Народ чукчи: культура, традиции и обычаи

Жизнь

Чукчи первоначально охотились на северного оленя, постепенно они одомашнили этих животных и начали заниматься оленеводством. Олени дают чукчам мясо для пищи, шкуру для жилища и одежды, являются для них транспортом. Чукчи, которые живут у берегов рек и морей, занимаются охотой на морских обитателей. Весной и зимой они ловят тюленей и нерпу, осенью и летом — китов и моржей. Ранее для охоты чукчи использовали гарпуны с поплавком, ременные сети и копье, но уже в 20 веке научились пользоваться огнестрельным оружием. На сегодняшний день сохранилась лишь охота на птицу с помощью «бола». Рыболовство развито не у всех чукчей. Женщины с детьми собирают съедобные растения, мох и ягоды.

Чукчи в 19 веке проживали стойбищами, в которые входило 2 или 3 дома. Когда еда для оленей заканчивалась, они кочевали в другое место. В летний период некоторые жили ближе к морю.

Орудия труда были сделаны из дерева и камня, постепенно их заменили на железные. В обиходе чукчей широко используются топоры, копья, ножи. Утварь, металлические котлы и чайники, оружие сегодня используются в основном европейские. Но и по сей день в быту этого народа есть много элементов первобытной культуры: это костяные лопаты, сверла, мотыги, каменные и костяные стрелы, наконечники для копий, панцири из железных пластин и кожи, сложный лук, сделанные из костяшек пращи, каменные молотки, кожи, стебла, снаряды для добычи огня путем трения, лампы в виде плоского судна круглой формы, сделанные из мягкого камня, которые заполняли жиром тюленей.

Легкие сани чукчей тоже сохранились в первобытном виде, они оснащены подпорками дугообразной формы. Запрягают в них оленей или собак. Чукчи, жившие у моря, для охоты и передвижения по воде издавна использовали байдарки.

Приход советской власти затронул и жизнь поселений. Со временем в них появились школы, культурные учреждения и больницы. Сегодня уровень грамотности чукчей в стране находится на среднем уровне.

Внешность

Чукчи относятся к смешанному типу, который в общем является монголоидным, но с отличиями. Разрез глаз чаще горизонтальный, чем косой, лицо бронзового оттенка, скулы несильно широкие. Встречаются среди чукчей мужчины с густой растительностью на лице и почти курчавыми волосами. Среди женщин чаще встречается монгольский тип внешности, с широким носом и скулами.

Женщины собирают волосы в две косы по обеим сторонам головы и украшают их пуговицами или бусами. Замужние женщины иногда выпускают на лоб передние пряди. Мужчины часто очень гладко стригут волосы, спереди оставляют широкую бахрому, на темени оставляют два пучка волос в виде ушей зверя.

Одежда чукчей шьется из меха подросшего осеннего теленка (детеныша оленей). В повседневной жизни одежда взрослого чукчи состоит из следующих элементов:

  1. двойная меховая рубаха
  2. двойные меховые штаны
  3. короткие меховые чулки
  4. меховые невысокие сапоги
  5. двойная шапка в виде женского капора

Зимняя одежда чукотского мужчины состоит из кафтана, который отличается хорошей практичностью. Меховая рубаха еще называется ирын, или кукашка. Она очень широкая, с просторными в области плеча рукавами, сужающимися в районе кистей. Такой покрой позволяет чукче выдергивать руки из рукавов и складывать их на груди, принимать удобное положение тела. Пастухи, спящие у стада в зимнее время, прячутся в рубаху с головой и закрывают отверстие воротника шапкой. Но такая рубаха не длинная, а до колен. Более длинные кукашки носят только старики. Воротник рубахи вырезан низко и обшит кожей, внутрь опущен шнурок. Снизу кукашка опушена тонкой линией собачьего меха, который молодые чукчи заменяют мехом росомахи или выдры. В качестве украшений на спину и рукава рубахи пришиты пенакалгыны — длинные кисти, окрашенные в пунцовый цвет, сделанные из кусочков шкурок молодых тюленей. Такое украшение более свойственно для женских рубах.

Женская одежда также своеобразна, но отличается нерациональностью и состоит из цельных сшитых двойных штанов с низко вырезанным корсажем, который стягивается в области талии. У корсажа в области груди имеется разрез, рукава очень широкие. Во время работы, женщины высвобождают руки из корсажа и работают на морозе с голыми руками или плечами. Старые женщины надевают на шею шаль или полоску оленьей шкуры.

Летом в качестве верхней одежды женщины носят балахоны, сшитые из оленьей замши или покупных материй пестрого цвета, и камлейку их шерсти оленя с тонким мехом, расшитую различными обрядовыми нашивками.

Шапка чукчи шьется из меха пыжика и теленка, лап росомахи, собаки и выдры. Зимой, если предстоит идти в дорогу, поверх шапки надевают очень большой капюшон, сшитый в основном из меха волка. Причем кожа для него берется вместе с головой и оттопыренными ушами, которые украшают красными лентами. Такие капюшоны носят в основном женщины и старики. Молодые пастухи надевают даже вместо обычной шапки головной убор, прикрывающий только лоб и уши. Мужчины и женщины носят рукавицы, которые шьют из камуса.

Вся внутренняя одежда надевается на тело мехом внутрь, верхняя одежа — мехом наружу. Таким образом, оба типа одежды плотно прилегают друг к другу и образуют непроницаемую защиту от мороза. Одежда из оленьей шкуры мягкая и не вызывает особого дискомфорта, носить ее можно без белья. Нарядная одежда оленных чукчей белого цвета, у приморских чукчей она темно-коричневого оттенка с белыми редкими пятнами. Традиционно одежда украшена нашивками. Оригинальные узоры на одежде чукчей имеют эскимосское происхождение.

В качестве украшений чукчи носят подвязки, ожерелья в виде ремешков с бусами и повязки. Большинство из них имеет религиозное значение. Есть и настоящие украшения из металла, различные серьги и браслеты.

Грудных детей одевали в мешки из оленьей кожи, с глухими разветвлениями для ног и рук. Вместо пеленок раньше использовали мох с оленьей шерстью, который служил памперсом. К отверстию мешка пристегнут клапан, из которого ежедневно вынимали такую пеленку и меняли на чистую.

Мыться или не мыться?

Такого вопроса у чукч раньше не существовало просто потому, что мыться было негде. Более того, существовало поверье, по которому мыться водой означало смывать с себя здоровье. Отчасти, это было верным: промокнуть в продуваемой всеми ветрами тундре действительно означало верную смерть, да и задубевшая от солнца и грязи кожа служила своеобразной защитой от комаров и гнуса. Поэтому в плане личной гигиены чукчи особо не усердствовали.

Вот как описывает быт чукчей оказавшийся во время полярной экспедиции капитан Роберт Бартлетт в своей книге «Последнее плавание Карлака»: «Нас разместили в чуме, где кроме нас было еще человек 10, угощение состояло из тухлого моржового мяса, пеммикана и оленины, меня усердно поили адски крепким русским чаем, и всю ночь все непрерывно курили и кашляли. Духота стояла страшная».

Но снаружи было еще хуже – ураганный ветер и низкая температура в –32 —38 градусов Цельсия.

Советский антрополог, изучавший культуру и быть чукч Владимир Германович Богораз в своей книге «Чукчи» сообщал о гигиене народа коротко – живут в грязи, едят вшей, которых ловят на себе, а грязные котлы дают вылизывать собакам, – удручающее зрелище.

Удивить и шокировать могла не только грязная посуда, но и сама еда – например, содержимое оленьего желудка, смешанное с ягодами или даже олений помет.

На самом деле, Богораз не написал еще многого: что, например, от вшей чукчи смазывали волосы собственной мочой, а содержимое чана, в который мочились ночью, использовалось для мытья рук. Горячей воды в тундре зимой не было, топлива для того, чтобы ее согреть, не хватало, поэтому естественная жидкость вытекающая из человеческого организма была единственной водой для хоть каких-то гигиенических процедур, если их так можно было назвать. Правда, после мочи, руки «споласкивали» снегом. Снегом же подмывали младенцев, а вместо подгузников использовали сухой мох – сфагнум.

Если женщина рожала младенца зимой, а делал она это всегда одна, уходя в отдельную ярангу, то была вынуждена обмывать его собственной мочой.

Образование и медицина

В Певеке одна средняя школа. В городе живет около 250 детей. Когда Абрамович работал губернатором, школьников с Чукотки бесплатно отправляли в «Артек», а еще возили на экскурсии на Аляску. Мне повезло, и я провела в детском лагере «Артек» две смены, каждая по 45 дней. Сейчас путевка в «Артек» на 21 день стоит 70 000 Р, а смен по 45 дней уже нет.

После окончания школы молодежь уезжает туда, где потеплее: например, в Краснодарский край, Ростовскую область или просто к родным. Мои одноклассники живут в Москве, Липецке, Санкт-Петербурге, Самаре, Краснодаре и Брянске. Родители часто остаются работать на Севере и помогают детям.

На самой Чукотке получают высшее образование в Анадыре, в филиале Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. На специальности «Информатика и вычислительная техника» и «Теплоэнергетика и теплотехника» учат 4 года за 233 000 Р в год.

Среднее профессиональное образование получают в Чукотском многопрофильном колледже в Анадыре, в Чукотском северо-восточном техникуме в поселке Эгвекинот, в Чукотском северо-западном техникуме в городе Билибино или в Певекском профессиональном училище. На рабочих специальностях здесь учатся от десяти месяцев до трех лет. Можно получить и необычную специальность: гравер, резчик по кости и рогу, промысловый охотник.

В Певеке работают детская и взрослая поликлиники. В сложных случаях медицинский вертолет за два часа доставит больного в Анадырь. Лекарства в аптеке в 3—5 раз дороже, чем на «материке». На весь город работает одна государственная аптека «Фармацея» и четыре коммерческих.

Чаунская районная больница в Певеке. Недавно в ней сделали ремонт за 450 млн рублей

Очищение без воды

Но определенные правила гигиены у чукч все же были. Когда становилось совсем невмоготу от грязи, они начинали копить топливо, затем в одном из яранг разжигали очаг, в который клали несколько камней и устраивали «чукотскую баню» – раздевались донага и сидели вокруг очага – потели от жара. Это не занимало много времени, так как чукчи очень сильно потеют, и часто сокрушаются по этому поводу. Затем специальными скребками они соскабливали с кожи грязь вместе с потом и смазывали кожу свежим тюленьим жиром. Вот и вся баня. Одежду на это время выкидывали на мороз, а после «бани» надевали сменную одежду, если она была. Эту одежду носили до следующей бани, которую устраивали раз в три месяца.

[править] Приготовление

Кулинары свежуют будущую нямку

Ненецкий/эвенкийский рецепт: возьмите чистую тарелку оленьего вожака, которому, согласно атсральным приметам, пора на покой. Олень обязан быть жирным и здоровым. Пусть он поголодает пару дней, чтоб полностью очистились кишки. Наденьте ему на шею аркан и отведите его к болоту, где и удавите его, да так, чтоб шкура не повредилась, а туша полностью скрылась в болоте. Присыпьте место погребенья торфом и мхом-сфагнумом, добавьте приправ по вкусу, сверху набросайте ветки и камни. Через несколько месяцев — добро пожаловать за нямкой!

Чукотский и эскимосский/инуитский рецепт: возьмите тюленя или моржа, тщательно его убейте, заройте на линейке прибоя, где волны периодически захлёстывают берег, и через несколько месяцев можете выкапывать и наслаждаться превосходным продуктом.

Вариантом этого блюда является кивиак — тюлень, фаршированный чайками. Для приготовления нужно взять один обезглавленный труп тюленя и натолкать ему полный живот мертвых чаек. Затем блюдо прячут на семь месяцев в вечную мерзлоту — за это время ферменты разлагающихся чаек как следует поработают с кишками тюленя. Потом кивиак выкапывают и едят, ожидая милостей от Санты. На вкус симнекроз птицы и ластоногого напоминает очень старый и довольно острый сыр. Консистенция птичек становится настолько нежной, что приноровившись, ее можно высосать с косточками через ее же анус.

Ещё чукотский рецепт: возьмите серого китика, целого и свежего, который только что плавал. Вытащите его на берег и срежьте кожу с верхним слоем жира. Кожу нарежьте квадратами по размеру рта, кладите в этот самый рот и жуйте. Блюдо называется «мантак».

Рецепт вымершего племени кауашкаров: возьмите целого оленя-гуэмаля или тюленя, тщательно его убейте, засуньте тушку в кожаный мешок и утопите в болоте на несколько недель. Как только шерсть приобретет зеленоватый оттенок и шкура начнёт с лёгкостью отделяться от тушки, продукт готов к употреблению.

Легенда об озере Эльгыгытгын

В преданиях чукчей говорится, что в озере живет чудовище по имени Калилгу, которое по размеру превосходит даже лох-несское. Именно из-за чудовища здесь пропадают люди, а места стали пустынными и мертвыми. Даже некоторые СМИ утверждают, что это реликтовый ящер или динозавр, доживший до наших дней.

Местные жители также часто рассказывают о странных миражах, появляющихся над озером и о том, что здесь иногда ловят рыбу, один позвонок которой больше взрослого человека. А люди, увлеченные эзотерикой, называют Эльгыгытгын местом силы и даже Оком земли.

Конечно же, ученые с улыбкой относятся к сказочным преданиям. Хотя одно из них даже смогли объяснить. На дне озера может скапливаться газ метан, иногда он выходит на поверхность, создавая на воде довольно мощный всплеск. Это, предполагают исследователи, представители коренного народа когда-то могли принять за перемещения озерного чудища Калилгу.

Природа озера Эльгыгытгын

Вода озера очень холодная и невероятно прозрачная. Ее цвет синий, медленно переходящий в черный. Диаметр водного зеркала Эльгыгытгына — 12 км, его площадь 119 км, максимальная глубина — 174 м.

Вода слабо минерализована, зато хорошо насыщена кислородом, что на пользу водным обитателям. Около дна температура держится в среднем на отметке +3 °C, а у поверхности — около нуля. Поэтому даже в августе при штиле и ночных заморозках появляется на поверхности ледяная пленка. Как видно, искупаться не получится.

Шторм на Белом озере, Андрей Куполов

Эльгыгытгын — это третье по площади озеро Чукотского АО. Оно идеально круглое, находится на плоскогорье, в окружении низких гор. Берега водоема песчано-галечные. С восточной стороны к берегу подступает скала с названием Розовая. Местность вокруг озера растительностью не изобилует: деревьев и кустарников нет, только трава. Это и не удивительно, период пригодный для вегетации составляет здесь около 80–100 дней в году. Немногочисленные растения зацветают в июне. Путешественников радуют поляны, усеянные желтыми полярными маками.

Гигиена чукчи

Ребенок чукчи моется

Чукчи мылись редко. И дело не только в отсутствии дров, горячей воды и бани. Они верили, что моясь, человек смывает здоровье и силу.

Периодически, накопив сухие веточки растений, чукчи разводили костер, раздевались, смазывали тела салом нерпы и вставали вокруг костра. Сало топилось от жара и перемешивалось с грязью не коже. Спустя время чукчи брали скребки и счищали ими «грязное сало».

В промежутках между такими «помойками» чукчи счищали грязь так: они одевали одежду из шкур ворсом вниз. Волоски терлись о кожу и постепенно очищали ее.

Сейчас, конечно же, чукчи имеют возможность мыться, благо технический прогресс дал им такую возможность. И все же делают это гораздо реже, нежели мы. Почему?  По их словам, жир, которым они натирают свои тела, защищает их от мороза. А если вымыться, то будет утрачена защита кожи и человек быстро замерзнет. Короче говоря, если мыться каждый день, то каждый день нужно и смазываться салом. «Зачем тогда часто мыться?» — вопрошают чукчи.

Из-за редкого мытья в волосах чукчей нередко заводятся вши. Чтобы избежать этого, после мытья они споласкивают волосы мочой (эдакий бальзам-ополаскиватель). Получается, даже чистый чукча весьма «ароматен». 

Согреться до смерти

К сожалению, вместе с русскими на Чукотке появилась и водка, которую русские ошибочно употребляли в качестве согревающего средства. Не имеющие в своем организме ферментов для быстрого расщепления алкоголя, чукчи становились рабами «огненной воды». Дело в том, что метаболизм этанола у них медленный, и его концентрация в крови долгое время остается высокой.

К восьмидесятым годам XX столетия алкоголизм принял размеры катастрофы, причем чукчанки в этом вопросе не отставали от мужчин, Смертность от алкоголя среди женщин-чукчанок в 1980—1994 годы в 2,3 раза превышала смертность среди русских женщин, а 1994 году водка стала причиной 42,2% смертей чукотских женщин – согреться алкоголем нельзя, а вот замерзнуть насмерть, напившись, вполне реальная перспектива.

Несмотря на введенные запреты и ограничение на продажу спиртного, пьянство коренного народа до сих пор остается проблемой на Чукотке.

Традиции

У чукчей есть регулярные праздники, которые проводятся в зависимости от времени года:

  • осенью — день убоя оленей;
  • весной — день рогов;
  • зимой — жертвоприношение звезде Альтаир.

Также много нерегулярных праздников, например, кормление огня, поминки по умерших, обетные служения и жертвоприношения после охоты, праздник кита, праздник байдарки.

Чукчи верили, что у них 5 жизней, и не боялись смерти. После смерти многие хотели попасть в Мир предков. Для этого нужно было умереть в бою от руки врага или от руки друга. Поэтому, когда один чукча просил другого убить его, тот сразу соглашался. Ведь это была своего рода помощь.

Умерших обряжали, кормили и гадали над ними, заставляя отвечать на вопросы. Потом сжигали, либо относили в поле, прорезали горло и грудь, вытаскивали наружу часть печени и сердца, оборачивали тело в тонкие пласты оленьего мяса и оставляли. Старики часто убивали себя сами заранее или просили об этом близких родственников. К добровольной смерти чукчи приходили не только из-за старости. Нередко причиной были тяжелые условия жизни, недостаток пищи и тяжелая, неизлечимая болезнь.

Что касается брака, он преимущественно эндогамный, в семье у мужчины могло быть 2 или 3 жены. В определенном кругу побратимов и родственников допускается взаимное пользование женами по соглашению. У чукчей принято соблюдать левират — обычай брачного характера, по которому жена, после смерти мужа, имела право или была обязана вступить в брак с кем-то из его близких родственников. Делали так потому, что женщине без мужа было очень тяжело, особенно если у нее были дети. Мужчина, который женился на вдове, был обязан усыновить всех ее детей.

Часто чукчи воровали жену для своего сына из другой семьи. Родственники этой девушки могли потребовать отдать им женщину взамен, и не для того, чтобы выдать ее замуж, а потому, что в быту всегда нужны были рабочие руки.

Почти все семьи на Чукотке многодетные. Беременным не позволялось отдыхать. Наравне с другими они работали и занимались бытом, заготавливали мох. Это сырье очень необходимо во время родов, его стелили в яранге, на том месте, где женщина готовилась родить. Чукотским женщинам нельзя было помогать во время родов. Чукчи верили, что все решает божество, которое знает души живых и умерших и решает, какую из них послать роженице.

Кричать во время родов женщина не должна, чтобы не привлекать злых духов. Когда ребенок рождался, мать сама перевязывала пуповину ниткой, сплетенной из своих волос и сухожилия животного, и перерезала ее. Если женщина долго не могла родить, ей могли оказать помощь, так как было очевидно, что сама она не сможет справиться. Поручалось это одной из родственниц, но после этого все относились к роженице и ее мужу с презрением.

После рождения ребенка протирали кусочком шкуры, которую смачивали в моче матери. На левую руку и ногу малышу надевали браслеты-обереги. Ребеночка наряжали в меховой комбинезон.

После родов женщине нельзя было есть рыбу и мясо, только мясной бульон. Раньше чукотские женщины кормили детей грудью до 4 лет. Если у матери не было молока, ребенка поили жиром тюленя. Пустышка малыша была сделана из кусочка кишки морского зайца. Ее набивали мелко нарезанным мясом. В некоторых селениях младенцев вскармливали своим молоком собаки.

Когда мальчику исполнялось 6 лет, мужчины начинали его воспитывать как воина. Ребенка приучали к жестким условиям, учили стрелять из лука, быстро бегать, быстро просыпаться и реагировать на посторонние звуки, тренировали остроту зрения. Современные дети чукчей любят играть в футбол. Мяч им делают из шерсти оленя. Популярна у них экстремальная борьба на льду или скользкой шкуре моржа.

Мужчины чукчи отличные воины. За каждый успех в бою они наносили метку-татуировку на тыльную сторону правой ладони. Чем больше было меток, тем опытнее считался воин. У женщин всегда было при себе холодное оружие на случай, если нападут враги.

Воспитание мальчиков

Чукча учит сына стрелять из лука

С шестилетнего возраста чукчи начинали воспитывать в мальчике воина. Они приучали его к спартанской обстановке, что звучит странно, учитывая условия жизни чукчи. Они и так живут, на мой взгляд, по-спартански. Ребенок должен был научиться быстро просыпаться и мгновенно реагировать на посторонние звуки. Его учили быстро бегать, тренировать остроту зрения, стрелять из лука. Не случайно, во Второй мировой войне чукчи зарекомендовали себя как великолепные снайперы.

Чукча-снайпер

Сейчас мальчики любят играть в чукотский «футбол» с мячом из шерсти оленя, также у них популярна борьба в экстремальных условиях — на скользкой шкуре моржа или на льду.

Яранга

Яранга — традиционное жилище народов, обитающих на Чукотке: чукчей, коряков, эвенков, юкагиров.

В принципе яранга похожа на чум, однако ее дизайне несколько иной. Это куполообразное округлое строение, более приземистое по сравнению с чумом. Возводится яранга также несколько иначе. Из шестов делается округлый каркас, который затем покрывается китовыми, тюленьими или оленьими  шкурами. Округлый — по той же самой причине, что и конусообразный в чуме. То есть, чтобы наверху не скапливался снег.

Вход в ярангу занавешивается шкурами или специальным пологом.

Внутри яранга также отличается от чума. Обычно она состоит из двух частей — чоттагина и полога. Чоттагин — это нечто вроде переднего помещения. Там гораздо холоднее, поэтому в нем могут храниться выделанные шкуры, запасы еды, одежда.

Из чоттагина можно попасть в полог — жилое помещение, которое устилается шкурами (можно коврами). Здесь жильцы проводят свободное время, здесь обедают и спят. Отапливается она и освещается жировым светильником. Он хоть и мал, но, тем не менее, дает достаточно тепла. Впрочем, внутри многих яранг имеется печь или очаг. На них готовится еда.

Никакой мебели в традиционной яранге обычно не бывает. Во-первых, она занимает лишнее место. Во-вторых, в ней никогда не было необходимости. Спали всегда жильцы яранги на полу на шкурах, там же и обедали.

В настоящее время, помимо традиционной яранги, во многих северных городах строят и другого вида яранги — со всевозможными удобствами: мебелью, электричеством, канализацией. В них время от времени живут ностальгирующие потомки древних чукчей, там же проводятся всяческие национальные фестивали.

Современные стилизованные яранги стали заметной архитектурной особенностью многих северных городов, к примеру, Анадыря.

Что едят чукчи

Чукчи «обедают»

Едят чукчи мясо оленей, китов и тюленей (как свежезамороженное, так и вареное), ливер, кровь, моллюсков, кору ивы, ягоды и щавель.

Есть у чукчей национальное блюдо, которое вряд ли кто захочет попробовать — это моняло. Оленя, которого собираются заколоть, кормят мхом и выжидают определенное время, чтобы он начал перевариваться в желудке. Затем животное убивают и достают содержимое желудка — это и есть моняло. Из него готовят первые блюда (горячий суп с кровью, жиром и кусочками мяса), едят в свежем виде и делают консервы. Как говорится, приятного аппетита!

Пьют они, как правило, отвары из трав.

Чукчи любят выпить, но им категорически нельзя употреблять алкоголь, так как в их организмах не перерабатывается этиловый спирт. Но, как водится, к предостережениям прислушиваются немногие, в итоге — высокая смертность. Согласно статистике, из-за пьянства численность малых народов Севера значительно сократилась, а некоторые исчезли вовсе.

Климат и экология

Певек находится в субарктическом поясе. Местные жители говорят: «Холодно здесь только два месяца. В остальное время — очень холодно». Те два месяца — это июль и август. Зимой –20…30 °C, бывают морозы до –40…50 °C. Летом +5…10 °C, иногда идет снег, но случаются жаркие дни до +25 °C. В декабре и январе в городе стоит полярная ночь. С 27 ноября по 16 января можно наблюдать прекрасное северное сияние. С середины мая до начала августа наступает полярный день.

Полярная ночь переносится не очень тяжело. Утром идешь на работу — темно, возвращаешься — тоже темно, как и в Москве. Хочется солнца, все радуются его появлению. Моя мама особой депрессии не испытывает, она весь день на работе. Она говорит, что любит зиму. К полярному дню привыкнуть сложнее, чем к ночи. Первое время вообще не спится, солнце не дает уснуть. Темные шторы не помогают. Потом, конечно, выматываешься и спишь. К тому же летом очень хочется на «материк».

Иногда дует сильный ветер «южак»: его скорость более 15 м/с, но бывают порывы до 40—60 м/с. Перед этим меняется погода, падает давление, а на небе появляются облака. Этот ураган случается в любое время года и может продолжаться от двух часов до пары недель. В такие периоды рабочий день заканчивается в 14—15 часов, людей развозит служебный транспорт, а в школах отменяют занятия. Мама любит такие дни: можно сидеть дома и не работать. По телевидению крутят объявления: предупреждают, чтобы люди не выезжали за город на рыбалку или охоту и запасались хлебом. Если очень нужно, на работу отвезут на машине, но такое бывает не часто, так как дорогу быстро заметает и нужно постоянно ее чистить.

Такие погодные условия приводят к проблемам со здоровьем — например, с сердечно-сосудистой системой, артериальным давлением. Головные боли возникают чаще, так как магнитное поле здесь сильнее, чем на материке. Недостаток солнечного света приводит к снижению иммунитета и нехватке витаминов, особенно витамина Д.

Из-за сурового климата обязательно иметь очень теплую одежду. Ее лучше покупать на «материке»: дешевле и выбор больше. В –20 °C многие ходят в пуховике, но маме теплее в шубе. На Чукотке из оленьей шкуры делают обувь «торбаза». В ней очень тепло, но цены начинаются от 20 000 Р.

В Певеке вообще нет деревьев — они редкость для всего региона. Летом много комаров. Дикие животные на Чукотке не боятся людей. Иногда зимой в поисках еды в населенные пункты заходят белые медведи. Обычно это заканчивается без последствий: их просто выгоняют сотрудники МЧС и полиции.

В городе никто не ходит с оружием. А вот когда собираются в тундру — совсем другое дело.

Русская версии происхождения чукчей

Этнографы считают, что предки чукчей проживали в южных районах Центральной и Восточной Азии. Затем они переселились на континентальную Чукотку. Ближе к I тыс. н.э. племена стали вести оседлый образ жизни. В этот период выделяется два этноса – тундровый и береговой.

Тундровые чукчи постоянно соперничали за занимаемые территории с юкагирами. Из-за этого им приходилось заходить все глубже в Чукотку. Племена длительное время вели кочевой образ жизни. Сначала люди охотились на оленей, а затем стали их приручать и разводить. Именно тундровый народ именовал себя «чаучу».

Береговые чукчи имели прозвище «рамаглыт», что означает «жители побережья». Они потеснили с насиженных мест эскимосов, заставив тех уйти или принять культуру пришельцев. Береговые племена предпочитали оседлый образ жизни. Основная их деятельность – морской промысел.

Туризм

На Чукотке активно развивается туризм. Местных за 5—7 тысяч рублей на 3 дня свозят к чукчам в яранги, познакомят с их бытом и научат управлять оленьей упряжкой. Приезжим предлагают путешествие на 10—15 дней за 200 000 Р.

Рядом с Певеком находится государственный заповедник «Остров Врангеля». На «Остров Врангеля» сложно попасть из-за его приграничного расположения, редкой флоры и фауны. Однако состоятельные туристы туда ездят. Круиз стоит 11—13 тысяч долларов.

Двухнедельный тур на Чукотку стоит от 11 000 $

Чукчи угощают туристов деликатесами из оленя. Для неподготовленных такая еда — то еще испытание. Например, каныга — это полупереваренное содержимое оленьего желудка. Ее едят ложками с местными ягодами. Костный мозг оленя — блюдо, которое готовят, не доставая из кости. Кровяная колбаса — продукт из свежей крови, кишок и языка оленя. Другие блюда зависят от рецепта и конкретного повара.

Сами чукчи питаются обычными продуктами, но оленина и рыба всегда присутствуют в их рационе.

Мы ездили в Ярангу на 2 дня. Было интересно, поуправляли оленьей упряжкой. В ходе поездки чукчи при вас забивают северного оленя. Фотографии показывать мы не будем.

Авторы Гайдпарка

  • Антон Савельев

    Новый мир — это община

    Читать полностью

  • Седобород

    Новый глава Пентагона призвал завершить все войны с участием США

    Читать полностью

  • Екатерина Иванова

    Он не наш герой

    Читать полностью

  • Mи Lа

    9 известных фраз,которые вырваны из контекста и на самом деле означают совсем другое

    Читать полностью

  • Григорий Сибиряк

    О дне завтрашнем

    Читать полностью

  • Вадим Мудрый

    Еще раз о Совдепии, пожирающей своих детей

    Читать полностью

  • БонапартВиссарионович Македонский Вольфович

    Серверы компании Scytl во Франкфурте, размещала данные о выборах, захвачены армией США

    Читать полностью

  • ??ℕ???

    Секретные схемы Сороса: Мир разделили, кому достанется Россия

    Читать полностью

  • ??ℕ???

    В Госдуме предложили создать платформу по деоккупации Украины

    Читать полностью

  • ??ℕ???

    Последнее видео с Задорновым: кадры, которые стали пророческими

    Читать полностью

  • Кот Баюн конь

    Какой должна быть женщина, чтобы из нее получилась хорошая жена?

    Читать полностью

  • Самый Умный

    Ученые не могут найти ни одного электрона ни в одном элементе таблицы Менделеева

    Читать полностью

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий