хорошо зафиксированной конструкции. Жёсткое седло использовали уже римляне. Парфяне благодаря ему применяли копейный удар — пусть и производимый на медленном аллюре.

Китайский рельеф, 7 в.н.э.(источник фото)

Вопрос о том, где изобрели стремена, до сих пор дискуссионный. Согласно одной из версий, изобретение, в корне изменившее всю военную науку, появилось приблизительно в III–IV веках в Южной Сибири. Люди таштыкской культуры стали использовать стремена, которые очень быстро распространились по всей Евразии. Эта новинка сделала возможным возникновение рыцарства. Ведь теперь всадник получил надёжную опору для самого мощного удара.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий