Река витим в забайкальском крае

В эпизодах

  • Лариса Архипова — Татьяна
  • Валентин Донгузашвили — купец Аганес Агабабыч
  • Константин Максимов — эпизод
  • Иван Олигин — эпизод
  • М. Синицын — эпизод
  • Л. Фатхуллин — эпизод
  • Т. Вафин — эпизод
  • Павел Федосеев — почтовый работник
  • Анатолий Бугреев — эпизод
  • Сергей Голованов — судья
  • Виктор Кузнецов — прокурор
  • Игорь Белозёров — управляющий
  • Нина Веселовская — баронесса Замойская
  • Георгий Георгиу — мистер Кук, инженер-американец
  • Григорий Гецов — доктор
  • Вацлав Дворжецкий — дед Яшка в бараке (в 4-й серии)
  • Владимир Маренков — Пётр, рабочий из комитета
  • Пётр Огородников — эпизод
  • Владимир Пицек — министерский сановник
  • В. Попов — эпизод
  • Леонид Реутов — эпизод (в титрах указан как — А. Реутов)
  • Б. Рогозин — эпизод
  • Михаил Семенихин — комитетчик
  • Тамара Сухонос — эпизод
  • Виктор Колпаков — дьякон Ферапонт (в титрах не указан)
  • Никита Третьяков — эпизод (в титрах не указан)

Другие объекты музейного комплекса.

Паровая воздуходувная машина

Для того, чтобы смесь, поданная домну, достигла того уровня температуры, при которой руда начнёт плавиться и получится чугун, необходимо было в доменную печь подавать воздух. В музее мы можем увидеть паровую воздуходувную машину, изготовленную 1898 году двумя заводами — Северским и Сысертским, и установленную в пристрой к зданию доменной печи в период её реконструкции.
Мощность привода составляет 80 лошадиных сил, количество подаваемого воздуха 340 кубов в минуту, а высота цилиндров — 1,9 м.

Кран консольный

В цехе есть ещё очень интересное устройство: деревянный консольный кран. Мы все с вами видели подъёмные краны, сделанные из прочного железа, а этот кран установленный в цехе собран из деревянных брусьев, скрепленных стальными пластинами. Грузоподъёмность этого крана — 14 тонн, максимальная высота подъема груза — 3,8 м.

Привод прокатного стана

Еще мы можем увидеть также и привод прокатного стана: огромное колесо- маховик диаметром 8,55 м и весом 30 тонн. Он обеспечивал стабилизацию скорости рабочих валков стана. Не знаю как вас, а меня поражает человеческая изобретательность при использовании силы воды – электричества-то тогда еще не было.

Угрюм-река 1 сезон: актерский состав

  • Роль Прохора Громова досталась Александру Горбатову. Зрители видели его в роли Мстиславского в сериале «Годунов», Лихолетова в «Ненастье».
  • В роли Петра Громова снялся Александр Балуев. На его счету более ста ролей. Среди фильмов с его участием «Ковчег», «Герой», «Фотограф».
  • Роль Анфисы исполнила Юлия Пересильд. Она много снимается. В том числе, в фильмах «Золотая Орда», «Победители».
  • В роли Нины Куприяновой снялась Софья Эрнст. Одна из ее работ — роль Даши в сериале «Содержанки».
  • Роль Ильи Сохатых исполнил Александр Яценко. Это не первый его исторический фильм. Он снимался в «Хождении по мукам», «Тихом Доне». Сейчас играет Ивана в «Грозном».
  • Верочку Громову играет начинающая актриса Вероника Волоха. Она снималась в дилогии «Маруся».
  • В роли Ибрагима Юрий Миронцев («Как в кино»).

 Также в сериале задействованы актеры театра и кино:

  • Дарья Мороз
  • Игорь Захаров
  • Юрий Чурсин
  • Игорь Трафлялин
  • Роман Мадянов и другие.

Интервью «коллеге»

В следующий раз приближаюсь к Громову-Балуеву в перерыве между съёмочными эпизодами.


Александр Балуев уверен, что картина, в которой он исполняет роль Петра Громова, не останется незамеченной ни для него самого, ни для зрителей. Фото: Валентина Юлдашева

– Интервью для «Областной газеты» дадите?

— Для «Областной» дам. Присылайте корреспондента.

– Так уже здесь…

Приятно, что можешь удивить чем-то видавшего виды человека. Дождавшись сцены, где актёр не задействован, укрываемся под навесом от припустившего дождика.

– Александр Николаевич, у вас более ста киноролей. Как думаете, Пётр Громов будет стоять в их череде как-то наособицу?

— По крайней мере, надеюсь, она не пройдет незамеченной. Вообще, я не берусь играть, если не рассчитываю на то, что это найдёт какой-то отклик у зрителей. Не соглашаюсь на роль, не прочитав сценарий. Смотрю, есть ли там драматургия, характер, конфликт кого-то с кем-то или с обществом. В данном случае сценаристу и режиссёру Юрию Морозу всё это удалось соединить. К тому же в партнёрах у меня блестящие актёры. Так что должна получиться не проходная история, а значимая для меня и для зрителя.

– Не пересматривали перед съёмками первую экранизацию «Угрюм-реки»? Художник-постановщик говорил, что специально этого не делал, чтобы уйти от невольных повторов.

– Этот фильм смотрел давным-давно. Повторов же и так не должно быть, ведь в основе той картины лежит тема классовой борьбы, которая сегодня уже не актуальна. Не секрет, что сценарная команда кое-что додумала за романиста. Вернее, не так: вычленили из густоты событий романа то, что нужно. Сейчас, насколько знаю, акцент сделан на мелодраматическую и мистическую линии.

– Отличие уже видно. Той сцены, которую сегодня снимают, вообще не было у Лапшина. Кстати, у вашего героя прямо какой-то демонический образ. Слышал, как партнёрша сравнила вас с Распутиным…

— На самом деле, характер Петра Громова от меня лично далёк. Я человек, не претендующий на превосходство над кем-либо. А здесь именно такой характер. Но играть его интересно. Что до Распутина…Если будут некоторые переплетения, ничего плохого в этом не вижу. Просто вся эта история гораздо объёмней, чем можно про это снять кино.

– Даже если оно – в 16 серий?

— Да. Потому что втиснуть весь роман – будет очень ёмко и раздёргано, в плохом смысле. Нужно вычленять основу из этого романа. Я думаю, что у Юры (Юрия Мороза. – Прим.ред.) сценарий ещё в работе, не готов окончательно финал. Непонятно, что с Петром делать, как его судьбу завершить.

– Ну, когда берёшься переписывать что-то, к этому надо быть готовым. Персонажи часто начинают вести себя непредсказуемым образом. А если уж мистика вкрадывается, то тем более… К слову, сами ничего такого не почувствовали здесь – на Чусовой?

– Нет. Может, для этого времени больше надо. Для уральцев, понятно, она имеет большее значение, чем, скажем, для жителей средней полосы. Как Волга для волжан играет колоссальную роль не в географическом и геополитическом плане, а просто как река-кормилица, с красотой окрестных мест. Что до Чусовой, то, конечно, она – исторически значимая водная артерия…

Собеседник на секунду замолкает, глядя на струю, сбегающую с тента, потом, с улыбкой, продолжает.

— Вот второй год подряд приезжаю в эти места (в 2018 году на съёмки фильма «Золото Лагина»), и каждый раз меня дождь застаёт. До этого, говорят, сухо, а как появлюсь – льёт. Вон, разверзлись хляби небесные… Может, в этом тоже что-то есть от мистики?

Актёра приглашают на площадку. С двустволкой он в очередной раз устремляется к дому Анфисы. К моросящему дождику для верности добавляют искусственного, а также отблески молний и громовые раскаты. Грянет ли киноистория семьи Громовых, как полвека назад? Поживём, как говорится, увидим.

Опубликовано в №139 от 07.08.2019

В ролях

  • Георгий Епифанцев — Прохор Петрович Громов
  • Виктор Чекмарёв — Пётр Данилыч, отец Прохора
  • Афанасий Кочетков — дед Данила
  • Валентина Владимирова — Марья Кирилловна, мать Прохора
  • Людмила Чурсина — Анфиса Петровна Козырева
  • Павел Махотин — Андрей Андреевич Протасов, инженер
  • Валентина Иванова — Нина, жена Прохора
  • Владимир Емельянов — Яков Назарович Куприянов, отец Нины
  • Зинаида Невоструева — Домна Ивановна, мать Нины
  • Гиви Тохадзе — Ибрагим-оглы
  • Александр Демьяненко — Илья Сохатых, приказчик
  • Валентина Телегина — Варвара, кухарка
  • Евгений Весник — Фёдор Степанович Амбреев, пристав
  • Иван Рыжов — отец Ипат
  • Даниил Нетребин — Константин Фарков
  • Юрий Медведев — Иннокентий Филатыч Груздев
  • Нонна Тен — Синильга, тунгуска-шаманка
  • Николай Бадьев — Федотыч
  • Анатолий Торопов — Шапошников, ссыльный
  • Валентина Савельева — Клюка
  • Владимир Балашов — следователь
  • Валерий Чумичев — Пантелеймон Рощин, учитель
  • Анатолий Соловьёв — Филька Шкворень (роль озвучил Евгений Весник)
  • Виктор Щеглов — фон Пфеффер, ротмистр

Сюжет

Авторы не озвучили официальную дату выхода серий на Первом канале Угрюм-река 1 сезон. Известно, что премьерный показ пройдет осенью 2020 года. Это значит, что скоро зрители увидят долгожданный проект Юрия Мороза.

XIX век. Старший глава семейства Громовых Данила смог разбогатеть, занимаясь разбоем. Все свое имущество он передал наследнику Петру. Мужчина стал успешным предпринимателем, а накопленные средства завещал сыну Прохору. Петр смог воспитать сильного и стойкого человека. Однако его сын не лишен корыстолюбия и жажды власти. Молодой человек мечтает стать хозяином сибирского края.

Прохор влюблен в Анфису − первую красавицу города. Однако он выбирает брак по расчету, решив связать жизнь с девушкой Ниной. Анфиса начинает шантажировать влюбленного. Мужчина совершает много непростительных поступков. Постепенно его честность и справедливость уступают место тирании и алчности. Желая разбогатеть, Прохор лишается человечности.

Вольная интерпретация известной повести заинтересовала многих зрителей. По заявлению режиссера, его проект не будет точно следовать сюжетной линии. Это решение связано с тем, что многие поступки героев уже не актуальны в современное время. Увидеть новую версию легендарного творения хотят многие ценители романа. Поэтому вопрос, когда же выйдет Угрюм-река 1 сезон, по-прежнему волнует аудиторию.

Задача

Перед вами отрывки из романа Вячеслава Яковлевича Шишкова (1873–1945) «Угрюм-река». Этот роман был впервые опубликован в 1928 году и посвящён жизни сибирских золотодобытчиков конца XIX — начала XX века, живших на территории современных Иркутской области, Красноярского края и Якутии.

Главные герои романа — недавно поселившиеся в тайге русские купцы и старатели — встречаются с коренными жителями этих территорий, тунгусами. Тунгусы — это устаревшее, якутское по происхождению название народа, который сейчас называет себя эвенками. Эвенки родственны многим другим коренным народам Сибири и говорят на эвенкийском языке, относящемся к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи.

В одной из глав романа В. Я. Шишков описывает встречу главного героя — Прохора Громова — с жителями эвенкийского поселения, достаточно достоверно отражая языковые и культурные особенности общения героев. Вот некоторые примеры того, как общаются герои романа:

— Куда, бойе, низ бежишь? — спросил тунгус, когда вышли на берег.

— В Крайск, старик, в Крайск. Доплывем?

Тунгус удивленно посмотрел на него и потряс головой:

— Нет. Сдохнешь. Мало-мало нельзя ходить.

Прохор начал возражать, горячо заспорил, но тунгус стоял на своем:

— Мало-мало твоя дурак… Зима скоро… Шибко далеко, бойе. Борони-и-и бог!

<…>

Старуха все время что-то бурчала себе под нос толстым голосом.

— Э, бойе… Э!.. — она не умела говорить по-русски, но Прохор понял, что она просит ружье. Глаза ее вспыхнули.

Старик тунгус, все время не покидавший Прохора, сказал ему:

— Это мой баба… Шибко хорошо стрелял, медведь бил, амикан-батюшка… Шибко много… Борони-и-и бог!.. Вот слепился… Мало-мало кудой глаз стал…

Задание 1. Переведите два последних предложения из реплики старика (Вот слепился… Мало-мало кудой глаз стал…) на литературный русский язык, учитывая контекст, в котором сказаны эти слова. Какие особенности речи старика, отличающие её от литературного русского языка, вы заметили? С чем они могут быть связаны? Знание эвенкийского языка для перевода не требуется.

Задание 2. Лингвисты и социологи считают, что речь старика в этом романе представляет собой пример пиджина — особого контактного языка с упрощённой грамматикой, используемого в ситуациях, когда ни один участник разговора не владеет в должной мере языком собеседника. Почему в романе на пиджине разговаривает именно старик-тунгус, но не старуха и не Прохор?

Задание 3. В «Угрюм-реке» для обозначения народа эвенков, к которому относится часть героев романа, используется слово тунгусы. Сейчас этот этноним (такой термин используют для названий народов или этнических групп), как и некоторые другие, вышел из официального употребления и не одобряется ни учёными, ни самими эвенками.

1. Почему эвенки не одобряют этноним тунгусы и стараются его не использовать?

2. Несмотря на произошедшую смену этнонима, старое название эвенков сохранилось в русском языке в отдельных словах и словосочетаниях. Приведите примеры таких слов или словосочетаний. Почему корень тунгус— в этих примерах сохранился?

3. Приведите другие примеры народов (проживающих на территории современной России или за ее пределами), которые в ходе исторического развития изменили свой этноним. Для каждого примера укажите как вышедший из употребления, так и современный этноним, а также назовите хотя бы одно слово или выражение, в которых сохраняются старые этнонимы.

Последние задачи

(Не очень) стойкий оловянный алкин

16.11 • Григорий Молев

Эффективность в баскетболе

09.11 • Айк Акопян

Шрек Мороз — Зелёный Нос

02.11 • Дмитрий Петелин

Химическое равновесие и резонанс

26.10 • Григорий Молев

См. также

«Темная материя и динозавры». Глава из книги

2016 • Лиза Рэндалл • Книжный клуб • Главы

Космический гость

28.09.2015 • Сергей Варламов • Задачи

«Языкознание». Глава из книги

2017 • Владимир Алпатов • Книжный клуб • Главы

Языковые контакты на севере: о чем это?

Ольга Ханина • Библиотека • «Троицкий вариант» №8, 2018

Троллинг XV века

Максим Руссо • Библиотека • «Троицкий вариант» №12, 2019

Одним из двигателей эволюции языка могло быть неравномерное распределение языковых единиц

06.05.2010 • Александр Бердичевский • Новости науки

«Происхождение языка». Глава из книги

2011 • Светлана Бурлак • Книжный клуб • Главы

Рассказы очевидцев

Александра Конвисер:
«Я вчера, новый опыт получила, в кино снималась! Вот так бывает, когда гуляешь рядом со съемочной площадкой, тебя увидят и позовут сниматься :)). Я была женой рабочего и варила похлебку в котелке, это было не так просто, нужно было не только варить, но и следить, чтобы юбка не вспыхнула от костра! :))

А потом мы с другими рабочими шли на демонстрацию, а ещё у меня ребенок был, в лаптях! На мой вопрос почему ребенок в лаптях, если мы городских играем, ребёнок ответил: «А мне сказали , что я девочка из бедной семьи!» На что мой съемочный муж ответил:» Да, мы небогатая семья!» :)).

А ещё мне ботинки выдали новые, я смотрю, что- то не то с образом, говорю помощнику режиссёра: «Что- то у меня ботинки слишком чистые.» Он посмотрел, согласился, и сразу мне их землей сверху намазал:)). Вы непременно посмотрите эту серию, «Угрюм-реки», где я в грязных ботинках, варю похлёбку и иду с ребенком в лаптях, и с мужем на демонстрацию!

Надеюсь, что это из фильма не вырежут :)). А если вырежут, вы обязательно представьте, как это было :)))

А ещё когда, мы с товарищем по съёмке возвращались, с площадки, нас остановили на улице двое мужчин и попросили сфотографироваться, на что я сказала, что мы из массовки, а они сказали : «Не важно, вы все равно звезды!» Это было невероятно приятно и радостно, фотографироваться с прохожими. :)) Это был невероятно и мега крутой день! :))»

Валентина Юлдашева
• «Вот так я и стала актрисой.


• Мишане 3 года и он из деревни Трека, он сегодня звезда на площадке. Артистичный, смелый, и он дракон 🙂 #угрюмрека #чусовая

• Шёл третий день съёмок. Погода менялась каждые два часа, то солнце, то дождь, то ветер. Мы запаслись медным чайником Иван-чая, оделись потеплее и пошли наблюдать. Сегодня много актёров массовых сцен — очень красивые люди, а дети так вообще ангелочки. #угрюмрека #чусовая #каменка

• Из серии: Было — стало. Дом Анфисы сгорел и сегодня на съёмочной площадке будут выяснять кто был поджигателем. #угрюмрека»

Если кто еще не был в Каменке – рекомендую. Из Екатеринбурга в сторону Первоуральска, Шаля, не пропустите сворот на Каменку.

Фото Марии Канчер, Валентины Юлдашивой, Александры Конвисер. Если еще кого не упомянула — сообщите, добавлю или удалю.

«Уральский Голливуд»

Декорации для натурных съёмок возвели на реках Исеть, Реж и Чусовая. Кстати, на берегах последней Ярополк Лапшинна Свердловской киностудии снимал частично первую, четырёхсерийную экранизацию «Угрюм-реки» (1968 г.) Тогда в кадре было село Слобода, теперь – соседняя деревня Каменка. На крутом берегу издали видны древние сторожевые башни – остатки «натуры» от съёмок ещё советской поры. К этому месту неспроста прилипло название «уральский Голливуд»: здесь снимали фильмы «Семён Дежнёв» (1983), «Демидовы» (1983), «Золотая баба» (1986), «Похищение чародея» (1989), «Житие Александра Невского» (1991), «Золото» (2012).

Автор материала наведался в Каменку за месяц до начала съёмок. К тому времени декорации (на них ушло 80 кубометров пиломатериала) уже отстроили. Для этого из Ялты прибыла специальная команда киношных строителей – они работают не только в России, но также во Франции и США. Перед Ключ-Камнем разместилась резиденция Петра Громова: склады, мельница, контора, пристань с помостом для приёма груза. Аккурат под самой скалой собрали старую избу, перевезённую из посёлка Прогресс. Весь новодел – это по сути только стены: внутренние съёмки будут происходить в павильонах. Снаружи всё выглядит очень основательно и натурально, но кажущаяся простота и естественность – результат кропотливой профессиональной работы: например, мне довелось взглянуть на шесть (!) эскизов небольшого мостка через речку Каменка.


Местным плотникам работы во время строительства декораций не нашлось: ими занималась специальная команда из Ялты. Фото: Валентина Юлдашева

РОМАН В.Я.ШИШКОВА «УГРЮМ-РЕКА»

Но сначала немного о романе «Угрюм-река», его автор Вячеслав Яковлевич Шишков, после окончания в 1891 году Вышневолоцкого технического училища в 1894 году попадает на работу в Томский округ водных путей сообщения, где какое-то время работает вместе с Николаем Ефимовичем Матониным — потомком когда-то богатейшего енисейского предпринимательского рода. Видимо, Николай Ефимович и рассказал Шишкову о жизни золотопромышленников енисейской тайги.
В основе романа реальный богатый материал, потому что с 1900 по 1920 год В. Я. Шишков совершает экспедиции по Иртышу, Оби, Бии, Катуни, Енисею, Чулыму, Нижней Тунгуске, Лене и Ангаре.

Получился великолепный роман — семейная сага о трех поколениях купцов и золотопромышленников Сибири на фоне «золотой лихорадки» в Енисейской тайге.
В 1928 году печатается первая часть романа «Угрюм-река», а в 1933 году — полное издание «Угрюм-реки». Но мы должны учитывать время выхода романа – несмотря на то, что Советская Власть была еще совсем молода, но цензура не позволяла выпускать романы без классовых акцентов.


Действие романа разворачивается в конце XIX — начале XX века вокруг семьи Громовых. Дед главного героя Данила Громов, с одной стороны был мелким лавочником, с другой стороны, в юности занимался разбоем – грабил проезжающих по сибирскому тракту купцов, а награбленное прятал, боялся проклятья убиенных. Умирая, он рассказал своему сыну где спрятан клад, раскаиваясь перед смертью в содеянном и упрашивая на украденное построить церковь. Пётр Данилыч Громов своей удачи не упустил — вложил награбленное в торговлю, а сына Прохора — главного героя романа, сильного и телом, и духом 17-летнего наследника отправил на Угрюм-реку, на поиск новых возможностей для семейного бизнеса. Прохор Громов – сибиряк в четвертом поколении, использовал все возможности, данные временем, и стал богатейшим и влиятельнейшим предпринимателем в сибирском крае. В романе круто замешана и любовная интрига – красивая вдовушка-колдунья и ее одновременный роман с отцом и сыном Громовыми – и все это за 50 лет до бразильских сериалов. И это не только одна Анфиса… В общем, кому надо роковых страстей, дикого капитализма и зарождения революции – почитайте, скучно не будет. Хоть и основано на исторических фактах, но читается легко и затягивает.
Угрюм-река — река несуществующая, реки с таким названием, ни на Урале, ни в Сибири не было.
В 1911 году Шишков участвовал в экспедиции по Нижней Тунгуске. В романе под названием Угрюм-река описана эта река. Автор немного изменил названия населённых пунктов на Нижней Тунгуске: ну, например, Подволочная — Подволошино, Почуйское — Чечуйск…
Описываются в романе и река Лена, и Енисей, и Туруханск. Ох, как захотелось в те края!

Прототипами членов семьи Громовых были Косьма Куприянович, Аверьян Косьмич и Николай Ефимович Матонины. Фамилия Матониных не в чести у краеведов, их считали кровопийцами и убийцами, одна история подаренных на свадьбе невесте серег с убитой матери отца невесты чего стоит, хотя история этой семьи где-то  типична для тех времен и нравов.

Пётр Григорьевич Матонин крестьянствовал и грабил купцов, проезжающих через село по дороге Енисейск — Красноярск. Перед смертью Пётр Григорьевич сообщил своему внуку Косьме (Кузьме) о месте нахождения схорона. По поверьям, клад должен был полежать одно поколение в земле, чтобы очиститься от проклятий. Наверное, таким же образом формировались капиталы части известных сибирских купцов. Хотя Матонины были и меценатами, так 1 декабря 1883 года в селе Кекур губернатор открыл первое в Енисейской губернии сельское ремесленное училище имени А. К. Матонина. Официально училище было двухлетним, но реально здесь давалось пятилетнее образование.
Аверьян Косьмич (прототип Прохора), на чьи деньги училище строилось, умер перед открытием ремесленного училища. Символично, что в 1931 году плиту с могилы Аверьяна Матонина забрали для строительства свинарника.

Транспорт в музейном комплексе.

Вот про паровоз на территории музея я рассказать могу. Он большой, черный, с красными колесами и красною звездой. Как из той песни: «Мой паровоз вперед лети, в коммуне остановка, другого нет у нас пути, в руках у нас винтовка!» Это паровоз модифицированной серии Э, строить такие паровозы начали на Луганском заводе (сегодня не братская Украина) в 1912 году. Этот паровоз работал в железнодорожном цехе Северского трубного завода и последний раз он выходил на смену в 1977 году. Здесь же можно увидеть древний автомобиль, можно ведь так назвать почти 70- летний автомобиль? Урал- ЗиС-5 был выпущен в 1946 году, грузоподъёмность у этого автомобиля было всего 3 тонны, но это был один из главных грузовиков в Великой Отечественной войне и выпускался он в Советском Союзе с 1933 по 1948 годы. Этот автомобиль произведен в городе Миассе на Урале и работал на заводе до конца семидесятых годов, а потом его передали в музей.
Чтобы рассказать обо всем, что есть в музейном комплексе, нужен экскурсовод, поэтому обязательно приезжайте в этот прекрасный музей, там проходит постоянные выставки, а еще вам расскажут о том, как производят трубы.
Как я уже говорила, мне очень повезло, и я была в современном цехе. Я видела как автоматика управляет производством, как производятся трубы.
К сожалению, пока в производственные цеха на экскурсию не водят, но может быть когда-нибудь Северский трубный завод и доживёт до промышленного туризма.

Преображенская часовня

Если Вы приехали на Северскую домну, то вы обязательно увидите Преображенскую часовню. Удивительно ажурная, удивительно нарядная Спасо-Преображенская часовня была построена в честь 900- летия Крещения Руси и освятили её в 1894 году. Часовня состояла из металлического каркаса и была увенчана пятью зеркальными крестами. К сожалению, в тридцатые годы когда советская власть боролась против Православия в России и вообще против любой веры, часовню разобрали и переплавили. Но, к счастью, остались старые фотографии и красавицу часовню восстановили. В 2013 году её перенесли на территорию музейного комплекса Северская Домна. Каждый год на 19 августа в праздник преображения Господня к часовне совершается Крестный ход. Часовня Спаса Преображения в городе Полевском

Из «полицейского» – в «мужика»

Тогда же, в июле, удалось добыть координаты помощника режиссёра, отвечающего за подбор артистов массовых сцен. Хотелось не только со стороны, как на перроне, посмотреть за ходом этого киношного локомотива, а проехать в нём хотя бы одну остановку. Удалось. Правда, «коротка кольчужка» оказалась: форма полицейского была мала, и пришлось влиться в ряды «мужиков» из числа возрастных первоуральцев.

Четвёртый из шести дней, отведённых для работы на локации в деревне Каменка, режиссёр Юрий Мороз посвятил съёмкам сцены у дома Анфисы (Юлия Пересильд). Саму роковую красавицу к тому времени уже порешили, а потому основной груз «скорбных» сцен лёг на Александра Балуева, воплощающего образ Петра Громова. Актёр прилетел на один день, поэтому задействовали его по полной.


Последние сцены у дома Анфисы. Скоро в дело вступят пиротехники и пожарные, и от избы останутся лишь обугленные стены. Фото: Дмитрий Сивков

На площадке было много узнаваемых лиц, но для далёкого от мира кино человека все они – из серии «где-то видел». Зеваки, да и массовка активно делали селфи на их фоне.

— Вы знаете, кто это? ― спрашиваю одного из счастливцев со смартфоном.

— А какая разница? ― слышу в ответ.

Разница, между тем, есть. Например, обладатель двух премий «Ника» Александр Яценко(исполнитель главной роли в фильме «Аритмия») играет приказчика Громовых Илью Сохатых (в экранизации 1968 года эту роль играл Александр Демьяненко).

— Ну чего стоите, рты разинули?! – прикрикивает Сохатых. – Забирайте, давайте, Петра Данилыча…

Это он мне и ещё трём «мужикам», стоящим поодаль от завалинки, где лежит Александр Балуев. По сюжету Громова-старшего хватил удар от того, что он увидел в трагическую ночь в окне дома Анфисы. Подходим, касаюсь плеча лежащего, и тут звучит команда: «Стоп! Снято!».

Создатели картины

В картине Ярополка Лапшина примечательны не только актёры и роли. «Угрюм-река» — это настоящая панорама жизни сибирского народа, созданная в 1932 г. романистом Вячеславом Шишковым.

Ярополк Лапшин выбрал произведение Шишкова неслучайно: режиссёр большую часть своей жизни провёл в Сибири, в Свердловской области, поэтому произведение показалось ему родным и понятным.

Превращением сюжета романа в увлекательный сценарий Лапшин занимался вместе со своим товарищем Валентином Селивановым. Помимо этого, Селиванов трудился над сценариями к фильмам «Петля Ориона» и «Дневник Карлоса Эспинолы».

За камерой во время съёмок стоял Василий Кирбижеков, также снимавший фильмы «Самый сильный» и «Алло, Варшава!».

В 1969 г. за многосерийную экранизацию романа В. Шишкова «Угрюм-река» Ярополк Лапшин получил специальный диплом ВТФ.

Угрюм-река сериал 2020: описание серий

В центре сюжета семья Громовых. Данила Громов был разбойником. Он грабил и убивал. Этим и сколотил приличное состояние. При смерти он передал все своему сыну Петру. Тот оказался предприимчивым и преумножил капитал. Теперь пришла пора Прохору стать достойным наследником семьи Громовых. Прохор целеустремленный и сильный духом. Он восхищается богатством сибирского края. И мечтает стать хозяином его. Но не так прост Прохор, как кажется. Есть в нем и задатки тирании, и корыстолюбие, присущее его деду.

Любовь у Прохора с Анфисой, местной красавицей. Но под венец он собрался идти с Ниной Куприяновой. Этот брак более выгоден и позволит приумножить капитал. Анфиса шантажирует его, но добиться ничего не может. И Прохор совершает первый шаг к пропасти, решаясь на убийство. Раскрывается его сущность. Он становится грозой края. Рабочих нещадно эксплуатирует, заставляя работать без отдыха. Его волнует только прибыль. Даже лучшего друга Прохор предает. А ведь когда-то он спас ему жизнь.

Сначала Нина пыталась противостоять супругу. Но вскоре и ее поглотила жажда наживы, денег, красивой жизни. Страсть к достижению цели застилает глаза. Но зло обязательно вернется сторицей к тому, кто его совершил. И кара рано или поздно настигнет.

Лучшие ответы

Викторыч:

В 1911 году Шишков участвовал в экспедиции по реке Нижняя Тунгуска. В романе под названием Угрюм-река описана Нижняя Тунгуска. Шишков немного изменил названия населённых пунктов на Нижней Тунгуске: Подволочная — Подволошино, Почуйское — Чечуйск, Ербохомохля — Ербогачён В прошлом году исполнилось 100 лет со времени экспедиции писателя Вячеслава Шишкова по Нижней Тунгуске, после которой он написал самое значительное свое произведение – роман «Угрюм-река» .

Вячеслав Яковлевич Шишков отправился на север Иркутской области с целью выполнить геодезическую съемку местности и проработать вариант возможного строительства канала между реками Лена и Нижняя Тунгуска. Экспедиция проходила в летний период, а в начале сентября писатель едва не погиб – врасплох геодезистов застали рано наступившие заморозки и лед по берегам реки. По окончании экспедиции В. Шишков дал заключение, что строительство канала невозможно, так как высота уровня рек сильно отличается. Тем не менее, сама экспедиция вдохновила его на создание главного романа в своей жизни – «Угрюм-река» . Это название писатель взял из местной народной песни, в которой так называлась Нижняя Тунгуска. В настоящее время в Ербогачене (Катангский район) открыт и действует музей имени Вячеслава Шишкова. .litra /biography/get/wrid/00865271234972550384/

Настасья Андреевна:

В советских мультфильмах!!!))

да нет кликухи:

эт Енисей кажись

Ёжик в тумане:

В Сибири

Наталья Симахина:

Река Подкаменная Тунгуска изображена в романе Шишкова «Угрюм-река».

mariusz:

В сказке.

Людмила Степнова:

нет, такой реки. Её прообраз река Витим, именно её писатель Шишков описывал в своем романе «Угрюм река»

Azazella:

как не смешно, в армии только познакомился с Шишковым, книга понравилась, а вот реку такую на карте не нашел, Тунгуска ее прототипом вроде служит, та что Нижняя, а район примерна Красноярских губерний)

Александра:

Живу в городе, который стоит на реке Витим. Это сибирь, север иркутской области. Местные жители уверены, и утверждают что именно Витим и есть Угрюм-река. Часто именно так её и называют.

Иван Ильич Давигаденко:

Угрюм-река — это искажённое от Урюм . Набери в поисковике Урюм — узнаешь. Это слово есть у всех сибирских народов.

Актёры и роли: «Угрюм река». Г. Епифанцев в роли Прохора Громова

Согласно сюжету, Прохор Громов – это внук разбойника Данилы Громова и его прямой наследник. Прохор — сильный и трудолюбивый человек. Он отличается твёрдыми принципами и моральными устоями. И всё же внуку пришлось расплатиться с лихвой за злодеяния своих предков.

В фильме Ярополка Лапшина роль Громова-младшего сыграл Георгий Епифанцев. Актёр является уроженцем города Керчи. В 1960 г. он окончил престижную Школу-студию МХАТ.

Впервые на экранах Георгий Епифанцев появился в фильме «Фома Гордеев» Марка Донского. В образе богатого купца Гордеева исполнитель выглядел настолько убедительно, что, пожалуй, это и предопределило его участие в проекте «Угрюм-река» Лапшина.

Артиста можно увидеть в образе революционера Марка Елизарова в картине «Сердце матери», а также в фильмах «Приваловские миллионы» и «С любимыми не расставайтесь».

Георгий Епифанцев стал основателем актёрской династии: его трое детей тоже стали актёрами.

Что такое музейный комплекса Северская Домна?

Я принадлежу к небольшому кругу счастливцев, которые не только видели музейный комплекс «Северская Домна», но и действующее производство

Основу музейного комплекса «Северская Домна» составляет Домна – единственный на Урале оставшийся экземпляр домны, в котором выплавляли чугун почти 120 лет назад. Это настоящий памятник промышленной архитектуры, домна поражает своей технологической красотой, пропорциями, восхищает размер промышленного здания. Восьмигранная здание с куполообразной крышей (здесь расположена домна) и литейным двором слово напоминают храм – и это был ХРАМ для рождения железа. Кстати, даже не специалист может заметить, что при его строительстве использовались приемы и материалы, характерные для возведения православных храмов в 19 веке. Постановлением Совета министров Российской Федерации ещё в 1974 году этот промышленный комплекс был взят под государственную охрану (и только поэтому видимо и сохранился) и признан объектом культурного наследия республиканского значения, сегодня это памятник федерального значения.


Северская доменная печь была построена в 1898 году на фундаменте предыдущий доменной печи завода дававший чугун с 1859 года.

Колошниковая площадка

На самом верху печи размещается колошниковая площадка, с этой площадки производилась загрузка необходимых материалов: руды, древесного угля, известняка. Все эти тяжелые материалы доставлялись на лошадиных повозках по наклонным помостам и галереям на 14-метровую высоту, а это почти пятиэтажный дом. Доменный цех в том виде, в котором мы его сегодня видим, работал до июня 1934 года.
Высота домны 14 м, полезный объем печи — 86 кубических м, в сутки производилась 40 т чугуна, чугун выпускали из печи раз в 4 часа. Представляете, какое тут было интенсивное движение?


Колошниковая площадка тоже является памятником промышленной архитектуры. Почему она называется Колошниковая? Потому что материалы в неё подавались в специальных ковшах, в определенных количествах, по объему и весу. Эти ковши называли колошами. На сегодняшний день всё технологическое оборудование колошниковой площадки хранилось таким, каким было в 19 веке.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий