«поклонитесь от меня моему дому»: жизнь в усадьбе спасское-лутовиново

Содержание

«Хорь и Калиныч». Иллюстрация Елизаветы Бём. 1883

Книгу открывает очерк «Хорь и Калиныч», в котором автор рассказывает о двух мужиках, встретившихся ему в Жиздринском уезде Орловской губернии. Один из них — Хорь — после пожара поселился со своим семейством далеко в лесу, промышлял торговлей, исправно платил барину оброк и слыл «административной головой» и «рационалистом». Идеалист Калиныч, напротив, витал в облаках, побаивался даже собственной жены, перед барином благоговел, нрав имел кроткий; в то же время он мог заговаривать кровь, избавлял от страхов, имел власть над пчёлами. Новые знакомые очень заинтересовали рассказчика; он с удовольствием слушал разговоры столь непохожих друг на друга людей.

Безалаберному охотнику («Ермолай и мельничиха») барин разрешил жить где угодно при условии, что тот будет ежемесячно приносить ему на кухню две пары тетеревов и куропаток. Рассказчику довелось заночевать вместе с Ермолаем в доме мельника. В его жене Арине Петровне можно было угадать дворовую женщину; выяснилось, что она долго жила в Петербурге, служила горничной в богатом доме и была у барыни на хорошем счету. Когда же Арина попросила у хозяев разрешения выйти замуж за лакея Петрушку, барыня приказала остричь девушку и отправить в деревню, лакей был отправлен в солдаты. Местный мельник, выкупив красавицу, взял её в жёны.

Встреча с доктором («Уездный лекарь») позволила автору записать историю безнадёжной любви. Приехав однажды по вызову в дом небогатой помещицы, медик увидел пребывающую в лихорадке девушку. Попытки спасти больную успехом не увенчались; проведя с Александрой Андреевной все её последние дни, доктор и спустя годы не смог забыть того отчаянного бессилия, которое возникает, когда не можешь удержать в руках чужую жизнь.

Помещик Радилов («Мой сосед Радилов») производил впечатление человека, вся душа которого «ушла на время внутрь». В течение трёх лет он был счастлив в браке. Когда жена умерла от родов, сердце его «словно окаменело». Теперь он жил с матушкой и Ольгой — сестрой покойной жены. Взгляд Ольги, когда помещик делился с охотником своими воспоминаниями, показался странным: на лице девушки были написаны и сострадание, и ревность. Через неделю рассказчик узнал, что Радилов вместе с золовкой уехал в неизвестном направлении.

Судьба орловского помещика по фамилии Лёжень («Однодворец Овсяников») сделала крутой вираж во время Отечественной войны. Вместе с наполеоновской армией он вошёл в Россию, но на обратном пути попал в руки смоленских мужиков, которые решили утопить «францюзя» в проруби. Лёженя спас проезжавший мимо помещик: он как раз искал для своих дочерей учителя музыки и французского языка. Передохнув и отогревшись, пленный переехал к другому господину; в его доме он влюбился в молоденькую воспитанницу, женился, поступил на службу и вышел в дворяне.

Ребятишки, отправившиеся ночью стеречь табун («Бежин луг»), до рассвета рассказывали истории про домового, который водится на фабрике; про слободского плотника Гаврилу, ставшего невесёлым после встречи с русалкой; про безумную Акулину, «испорченную водяным». Один из подростков, Павел, отправился за водой, а по возвращении сообщил, что слышал голос Васи — мальчика, утонувшего в речке. Ребята решили, что это плохая примета. Вскоре Павел погиб, упав с лошади.

Мелкопоместному дворянину («Пётр Петрович Каратаев») приглянулась крепостная девушка Матрёна, принадлежавшая богатой помещице Марье Ильиничне. Попытки выкупить симпатичную певунью ни к чему не привели: старая барыня, напротив, отправила «холопку» в степную деревню. Отыскав девушку, Каратаев устроил для неё побег. Несколько месяцев возлюбленные были счастливы. Идиллия закончилась после того, как помещица узнала, где прячется беглянка. Пошли жалобы исправнику, Пётр Петрович начал нервничать. В один из дней Матрёна, поняв, что спокойной жизни больше не будет, отправилась к барыне и «выдала себя».

«Записки охотника»

Цикл рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника» представляет собой художественную обработку путевых заметок, которые делал автор, охотясь на лесную и болотную дичь в верховьях Оки и Дона, на границе Орловской, Калужской и Тульской губерний. Во время своего путешествия писателю довелось повстречать немало любопытных типажей, словесные зарисовки с которых и легли в основу «Записок». Особо глубокого, четко обозначенного сюжета рассказы не имеют, за редким исключением («Бирюк»). Главным образом это просто литературные портреты, галерея лиц. Некоторые произведения цикла полностью лишены сюжета («Два помещика»), если не считать краткого пояснения, при каких обстоятельствах автор познакомился с тем или иным лицом и чему был свидетелем.

В рассказах материал тематически разделяется на три группы: крестьянская жизнь, помещичьи порядки, картины природы. Крестьянская жизнь является главной темой всего цикла, не случайно именно «Записки охотника», по признанию царя Александра И, подтолкнули его к окончательному решению вопроса об отмене крепостного права. Однако это вовсе не означает, что данная тема неизменно выдвигается на передний план. Как раз наоборот: очень часто сведения о крестьянах даются как бы между прочим.

Классическое построение имеют рассказы «Хорь и Ка- линыч» и «Касьян с Красивой Мечи». В этих рассказах крестьяне показаны не лубочными, не шаблонными, а настоящими, живыми людьми. На второй план отступает описание местного дворянства, на третий — великолепное описание природы тех краев. У рассказов «Льгов», «Бежин Луг», «Бирюк» и «Певцы» структура несколько иная: второй план здесь занимает описание природы, а тема помещичьей жизни звучит слабо (об этом можно судить лишь по косвенным материалам).

Зато в рассказах «Однодворец Овсянников», «Бурмистр», «Два помещика» автор заостряет внимание именно на мелкопоместном провинциальном дворянстве, обрисовывая его весьма подробно. Тема крестьянства поставлена на второе место, однако от такой перестановки тяжесть крепостничества видна ничуть не менее отчетливо

Напротив, чаще всего именно такие зарисовки позволяют подобрать наиболее верную характеристику для крепостного строя Российской империи — рабство. Примечательно, что Тургенев не критикует «крепость» и помещичий произвол открыто. Писатель поступает иначе: находит изобразительные средства, чтобы показать крепостничество в наиболее неприглядном виде, а затем оставляет за читателем право судить самостоятельно.

Будучи наблюдательным охотником, автор в своих рассказах нарисовал множество великолепных картин русской природы. В этом отношении показателен «Бежин Луг», где величественные картины природы гармонируют с трогательным описанием крестьянских детей. В тех рассказах, где первый план занимает тема помещичьей жизни, тема природы звучит слабо или отсутствует вовсе. Иногда отдельные наброски даются автором, чтобы внести необходимый диссонанс: благообразие русского пейзажа противопоставляется моральному уродству человека. Из всего цикла выделяется заключительный рассказ «Лес и степь», в котором описание природы занимает первый план, а на втором обозначены образы крестьян. Тема дворянства здесь не затронута вовсе. Этот рассказ является как бы гимном красотам родной земли и вскрывает тайные упования автора на то, что рано или поздно народ, умеющий понимать и чувствовать мир растений и животных, окажется полноправным хозяином этих красот.

Льгов[ред.]

Кратко Подробный пересказ

Рассказчик и Ермолай охотились на уток под большим селом Льговом. Разыскивая лодку, они встретили вольноотпущенного Владимира, образованного человека, в юности служившего камердинером. Он вызвался помочь.

Лодку Ермолай взял у человека по прозвищу Сучок, который служил рыбаком на ближнем озере. Его барыня, старая дева, запретила ему жениться. С тех пор Сучок сменил множество работ и пятерых хозяев.

Во время охоты Владимир должен был вычёрпывать из старой лодки воду, но он увлёкся и забыл о своих обязанностях. Лодка перевернулась. Только под вечер Ермолай сумел вывести рассказчика из болотистого пруда.

Второстепенные персонажи

Супруга мельника, типичная жертва господского произвола. Будучи миловидной, скромной и услужливой горничной, была у своей хозяйки на хорошем счету. Но, имев «наглость» влюбиться в лакея Петра, попала в страшную немилость. За преступную связь Арина с новорожденным ребенком была отправлена в деревню, а ее возлюбленного Петрушу сослали в солдаты.

Красивая крепостная девушка, в которую страстно влюбился молодой помещик. Однако эти чувства стали настоящим испытанием для Матрены. Поддавшись на уговоры влюбленного помещика, Матрена сбегает от хозяйки, но не находит счастья и спокойствия в личной жизни. В итоге она возвращается к барыне, чтобы тем самым оградить своего возлюбленного от судебных преследований.

Барский кучер, которому невероятно повезло: попав в приказчики, он не только получил свободу, но и порядком разбогател. Человек себе на уме, который не отличался ни добрым нравом, ни чрезмерной злобой. Семья его совсем невелика: сам Моргач да его сын, полная копия отца.

Молодой помещик, в прошлом офицер, который искренне печется о своих поданных и регулярно наказывает их ради их собственного блага. Человек воспитанный, рассудительный, доброжелательный. Один из самых образованных людей в округе, завидный жених.

В «Записках охотника» герои отличаются большим разнообразием характеров и судеб. В каждом своем рассказе Тургенев пытался описать всю сложность рабского положения крестьян, которому противостояло их духовное богатство.

Тема, проблема, идея и значение произведения

При знакомстве с рассказами, которые входят в сборник «Записки охотника», выделить основную идею и тему, объединяющую все произведения, несложно. Любовь к родной земле и к своему народу прослеживается уже с первых строк, и этой любовью пронизаны все рассказы цикла. Тургенев, показывая человеческие качества, характеры и образы крестьян, преследовал главную идею, объединяющую все рассказы цикла, которая заключалась в разоблачении уродливости крепостничества, выражении своего протеста против него.

Для того, чтобы раскрыть основную идею цикла, писатель затрагивает тему жизни крепостных крестьян, их нравственные и духовные качества. На фоне оскудения духовных и нравственных качеств дворянства картины, описанные Тургеневым в его рассказах, выглядят особенно ярко. То есть основная идея заключалась не только в выражении протеста и разоблачении пороков крепостничества, но и в том, чтобы показать моральное и духовное превосходство крестьян над своими господами.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Туршенев И.С. «Записки охотника». Краткий анализ 400 руб.
  • Реферат Туршенев И.С. «Записки охотника». Краткий анализ 220 руб.
  • Контрольная работа Туршенев И.С. «Записки охотника». Краткий анализ 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость В цикле рассказов «Записки охотника» Тургенев поднимает несколько важных проблем:

  • проблема крепостного права. Эта проблема является центральной, все остальные проблемы вытекают из основной.
  • проблема человека, который неукоснительно выполняет свой служебный долг. Эта проблема связана с образом главного героя. Писатель говорит о том, что человек, выполняющий все обязанности, становится изгоем. Его ненавидят и боятся.
  • проблема неукоснительного следования своим жизненным принципам и причины, которые вынуждают отступить от этих принципов.
  • проблема взаимоотношения человека, следующего своим обязанностям, с другими людьми.

На охоте — летом

Жарко, мучительно жарко… Но лес недалеко зеленый.
С пыльных, безводных полей дружно туда мы спешим
Входим… в усталую грудь душистая льется прохлада;
Стынет на жарком лице едкая влага труда.
Ласково приняли нас изумрудные, свежие тени;
Тихо взыграли кругом, тихо на мягкой траве
Шепчут приветные речи прозрачные, легкие листья…
Иволга звонко кричит, словно дивится гостям.
Как отрадно в лесу! И солнца смягченная сила
Здесь не пышет огнем, блеском играет живым.
Бархатный манит нас мох, руками дриад округленный…
Зову противиться в нас нет ни желанья, ни сил.
Все раскинулись члены; стихают горячие волны
Крови; машет на нас темными маками сон.
Из-под тяжелых ресниц взор наблюдает недолго
Мелких букашек и мух, их суетливую жизнь.
Вот он закрылся… Сосед уже спит… с доверчивым вздохом
Сам засыпаешь… и ты, вечная матерь, земля,
Кротко баюкаешь ты, лелеешь усталого сына…
Новых исполненный сил, грудь он покинет твою.

III

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Набокова Гроза Произведение наполнено игрой метафорами, использованием художественных приемов, которыми превосходно владел автор.
  • Кэрролл
  • Сочинение на тему Что такое Ответственность 15.3 ОГЭ 9 класс Ответственность – способность личности нести ответственность за свои действия, а также полностью влиять на ход событий, быть на самой вершине жизни и руководить своей судьбой.
  • Образ и характеристика Михаила Кошевого Тихий Дон Шолохова сочинение В романе Автор показывает Мишку Кошевого принципиальным коммунистом. Будучи в юношеском возрасте он начал тянуться к правде, став членом кружка Штокмана, стремясь познать социальное прошлое донского казачества.
  • Сочинение Можно ли простить измену в любви В жизни существует множество вечных тем и проблем, на которые человек никогда не найдёт ответы. Например, война и мир, любовь и ненависть, добро и зло. Можно бесконечно рассуждать на эти темы

V

И это я пишу тебе — тебе, мой единственный и незабвенный друг, тебе, дорогая моя подруга, которую я покинул навсегда, но которую не перестану любить до конца моей жизни… Увы! ты знаешь, что нас разлучило. Но я не хочу теперь упоминать об этом. Я тебя покинул… но и здесь, в этой глуши, в этой дали, в этом изгнании— я весь проникнут тобою, я по-прежнему в твоей власти, по-прежнему чувствую сладостное тяготение твоей руки на моей склоненной голове! В последний раз приподнимаясь из немой могилы, в которой я теперь лежу, я пробегаю кротким и умиленным взором всё мое прошедшее, всё наше прошедшее… Надежды нет, и нет возврата — но и горечи нет во мне и нет сожаленья, и яснее небесной лазури, чище первого снега на горных высотах, восстают, как образы умерших богов, прекрасные воспоминанья… Они не теснятся толпами, они проходят тихой чередою, как те , которыми — помнишь? — мы так любовались на древних барельефах Ватикана…

VIII

Я думаю о тебе… и много других воспоминаний, других картин встает передо мною — и повсюду ты, на всех путях моей жизни встречаю я тебя. То является мне

222
223

старый русский сад на скате холма, освещенный последними лучами летнего солнца. Из-за серебристых тополей выглядывает тесовая крыша господского дома с тонким завитком алого дыма над белой трубой, а в заборе калитка чуть раскрылась, словно кто потянул ее нерешительной рукою,— и я стою и жду, и гляжу на эту калитку и на песок садовой дорожки — я дивлюсь и умиляюсь, всё, что я вижу, мне кажется необыкновенным и новым, всё обвеяно какой-то светлой, ласковой таинственностью,— и уже чудится мне быстрый шелест шагов — и стою я, весь напряженный и легкий, как птица, только что сложившая крылья и готовая взвиться вновь,— и сердце горит и трепещет веселым страхом перед близким, перед налетающим счастьем…

XIV

Но разве нет великих представлений, великих утешительных слов: «Народность, право, свобода, человечество, искусство?» Да; эти слова существуют, и много людей живет ими и для них. Но все-таки мне сдается, что если бы вновь народился Шекспир, ему не из чего было бы отказаться от своего Гамлета, от своего Лира. Его проницательный взор не открыл бы ничего нового в человеческом быту: всё та же пестрая и в сущности несложная картина развернулась бы перед ним в своем тревожном однообразии. То же легковерие и та же жестокость, та же потребность крови, золота, грязи, те же пошлые удовольствия, те же бессмысленные страданья во имя… ну хоть , те же самые грубые приманки, на которые так же легко попадается многоголовый зверь — людская толпа, те же ухватки власти, те же привычки рабства, та же естественность неправды — словом, то же хлопотливое прыганье белки в том же старом, даже не подновленном

227

колесе… — и тоже бы промолвил: довольно! — и тоже бы отвернулся. Одно разве только: быть может, в противоположность мрачному, трагическому тирану — Ричарду — иронический гений великого поэта захотел бы нарисовать другой, более современный тип тирана, который почти готов поверить в собственную добродетель и спокойно почивает по ночам или жалуется на чересчур изысканный обед в то самое время, когда его полураздавленные жертвы стараются хоть тем себя утешить, что

Но к чему?

Перед охотой

Утро! Вот утро! Едва над холмами
Красное солнце взыграет лучами,

Холод осеннего, светлого дня,
Холод веселый разбудит меня.

Выйду я… небо смеется мне в очи;
С сердца сбегают лобзания ночи…

Блестки крутятся на солнце; мороз
Выбелил хрупкие сучья берёз…

Светлое небо, здоровье да воля —
Здравствуй, раздолье широкого поля!

Вновь не дождаться подобного дня…
Дайте ружье мне! седлайте коня!

Вот он… по членам его благородным
Ветер промчался дыханьем холодным,

Ржёт он и шею сгибает дугой…
Доски хрустят под упругой ногой;

Гуси проходят с испугом и криком;
Прыгает пес мой в восторге великом;

Ясно звучит его радостный лай…
Ну же, скорей мне коня подавай!

IX

Второстепенные персонажи

Супруга мельника, типичная жертва господского произвола. Будучи миловидной, скромной и услужливой горничной, была у своей хозяйки на хорошем счету. Но, имев «наглость» влюбиться в лакея Петра, попала в страшную немилость. За преступную связь Арина с новорожденным ребенком была отправлена в деревню, а ее возлюбленного Петрушу сослали в солдаты.
Красивая крепостная девушка, в которую страстно влюбился молодой помещик. Однако эти чувства стали настоящим испытанием для Матрены. Поддавшись на уговоры влюбленного помещика, Матрена сбегает от хозяйки, но не находит счастья и спокойствия в личной жизни. В итоге она возвращается к барыне, чтобы тем самым оградить своего возлюбленного от судебных преследований.
Барский кучер, которому невероятно повезло: попав в приказчики, он не только получил свободу, но и порядком разбогател. Человек себе на уме, который не отличался ни добрым нравом, ни чрезмерной злобой. Семья его совсем невелика: сам Моргач да его сын, полная копия отца.
Молодой помещик, в прошлом офицер, который искренне печется о своих поданных и регулярно наказывает их ради их собственного блага. Человек воспитанный, рассудительный, доброжелательный. Один из самых образованных людей в округе, завидный жених.

В «Записках охотника» герои отличаются большим разнообразием характеров и судеб. В каждом своем рассказе Тургенев пытался описать всю сложность рабского положения крестьян, которому противостояло их духовное богатство.

Предыдущая
СочиненияГлавные герои «Муму» характеристика персонажей рассказа Тургенева для сочинения и читательского дневника (5 класс)
Следующая
СочиненияГлавные герои «Городок в табакерке» характеристика персонажей сказки Одоевского

Главные герои

Автор, он же рассказчик, является помещиком и заядлым охотником. Странствуя по средней полосе России с ружьем и верной собакой, он общается не только с крупными и мелкими землевладельцами, но также с простыми окрестными крестьянами. Автор отличается мягким, скромным, доброжелательным нравом. Он чутко реагирует на красоты природы, и с гораздо большим удовольствием проводит время в лесу или на поле, нежели на званых ужинах.

Оброчный крестьянин, крепкий и сильный мужчина преклонных лет, невероятно трудолюбивый

Оттого и вся его семья живет в достатке, с налаженным хозяйством
Неграмотный, но обладающий обширными знаниями, мысли свои выражает скупо, важно, с осторожностью. Хорь весьма наблюдателен, прозорлив и способен дать точное описание каждому человеку
Это реалист до мозга костей, олицетворяющий собой неуемную энергию, деятельность и стойкость русского крестьянина.

Близкий друг Хоря – человек легкий, добродушный, с веселым кротким нравом

У него нет семьи, и он не стремится ее заводить. Это человек совсем иного склада: прирожденный мечтатель, идеалист, романтик, способный очень тонко чувствовать природу. Калиныч не отличается рассудительностью и хозяйственностью, очень доверчив.

Крепостной крестьянин – ни на что не годный бездельник, которому его помещик все прощает из-за его удивительной способности к рыбной ловле и охоте. Ермолай не прочь выпить и поговорить по душам, нетерпелив, добродушен. Несмотря на то, что женат, не уделяет времени ни своей супруге, ни обветшавшему домишке, ни хозяйству. Среди дворовых не пользуется уважением, и считается чудаком, который вечно попадает в различные переделки.

Суровый, ответственный лесник, который исправно выполняет свой долг. Ему пришлось пережить страшное предательство: любимая жена сбежала с другим мужчиной, оставив ему на попечение двоих детей. Несмотря на внешнюю мрачность, отличается добрым сердцем, отзывчивостью и милосердием. Можно сказать, что Бирюк – это олицетворение сурового долга.

Жанр, сюжет, композиция

В сборнике «Записки охотника» есть рассказы, которые тяготеют к сатире, так как в этих произведениях звучит антикрепостническая тема, но при этом присутствует лирическое описание природы, которую Тургенев очень любил. «Записки охотника» — это лирические рассказы с элементами сатиры.

В цикле рассказов «Записки охотника» представлена целостная картина России, которая освещена поэтическим отношением Тургенева к родной земле, размышлениями писателя о настоящем ее народа и его будущем. В этом произведении писатель не предлагает ярких сюжетных линий с активным действием

Большое внимание уделяется портретным характеристикам, привычкам, манерам и вкусам героев рассказов. Однако общий сюжет в цикле рассказов все же есть

Рассказчик совершает путешествие по России, однако география этого путешествия необширна – это Орловская область. По пути рассказчик встречается с различными людьми, в итоге вырисовывается картина российского быта.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Замечание 1

Расположению рассказов в книге сам автор придавал большое значение. В результате появилась не просто подборка тематически однородных рассказов, а единое произведение, внутри которого действуют закономерности, присущие образной взаимосвязи очерков.

Цикл рассказов открывается двумя тематическими фразами, каждая из этих фраз включает три рассказа. Сначала идут вариации на народную тему: «Хорь и Калиныч», «Ермолай и мельничиха», «Малиновая вода». Затем следует тема разоряющегося дворянства: «Уездный лекарь», «Мой сосед Радимов», «Однодворец Овсяников». Следующие рассказы вновь развивают тему народа, однако в них появляются мотивы вредного влияния крепостного права на души людей. В следующих рассказах «Бурмистр», «Контора» и «Бирюк» продолжается тема дворянства, но уже в обновленном варианте.

Первый рассказ цикла «Записки охотника» называется «Хорь и Калиныч». Здесь автор выступает в роли зрелого мастера народного рассказа. В этом рассказе определился своеобразный крепостнический пафос всего сборника, в котором изображаются сильные, мужественные, яркие характеры. Существование этих характеров превращало крепостнический строй в унижение и позор России, в явление, которое несовместимо с достоинством человека.

В рассказе «Бурмистр» автор разоблачает разрушительные экономические последствия цивилизаторской деятельности. Постепенно в книге происходит развитие художественной мысли о нелепости крепостнического уклада.

Основными особенностями книги «Записки охотника» являются:

  • место действия в рассказах – сельская Россия;
  • главным героем рассказов является крестьянство;
  • присутствует сквозной образ рассказчика-охотника;
  • главной темой является патриотическая тема
  • главная идея рассказов – антикрепостническая.

Почему Тургенев назвал цикл именно так?

Надо сказать, что сам автор был страстным охотником. Порой Тургенев по многу дней был увлечен своим любимым делом, и многие километры с ружьем в руках и охотничьей сумкой за спиной он гонялся с дичью. А сколько раз обхожены им Тульская, Орловская, Тамбовская, Калужская и Карская губернии! Что дали ему эти походы и путешествия? Безусловно, автор «Записок охотника» свел знакомство со многими людьми, большая часть из которых была самыми простыми крестьянами. Они делились с ним своими впечатлениями, рассказывали о родных краях, что-то советовали.

Мы сейчас проводим анализ цикла «Записки охотника», поэтому говорим о том, что легло в основу его содержания. Да, Тургенев без стеснения общался с простым людом, с бедняками и простыми земледельцами. Он смотрел на них не как на рабов, а как на таких же людей. Он не разделял их по положению, и хотел, чтобы общество было именно таким.

Так и родился цикл «Записки охотника», куда вошли рассказы Тургенева о том, что ему удалось увидеть и услышать. Но самое главное, идея единства народа и желание уравнять людей в обществе по социальному признаку четко прослеживаются в нити повествования

Обратите внимание, например, на то, кто автором был выбран в качестве прототипа главного персонажа. Это спутник по охоте — простой крестьянин Афанасий

Безлунная ночь

О ночь безлунная, ночь теплая, немая!
Ты нежишься, ты млеешь, изнывая,
Как от любовных ласк усталая жена…
Иль, может быть, неведеньем полна,
6 Мечтательным неведеньем желаний,—
Стыдливая, ты ждешь таинственных лобзаний?
Скажи мне, ночь, в кого ты влюблена?
Но ты молчишь на мой вопрос нескромный…
И на тебе покров густеет темный.

Я заражен тобой… вдыхаю влажный нар…
И чувствую, в груди тревожный вспыхнул жар…
Мне слышится твой бесконечный ропот,
Твой лепет вкрадчивый, твой непонятный шёпот —
И тень пахучая колеблется кругом.
Лицо горит неведомым огнем,
Расширенная грудь дрожит воспоминаньем,
Томится горестью, блаженством и желаньем —
И воздух ласковый, чуть дремлющий, ночной,
Как будто сам дрожит и пышет надо мной.

IV

Анализ стихотворения «Деревня» Тургенева

Иван Сергеевич Тургенев оставил после себя не только прозу, но и поэзию. Примером творчества молодого поэта может служить стихотворение «Деревня».

Стихотворение написано в 1846 году, опубликовано годом позже. Его автору 29 лет, он пишет стихи, сотрудничает с журналом «Современник» и публикует главы из «Записок охотника». По жанру — пейзажная лирика. Размер разнится, от ямба и хорея до акцентного и белого стиха. Лирический герой — сам автор. Композиция делится на 9 частей, каждая представляет собой картинку русской степной природы в разные времена года. Зарисовки мирные, идиллические, реалистические.

В первой описывается собственно деревня поздней весной. Интонация чуть ленивая, будто героя разморило на солнышке. Вековой уклад жизни завораживает городского жителя: предаться сам готов их бедному, простому быту. Во второй части «На охоте летом» — доверчивый на природе сон после азартной охоты. В третьей — безлунная ночь. Это одна из двух зарисовок, где явь перемешана с фантазией. Герою не спится, он, кажется, влюблен. В четвертой — семейственная картинка: герой будто видит давно умершего деда, возвращающегося домой с удачной охоты. Здесь также явь смешивается с фантазией. В пятой — единственная часть, которая могла быть мрачной и пугающей. Однако и здесь гроза завершается лишь очищением природы, наступлением прохлады. Шестая часть — другая ночь. Всадник пробирается через лес. Седьмая — осень подходит к концу. Герою грустно: больше ничего не держит его в деревне. Восьмая — последняя веселая охота в утренних заморозках. В девятой части благодарный герой с чувством прощается со степью, торопится в город, где ждут его и друзья, и враги. Он успел соскучиться не только по первым, но даже и по вторым. Прилив сил и вдохновения сопровождают его возвращение в город.

Лексика нейтральная, просторечная, местами устаревшая. Восклицания: как отрадно в лесу! Утро! Победа! Седлайте коня! падай обильнее, снег! Риторические вопросы: в кого ты влюблена? где ты, лазурь небес? Эпитеты: тихих, недремлющих, алой, яркой, душистый, пышные, серебристый. Сравнения: снежинки словно пчелы, ночь, как жена. Олицетворения: улыбается природа, шепчут листья, земля кротко баюкает сына. Метафора: природа — строгий и ясный художник. Множество повторов увеличивают экспрессию, динамику стихотворения.

Стихотворение «Деревня» — одна из пленительных страниц творческого наследия И. Тургенева. При жизни писатель больше ни разу не публиковал своих поэтических опытов, целиком переключившись на прозу.

Татьяна Борисовна и её племянник[ред.]

Кратко Подробный пересказ

Пятидесятилетняя вдова Татьяна Борисовна жила в маленьком поместье, образования не имела, но на мелкопоместную барыню похожа не была. Она свободно мыслила, с помещицами общалась мало и принимала у себя только молодёжь.

Восемь лет назад Татьяна Борисовна взяла на воспитание двенадцатилетнего племянника-сироту Андрюшу — красивого мальчика с вкрадчивыми манерами. Знакомый помещицы, любивший искусство, но совершенно в нём не разбиравшийся, нашёл у мальчика талант к рисованию и увёз его учиться в Петербург.

Через несколько месяцев Андрюша начал требовать денег, Татьяна Борисовна ему отказала, он вернулся и остался жить у тётки. За год он растолстел, в него влюбились все окрестные барышни, а к Татьяне Борисовне перестали ездить прежние знакомые.

III

…«Довольно»,— говорил я самому себе, между тем как ноги мои, нехотя переступая по крутому скату горы, несли меня вниз, к тихой речке; — «довольно»,— повторял я, вдыхая смолистый запах сосновой рощи, которому свежесть наступавшего вечера придавала особенную крепость и остроту; — «довольно»,— сказал я еще раз, усевшись на моховом бугре над самой речкой и глядя на ее темные и небыстрые волны, над которыми толстый тростник поднимал свои бледно-зеленые стебли… устал я.— Что мне в том, что в это самое мгновенье заря всё шире, всё ярче разливается по небу, словно распаленная какою-то всепобедною страстию? Что в том, что в двух шагах от меня, среди тишины и неги и блеска вечера, в росистой глубине неподвижного куста, соловей вдруг сказался такими волшебными звуками, точно до него на свете не водилось соловьев и он первый запел первую песнь о первой любви? Всё это было, было, повторялось, повторяется тысячу раз — и как вспомнишь, что всё это будет продолжаться так целую вечность, словно по указу, по закону,— даже досадно станет! Да… досадно!

Образ крестьянства в произведениях И. Тургенева

Образ России в произведении двояк. С одной стороны – это сильная, мощная держава, которая обладает огромным потенциалом. Русский народ – удивительный, он полон талантов, мудрых людей, он удивительно терпелив. Самосознание крестьян начинает пробуждаться. Тургенев писал свои рассказы с целью внести свою “лепту” в правдивое изображение русской действительности, отразить эпоху, запечатлеть её исторические перемены.

Русский мужик в тургеневской прозе – это мудрый, терпеливый человек, умелый работник, прекрасный хозяин, личность, неразрывно связанная с природой. Он уважает традиции, живёт по божьим законам, знает и тонко чувствует природу родного края. Изъян у русского мужика лишь один – его душа требует праздника: забитый крепостным правом народ находит утешение в кабаках. Все аспекты быта крестьян раскрываются в рассказах “Хорь и Калиныч”, “Бежин луг” и другие.

Старцев Дмитрий Ионыч – характер персонажа Чехова

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий