Меры безопасности на льду, спасение провалившегося под лёд

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Проверить наличие спасателей, их физическое состояние, нуждающихся в медицинской помощи отправить в медпункт. 5.2. Привести в порядок спецодежду, спасательные средства (спасательные нагрудники после использования своевременно промывают теплой водой с мылом, просушивают, осматривают и испытывают на прочность, конец Александрова своевременно моют и сушат, хранят в подвешенном состоянии, так, чтобы он не касался земли, канат конца Александрова испытывают на прочность; спасательные средства при необходимости подкрашивают, резиновые изделия просыпают тальком). 5.3. Средства защиты органов дыхания протереть спиртом в местах контакта с лицом и ротовой полостью, просушить. 5.4. Привести в порядок плавсредства, инженерную технику, инструменты, оборудование, провести очередное регламентное обслуживание согласно технологических карт. 5.5. Привести в порядок водолазное снаряжение, протереть спиртом места контакта с лицом, уложить на штатные места, в последующем дозарядить баллоны сжатым воздухом. 5.6. Доложить командиру группы или ответственному за проведение работ о выполненных работах, о замеченных неисправностях в технике, инструменте, оборудовании и т. д. 5.7. Организовать проведение необходимых санитарно-гигиенических мероприятий.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При падении в воду необходимо: — сделать глубокий вдох и постараться принять вертикальное положение; — в воде вести себя спокойно, не поддаваться панике, не растрачивать силы на ненужные движения. — при приближении спасателей подавать сигналы поднятием руки, а также свистом; — спешить к берегу или к спасательной шлюпке только в случае, если они находятся на расстоянии, на преодоление которого требуется не более 30-40 мин без истощения сил; — находясь в холодной воде, принять свободную позу, по возможности согнуть ноги с поднятыми коленями, прижать руки к бокам и груди. Время от времени выполнять непродолжительные физические движения или напрягать попеременно мышцы ног, живота, рук и шеи; — при падении в воду нескольких человек — сгруппироваться, прижаться друг к другу, положить руки друг другу на плечи — для сохранения тепла; — при падении под лед освободиться от верхней одежды и обуви, спокойно опереться локтями об лед, перевести тело в горизонтальное положение так, чтобы ноги были у поверхности воды, ближнюю к кромке льда ногу вынести на лед, переворачиваясь на спину, выбраться на лед, отползти от опасного места. 4.2. При обнаружении неисправностей водолазного снаряжения или плохом самочувствии спасателя-водолаза необходимо прекратить работу, доложить командиру спуска и, проявляя хладнокровие, действовать в соответствии с его указаниями. 4.3. При обнаружении неисправностей в плавсредствах, в используемой технике, оборудовании, снаряжении, а также при получении травмы во время работы следует, при необходимости, закончить технологическую операцию, остановить работу техники (инструмента), немедленно доложить ответственному за проведение работ.

Особенности

Уже само название говорит о том, что шахтный самоспасатель надо будет использовать в шахте (в закрытых подземных выработках). В отличие от противогазов и продвинутых респираторов такие аппараты не предназначены для длительного пребывания в токсичной атмосфере.

Составными частями устройства являются:

  • корпус;
  • очки;
  • мешок дыхательный;
  • механизм для пуска;
  • загубник;
  • гофрированная трубка;
  • зажим для носа.

С помощью самоспасателя можно ликвидировать первичные последствия аварий на горнодобывающих шахтах. Но эти модели также применяются на самых разных индустриальных объектах. Так как предусматривается автоматический пусковой блок, самоспасатели без усилий человека будут оценивать ситуацию. Если атмосфера будет загазованная, устройство начнет действовать. При нарушении герметичности индикатор краснеет.

Таежный и субропический вариант аварийного комплекта.

Обязательно входит мачете. И во все наборы входят патроны к табельному оружию, а в некоторые даже пистолет Макарова.

Вариант аварийного набора выживания уложенного в рукояти ножа.

Последний вариант набора выживания закомпонован в нож. Эта работа, в свое время заказанная нам одной организацией, осталась невостребованной.

Нож выполнен из нержавеющей стали с пилообразной насечкой на тыльной стороне и поворотной ручкой, фиксируемой в трех положениях. Такая конструкция позволяет увеличивать рабочую длину лезвия ножа с 20 см в обычном положении до 28 в режиме пилы и мачете. При фиксации ручки в 120 градусов к лезвию нож используется для резки настовых блоков при строительстве снежных убежищ и пилки деревьев, то есть так же, как обыкновенная пила-ножовка. Полностью, то есть на 180 градусов, раскрытая ручка превращает нож в топор-мачете.

Ножны, изготовленные из полированного металла, используются как двойное сигнальное зеркало с площадью отражения такой же, как у стандартного зеркала (2, 3). При выдвигании ножа из ножен отражательная площадь увеличивается на треть. В пенал на противоположной стороне ножа (1) закладывается проволока для охотничьих силков, фольга, памятка по выживанию, карта местности, гибкая пила и т. п. объемные предметы, в зависимости от места и времени путешествия. Остальные предметы набора хранятся в пеналах-контейнерах, устроенных в двойной ручке ножа.

В 5-м пенале — небольшой компас. В 6-м — свеча или сухое горючее. В 7-м — спички, кремний, намагниченные иголки и большой гарпун. В 8-м -набор рыболовных крючков, грузил и искусственные приманки. В 9-м — рогатка и питьевая трубка. В 10-м — малые гарпуны и марганцовокислый калий.

Под номером 11 обозначен глубокий круговой желобок, где хранятся леска и проволока для охотничьих силков. Все пеналы-контейнеры в походном состоянии закрываются крышками (4). Выступ на лезвие ножа (12) — это своеобразный набор универсальных инструментов : острие, отвертка, выпил — кусачки и гвоздодер. Отверстия различного диаметра приспособлены для фигурного изгибания проволоки (например, чтобы сделать рыболовные крючки). Конечно, действенность любого такого аварийного набора выживания зависит не только от количества входящих в него предметов, но и от умения с ними обращаться.

По материалам книги «Большая энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях». Андрей Ильичев.

Герметичная упаковка предметов укладки.

Воздушные шары (оранжевого и синего цвета).

Можно использовать для герметизации водобоящихся предметов и горловин различных емкостей. Для переправы через водные преграды. Три всунутых друг в друга шара следует надуть на половину объема, завернуть в чехол (мешок, куртку, штаны) и плыть, удерживая перед собой. В крепко сшитом, немного меньшем, чем шары, чехле они способны выдержать прыжок человека с метровой высоты и не лопнуть!

Можно использовать шары в качестве сигнального средства, привязывая на вершины возвышающихся над лесом деревьев, стараясь получить хорошо читаемую геометрическую фигуру, например треугольник. В двух-трех всунутых друг в друга шарах можно переносить и хранить воду. Зимой растапливать снег, засунув набитый им шар под одежду. Кроме того, шары можно использовать для защиты поврежденных и забинтованных пальцев, изготовления искусственной рыболовной наживки.

Полиэтиленовые мешки или мешки из металлизированной пленки.

Пригодятся для герметизации водобоящихся предметов, растапливания снега, льда, защиты рук от холода, ветра, осадков, утепления ног для этого мешок надо надеть между двумя носками; защиты головы от осадков, ветра, снега. На мешках можно переправиться через водную преграду, для чего набить их камышом, ветками, сухой травой и привязать к себе на грудь в качестве импровизированного спасательного жилета. В полиэтиленовом мешке можно вскипятить воду, если уложить его в выкопанную ямку и опускать внутрь нагретые на огне камни.

Металлические баночки.

Можно использовать для герметизации водобоящихся предметов, в качестве сигнального средства (разрезать, развернуть в плоскость и использовать как примитивное сигнальное зеркало), для хранения наживки, изготовления самодельных свечей, блесен.

Термостойкая ТПВ

Термостойкая пожарная веревка из жгута СВМ предназначена для спасения людей и перемещения грузов во время пожаров и других стихийных действий (табл. 2).

Спасательные веревки, состоящие на вооружении, должны соответствовать требованиям НПБ, иметь коуши, храниться в чехлах, смотанными в клубок. Один из концов веревки (на котором указан инвентарный номер) у обвязки петли обшивается белой тесьмой 2-5 см ширины. На чехле крепится бирка с указанием даты последнего испытания и указанием инвентарно­го номера спасательной веревки.

Технические характеристики ТПВ-30 (50)

Таблица № 2

№ п/п Наименование показателей Показатель
1 Диаметр, мм 12
2 Статическая нагрузка, не менее, Н (кгс) 3433,5 (350)
3 Динамическая нагрузка, грузом массой, не менее, кг 100
4 Разрывная нагрузка, не менее, Н (кгс) 24500 (2500)
5 Длина спасательной веревки, м: ТПВ-30 ТПВ-50 30 ± 0,7 50 ± 0,9
6 Масса без чехла, не более, кг:
ТПВ-30

2,3

ТПВ-50

3,7

7 Потери прочности после воздействия открытого пламени в течение 30 с, не более, % 25
8 Потеря прочности после воздействия температуры +600 оС в течение 3 мин, не более, % 25
9 Потеря прочности после воздействия температуры -50 оС в течение 1 ч, не более, % 25
10 Сохранение прочности после воздействия в течение 1 ч на веревку следующих сред:

бензина автомобильного по ГОСТ 2084;

12 %-го раствора пено­образователя.

Испытание

Сроки испытания веревки пожарной спасательной: испытывается на прочность один раз в 6 месяцев.

На прочность

Порядок испытания спасательной веревки: Для испытания веревку распускают на всю длину и к одному концу подвешенной веревки прикрепляют груз весом в 350 кг на 5 мин. После снятия нагрузки на веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение веревки не должно превышать 5% первоначальной ее длины. Спасательную веревку можно испытывать в горизонтальном положении через блок.

Испытание на прочность веревки

Статическое испытание

Спасательная веревка пропускается через блоки и замок. При этом замок должен прочно удерживать веревку. После снятия нагрузки на веревке не должно быть никаких повреждений, удлинение веревки не должно превышать 5 % первоначальной длины.

Статическое испытание веревки

Динамическое испытание

К концу веревки, пропущенной через блоки и замок, на карабине подвешивается и сбрасывается с подоконника 3 этажа груз весом в 150 кг. При сбрасывании груза веревка не должна пробуксовывать более 30 см.

Динамическое испытание веревки пожарной

Пила лучковая в чехле.

Необходима для сооружения капитальных убежищ, деревянных плотов, заготовки дров для бивачных и сигнальных костров. Может использоваться для подачи сигнала бедствия отраженными от полированной поверхности полотна солнечными бликами и защиты от мелких хищных животных (скорее в пассивной форме, то есть сдерживания зверя с помощью выставленного вперед острого лезвия). Теоретически, исходя из принципа лучше так, чем никак может послужить для изготовления импровизированной страховочной обвязки.

Для этого надо пилу в чехле обернуть несколькими слоями плотной ткани или одежды и связать концами, через отверстия, на уровне груди. Полотно пилы достаточно прочно, чтобы выдержать вес упавшего человека. Применять такую обвязку можно только для натяжной страховки, используемой для переправ через реки, втягивания человека на склоны. Для горной страховки она, конечно, не годится. В малогабаритные аварийно-спасательные наборы лучше уложить гибкие пилы типа струна. Только настоящие, вроде тех, что используются в спецподразделениях, а не дешевые, ломкие и потому совершенно бесполезные подделки.

Правила поведения на льду

Правила безопасного поведения на льду включает в себя следующие рекомендации:

— При нахождении на льду, избегайте мест с матово-белой толщей, старайтесь двигаться только по голубому прозрачному льду, с толщей не менее 10 см.

— Не передвигайтесь по льду в ночное время суток, или же при плохой видимости – при сильном дожде, снегопаде.

— Не собирайтесь в одной точке слишком близко друг к другу, особенно это касается рыбаков.

— Минимальное нахождение вблизи друг от друга – 5-6 метров.

— При переходе замерзшего водоема, старайтесь пользоваться ледовыми переправами.

— Перед выходом на лёд, обязательно осмотрите его край на надежность, а также визуально выберите себе маршрут, по которому Вы собираетесь передвигаться.

— При переходе замерзшего водоема, лучше всего воспользоваться лыжами, так как они очень хорошо распределяют нагрузку на большую площадь ледовой толщи, однако, при использовании лыж, крепление полностью не пристегивайте, чтобы в случае проваливания, лыжи можно было спокойно сбросить с ног, лыжные палки также не крепите к руке их петлями.

— Дистанция между людьми, который группой переходят замерзший водоем, должна составлять от 5-6 метров.

— При переходе замерзшего водоема, старайтесь пользоваться проверенными тропами, а также переходить в местах, где глубина водоема не превышает уровня Вашей шеи.

— При нахождении на льду, не проверяйте его надежность ударами ног, если Вы, например рыбак, для этого лучше использовать пешню.

— Если при ударе ноги или просто при ходьбе, под Вами пошла трещина, или же из под ледовой толщи выступила вода – уходите из того места. Для этого лучше воспользоваться тропкой, по которой Вы дошли до непрочной толщи льда.

— Выходить из места треснутого льда нужно скользящими шагами, при этом ноги от льда не отрывайте, но расставьте их для передвижения на ширину плеч, чтобы распределить нагрузку на большую площадь.

— Если человек берет с собой на замерзшую реку какую-нибудь ношу, то нести ее лучше на одном плече, чтобы в экстренном случае, свободно от нее избавиться.

— Если Вы идете на лед группой людей, возьмите с собой крепкую веревку, длинной около 20-25 метров и большой петлей с грузом на одном из концов. Это поможет забросить ее с безопасного расстояния к провалившемуся товарищу, и вытащить его из холодной воды.

— Не пускайте детей на лёд без присмотра.

— На льде запрещается прыгать.

— Если Вы рыбак, не бейте около себя много лунок, а если из пробитой лунки вода выходит из нее фонтаном, уходите из этого места.

— Ни в коем случае не выходите на лёд в алкогольном опьянении, т.к. человек в подобном состоянии не способен адекватно реагировать на экстремальную ситуацию и помочь себе при проваливании в замерзший водоем.

— Берите с собой на лёд, полностью заряженный мобильный телефон, чтобы в экстренной ситуации вызвать спасателей.

Правила фиксации спасжилета на человеке.

Застегните спасжилет и затяните боковые стропы. Проверьте, что вы застегнули все молнии, бакли, фастексы и подтянули все стропы. Спасательный жилет не должен тереть о подбородок или подмышки. Проверьте затяжку спасжилета, вытянув руки вперед-вверх, и попросив коллегу подергать жилет вверх за плечевую часть жилета. Если спасжилет сползает вверх — затяните паховые и торсовые стропы сильнее. Поток воды, когда вы в нем окажетесь, сорвет Ваш незатянутый спасжилет через голову. Если сплав происходит в холодную погоду, убедитесь, что ваш спасжилет подходит для одевания на слой теплой сплавной одежды.

Завершение сезона, и провал (уже традиция)

Сезон 2020 удался, и концовка оказалась запоминающейся — туры по шхерам Ладоги, озерам Карелии и, уже традиционное, купание в последние дни этой рекордно теплой и бесснежной зимы.

29 марта — лед еще есть, и это возможность прокатиться по кромке воды.

4 апреля и льда остается все меньше и меньше, но все же еще можно прокатиться по кромке и даже сделать селфи, но … лед может просесть в любой момент и тогда погружаешься в воду, действовать надо быстро. На этот раз сухим выйти из воды не удалось, как и все последние три сезона.

5 апреля, надо вовремя выходить из игры — последний лед на винтажных коньках последние пара километров и … до следующего сезона.

Мобильные средства

Отличительная особенность входящих в эту группу средств — возможность их применения без масштабной реконструкции зданий и сооружений.

Автолестницы и автоподъемники

Современные АЛ и АКП являются основными средствами спасательных работ на высоте.

Производители как в России так и за рубежом как правило, выпускают целую гамму таких автомобилей. Например, фирма «Magirus» (ФРГ) предлагает АЛ с максимальной рабочей высотой от 18-19 до 51-53 метров, фирма «BrontoSkylift» (Финляндия) — от 11-12 до 67-68 метров.

И это оправданно, потому что анализ пожаров в зданиях повышенной этажности подтверждает необходимость иметь целый параметрический ряд таких автомобилей и дифференцированно подходить к оснащению ими пожарной охраны. Так, если для зданий высотой в 16-17 этажей целесообразно иметь передвижные подъемно-спасательные устройства типа АЛ-50 или АКП-50, то для более высоких зданий традиционные средства становятся очень громоздкими, и возникает необходимость рассматривать применение альтернативных устройств.

АКП-32 и АЛ-50

Опыт эксплуатации и проектирования пожарных АЛ-50 и АКП-32 показывает, что рабочая высота с диапазоном от 30 до 50 метров является предельной с точки зрения оптимального сочетания прочности, устойчивости, а также и габаритов, ограниченных условиями эксплуатации в стесненных городских условиях.

Спасательные комплексы

Подъемно-спусковые устройство (ПСУ) являются комбинацией подвесной канатной дороги и пассажирского лифта. Комплексы представляет собой размещенную на шасси автомобиля маятниковую канатную дорогу, для монтажа которой необходима предварительная установка на зданиях специальных силовых консолей. Кабина может использоваться как для спасения людей, так и для тушения пожара.

Практика показывает, что высота объектов, обслуживаемых подобным комплексом, не превышает 150 м. Ограничена высота несущей способностью канатов. По прибытии спасательного автомобиля люлька через 300 секунд может достигнуть высоты 100 м.

Пожарные вертолеты

В зданиях повышенной этажности для экстренной эвакуации людей могут применяться вертолеты, дирижабли и т.д. Спасение людей с кровель высотных зданий в основном происходит с специально приспособленных посадочных площадок. При такой ситуации могут использоваться специально оборудованные вертолеты. Пожарные вертолеты укомплектованы спасательными кабинами, подъемно-спускными механизмами, средствами связи, мощными источниками освещения и другим специальным оборудованием. Спасательные кабины крепятся на внешней подвеске вертолетов. Наиболее часто все манипуляции кабинами осуществляются за счет перемещения самого вертолета, однако имеются конструкции, вертикальное движение которых осуществляется при помощи лебедки.

В связи с отсутствием передвижных (автотранспортных) средств спасения людей с высоты более 50-70 м за рубежом и в нашей стране проводились работы по спасению людей при помощи летательной техники. За рубежом вертолеты широко используются для спасения людей благодаря тому, что большинство кровель высотных зданий имеет приспособленные посадочные площадки. При такой ситуации могут использоваться как специально оборудованные машины, так и армейские, полицейские и иные вертолеты.

В России крыши практически всех высотных зданий не приспособлены для посадки вертолетов, поэтому и применяются они по другим схемам.

Существуют факторы, ограничивающие возможность использования вертолетов при проведении спасательных работ:

  • значительные потери времени с момента вызова вертолета до его прибытия к месту пожара, связанные с удаленностью аэродромов (вертолетных площадок);
  • наличие различного рода препятствий на трассе полета, особенно в центре города;- влияние погодных условий на эффективность работы;
  • воздействие на вертолет и его экипаж опасных факторов пожара;
  • необходимость специальной подготовки экипажа;
  • необходимость денежных затрат на строительство и поддержание в рабочем состоянии посадочных площадок на крышах зданий.

Например, пожарный вертолет Ка-32А1 для выполнения операций спасения людей оборудован специальными транспортно-спасательными кабинами (ТСК), спусковым устройством СУ-Р, лебедкой ЛПГ и специальными лямочными сиденьями. Кабина ТСК-1 рассчитана на 2 человек, крепится на лебедке грузоподъемностью 300 кг и предназначена для спасания людей с балконов и из оконных проемов.

Кабины ТСК-2 и ТСК-3 рассчитаны соответственно на 20 и 10 человек, крепятся на внешней грузовой подвеске и предназначены для спасания людей с крыш зданий и из других труднодоступных мест.

Дополнительная статья по теме: Требования к вертолетным площадкам

Правила пользования

Включаться в самоспасатель шахтный надо при задержке дыхания. Взяв само устройство, максимально быстро надевают плечевой ремень на шею. Самоспасающее устройство придавливают к одному боку. Резко вскрывают в такой позе замок и отбрасывают крышку футляра. Следом берут ртом загубник, закладывая пластинки в промежуток между деснами и губами.

Нос закрывают специальным зажимом. Первый выдох делают максимально энергично. Продолжать дышать надо в обычном темпе. Плечевой ремень подтягивают, чтобы исключить вырывание гофрированной трубкой загубника изо рта.

Есть специальные требования безопасности при использовании шахтных самоспасателей. Не допускается брать руками ремень замка футляра

При этом неважно, хотят ли просто взять самоспасающее устройство в руки или перенести его. Следует оберегать такую технику от ударов и сотрясений

Стоит помнить, что даже химически связанный кислород резко повышает опасность пожара, а при контакте с источниками тока может образоваться прожог.

Запрещено:

  • оставлять и держать самоспасатель около нагревательных, излучающих тепло устройств;
  • мыть его водой;
  • использовать в качестве опоры, сиденья, подставки;
  • оставлять и передавать кому-либо, кроме случаев прямой борьбы за жизнь;
  • применять самоспасатель, на котором повреждены пломбы.

Защита от холода

Холод является главным врагом попавшего в ледяную воду человека. Выбравшись на берег или прочный лед, в первую очередь отожмите мокрую одежду. Если нет возможности согреться в каком-либо строении, найдите место, защищенное от ветра, и укройтесь там. Чтобы согреться, следует активно двигаться и желательно съесть что-нибудь сладкое. Разложите мокрые спички для просушки. Соорудите временное укрытие или заслон из веток, камней или льда, чтобы защитить себя от ветра и осадков. На берегу можно разжечь костер и попытаться согреться. Не спите, и не оставайтесь без движения. Лучше займите себя работой и обдумыванием дальнейших действий.

Номер службы экстренной помощи

Если человек провалился под лед, действовать нужно незамедлительно. Всего 10-15 минут пребывания в холодной воде могут оказаться смертельными. Конечно, если человека удалось извлечь из воды, нужно сразу же позвонить в скорую помощь. Это – главный экстренный номер для таких ситуаций.

Но, если вы провалились под лед сами, или заметили человека, с которым произошло подобное, действовать нужно слаженно и сразу (рисунок 6).

Выработать правильную модель поведения поможет специальная памятка:

  1. Если под лед провалились вы сами, постарайтесь приложить все силы, чтобы не паниковать. Ваша главная цель – приложить все усилия для того, чтобы не уйти под лед. Поэтому нужно сразу отбросить все лишние вещи и предметы, которые могут утянуть вас вниз.
  2. Двигаться нужно максимально медленно, но слаженно, так как резкие движения способствуют потере тепла. Чтобы не уйти под воду с головой, раскиньте руки в стороны и постарайтесь уцепиться за кромку льда.
  3. Выбираться из воды нужно с той стороны, с которой вы пришли. Упирайтесь в лед локтями, ключами или ножом, помогайте себе ногами.
  4. Выбравшись на поверхность, не старайтесь сразу встать на ноги. Нужно откатиться от кромки полыньи.

Рисунок 6. Если провалился в полынью, нужно уцепиться за ее край и постараться выбраться Если выбраться самостоятельно не получилось, но помощь спасателей уже близко, нужно постараться выровнять дыхание и держаться ближе к кромке полыньи, а после прибытия спасателей – четко выполнять их команды.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий